ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-23676/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-979/2023 (УИД 55RS0004-01-2023-000484-82) по иску Полещук Галины Ивановны к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконными действий по удержанию денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
по кассационной жалобе Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Резонтовой Татьяны Юрьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства труда и социального развития Омской области Фетисовой Веры Михайловны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Полещук Галины Ивановны и ее представителя Белоусовой Ольги Александровны, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полещук Галина Ивановна (далее - Полещук Г.И., истец) обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - БУ «МФЦ», ответчик), Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконными действий по удержанию денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Исковые требования мотивированы тем, что Полещук Г.И. как ветерану труда назначен денежный эквивалент скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и уплате взноса на капитальный ремонт. С 8 октября 2022 г. предоставление мер социальной поддержки прекращено в связи с несвоевременным сообщением о смене адреса, при этом из текущих сумм, причитающихся к выплате по новому месту жительства, ежемесячно удерживается излишне выплаченная сумма за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г.
Истец просила признать незаконными действия Министерства труда и социального развития Омской области по удержанию с нее компенсации по оплате расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, возложить на Министерство труда и социального развития Омской области обязанность возвратить ей удержанные денежные средства, составляющие компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 22 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г., исковые требования Полещук Г.И. к Министерству труда и социального развития Омской области, к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконными действий по удержанию денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности возвратить удержанные денежные средства удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по удержанию в качестве излишне выплаченной суммы денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г. В удовлетворении исковых требований в данной части к Министерству труда и социального развития Омской области отказано.
На Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена обязанность произвести перерасчет Полещук Г.И. меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г., по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 1 ноября 2016 г. по 31 июля 2022 г. в связи с изменением места жительства по адресу: <адрес>; расчет размера мер социальной поддержки произвести с учетом получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 31 марта 2014 г. №53-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области».
В удовлетворении исковых требований в данной части к Министерству труда и социального развития Омской области отказано.
Бюