НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 № 88-3366/20

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3366/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 марта 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.

судей Прудентовой Е.В., Богдевич Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело ; по иску Пименова ФИО7 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о ежемесячной доплате к пенсии,

по кассационным жалобам лица, не участвующего в деле, - Краевого государственного автономного учреждения «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», истца Пименова ФИО9 на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 7 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2019 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., объяснения представителя истца Масленниковой ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Пименов ФИО10 (далее - Пименов В.П., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г. Лесосибирске Красноярского края), в котором просил признать отказ ответчика в назначении доплаты к пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность произвести выплату доплаты с ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ переведен на нелетную должность начальника Ярцевского авиаотделения, в связи с чем должен получать ежемесячную доплату к пенсии. Полагает, что отказ ответчика не основан на законе.

Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Пименову В.П. в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Лицо, не участвующее в деле, Краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов»), истец Пименов В.П. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых поставили вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Пименов В.П., представителя ГУ УПФР в г. Лесосибирске Красноярского края, КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не сообщившие о причинах неявки.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу Пименова В.П. не подлежащей удовлетворению, жалоба КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Пименов В.П. ДД.ММ.ГГГГ принят постоянным десантником-пожарным в Ярцевское отделение Красноярской базы авиационной охраны лесов. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инструктора пожарной группы III класса Ярцевского авиаотделения. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инструктора пожарной команды 3-го класса. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность летчика-наблюдателя 3-го класса Ярцевского авиаотделения. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность аэродромного рабочего. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность летчика-наблюдателя. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность старшего летчика-наблюдателя. ДД.ММ.ГГГГ уволен на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с ликвидацией предприятия). ДД.ММ.ГГГГ принят на должность старшего летчика-наблюдателя Ярцевского авиаотделения КГУ «Красноярская база авиационной охраны лесов». ДД.ММ.ГГГГ уволен на основании пункта 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации(по собственному желанию). ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника Ярцевского авиаотделения в ГП КК «Лесопожарный центр». ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность летчика-наблюдателя Ярцевского авиаотделения. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника Ярцевского авиаотделения. Неоднократно на период пожароопасного сезона переводился на должность летчика-наблюдателя. С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника Ярцевского авиаотделения, где продолжает работать по настоящее время.

Судом также установлено, что Пименов В.П. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет летного состава по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 79 Закона РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР».

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, отказывая в иске, руководствовался статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155, приведя результаты оценки доказательств в решении, исходил из того, что доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей и летной работы и должности, дающей право на доплату к пенсии.

Согласно преамбуле Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», данным Законом определены условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155 утверждены правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», согласно пункту 2 которых в выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155, предусмотрена должность начальника.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм следует, что доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей и летной работы и должности, дающей право на доплату к пенсии.

Доводы кассационной жалобы Пименова В.П. о том, что он не осуществляет летную работу и не является членом летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли во внимание, поскольку списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. №155, должность начальника отнесена к другим членам летного экипажа. Невыполнение истцом летной работы, как и отсутствие в должностной инструкции обязанностей, связанных с выполнением такой работы, не порождает право истца на получение указанной доплаты к пенсии в период его работы в должности, дающей право на доплату к пенсии. Факт неуплаты работодателем за период работы истца в должности начальника Ярцевского авиаотделения отчислений в Пенсионный фонд сам по себе также не свидетельствует о праве истца на получение доплаты к пенсии при невыполнении им условия для выплаты указанной доплаты- оставления работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Принимая во внимание, что Пименов В.П. должность, относящуюся к членам летных экипажей, дающей право на доплату к пенсии, не оставил, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на указанную доплату.

Доводы кассационной жалобы о том, что истец руководит не летным подразделением, были предметом исследования в суде первой инстанции.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (сокращенное наименование КГАУ «Лесопожарный центр») создано путем реорганизации в форме преобразования ДД.ММ.ГГГГ Основным видом деятельности учреждения является предоставление услуг в области лесоводства, дополнительные виды деятельности, в том числе: выполнение авиационных работ; деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом; перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию; перевозка воздушным грузовым транспортом, не подчиняющимся расписанию (л.д. 7-10).

Согласно штатному расписанию КГАУ «Лесопожарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ штат Ярцевского авиаотделения состоит из 49 единиц, в том числе: начальник авиаотделения – 1 ед., старший летчик-наблюдатель – 2 ед., летчик-наблюдатель – 1 ед. и др. (л.д. 46).

Летчик-наблюдатель (включая старшего) КГАУ «Лесопожарный центр» обязан: в составе экипажа воздушного судна выполнять полеты по авиапотрулированию лесов и тушению лесных пожаров; выполнять авиационные работы по тушению лесных пожаров с использованием парашютно-пожарных и десантно-пожарных авиационных звеньев; в полете ведет визуальную и детальную ориентировку по маршруту с использованием полетных и патрульных карт и т.д., что подтверждается должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

Начальник авиаотделения КГАУ «Лесопожарный центр» обязан осуществлять общие организационные и административно-хозяйственные задачи, координировать деятельность входящих в состав авиаотделения структурных формирований, что подтверждается инструкцией начальника авиаотделения от ДД.ММ.ГГГГ и письмом КГАУ «Лесопожарный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей гражданской авиации, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень таких организаций предоставляется Федеральным агентством воздушного транспорта в Пенсионный фонд Российской Федерации. КГАУ «Лесопожарный центр» включен в Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании сертификата эксплуатанта, действующего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом ОПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-52).

Доводы истца Пименова В.П. о том, что сформированные в структуре учреждения авиаотделения фактически не имеют статус летных подразделений и действуют в качестве территориальных структурных единиц, не являются основаниями для отмены судебных актов, поскольку суд не вправе устанавливать тождественности различных наименований работ, профессий, должностей. Суд первой инстанций руководствовался Списком должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правилами исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии.

Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. № 155, должность начальника летного подразделения отнесена к другим членам летного экипажа. Вывод суда первой инстанции о том, что невыполнение истцом летной работы, как и отсутствие в должностной инструкции обязанностей, связанных с выполнением такой работы, не порождает право истца на получение указанной доплаты к пенсии в период его работы в должности, дающей право на доплату к пенсии, является верным и законным. Указанным Списком предусмотрен ряд должностей, в том числе начальник летного подразделения, в должностные обязанности которых не входит непосредственное выполнение летных работ, однако данные должности включены в перечень. Из представленных доказательств следует, что КГАУ «Лесопожарный центр» использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в состав подразделение авиаотделения входят летчики-наблюдатели, работой которых руководит истец, и данная должность летчика-наблюдателя также предусмотрена Списком.

Доводы истца о том, что должность начальника летного подразделения не относится к авиаотделению, что судом не учтены фактически выполняемые истцом работы, основаны на ином понимании норм материального права и несогласии с оценкой доказательств. Фактическое невыполнение истцом летной работы не влечет назначение спорной доплаты к пенсии.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не проанализированы положения приказа Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», согласно пункту 1.3 которых выполнение члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками, соответствующее медицинское заключение, не являются основаниями для отмены судебных актов. Поскольку невыполнение указанных требований не опровергает выводы суда о том, что для получения доплаты к пенсии истец должен оставить должность начальника летного подразделения, что для указанной должности требуется соблюдение соответствующих требований.

В кассационной жалобе лица, не участвующего в деле, - КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», указано, что учитывая оставление истцом Пименовым В.П. должности летчика-наблюдателя и переход на должность начальника Ярцевского авиаотделения, Учреждение прекратило отчислять взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Также одновременно указывает, что судом не учтены фактически исполняемые Пименовым В.П. обязанности, суд не привлек работодателя в качестве третьего лица, поскольку судом установлена обязанность производить отчисления в Пенсионный фонд в соответствии с вышеуказанным законом, и это нарушает его права. Также суд не исследовал штатное расписание, в соответствии с которым авиаотделения не являются летными подразделениями в понимании Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», поскольку начальнику авиаотделения подчиняются и пожарно-химические станции, которые не имеют отношения к обеспечению деятельности летных подразделений.

Статьей 4 указанного федерального закона установлено, что для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, устанавливается тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 процентов выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования. Начисление страховых взносов по указанному тарифу не производится на начисленные работодателями в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплаты, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом).

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Поэтому ссылка лица, не участвующего в деле, - КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», на иное штатное расписание не являются основаниями для отмены судебных актов.

Доводы кассационной жалобы о том, что разрешен вопрос о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», не подтвержден текстом судебных актов. Напротив, указанное лицо, которое не было привлечено к участию в деле, в кассационной жалобе указывало, что производило отчисления в Пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», то есть признавало структуру авиаотделения летным подразделением.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» если кассационные жалоба, представление поданы лицом, не обладающим правом на обращение в суд кассационной инстанции (например, лицом, не участвующим в деле, в отношении которого судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах или обязанностях), то они подлежат возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что если основания для возвращения кассационных жалобы, представления, предусмотренные частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, будут обнаружены судом кассационной инстанции при рассмотрении жалобы или представления с делом в судебном заседании, суд кассационной инстанции должен вынести определение об оставлении кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу (пункт 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку судом кассационной инстанции установлено, что вопрос о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» не был разрешен судом, его кассационную жалобу следует оставить без рассмотрения по существу.

Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку.

Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 7 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пименова В.П. - без удовлетворения.

Кассационную жалобу лица, не участвующего в деле, - Краевого государственного автономного учреждения «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» - оставить без рассмотрения по существу.

Председательствующий С.Б. Латушкина

Судьи Н.В. Богдевич

Е.В. Прудентова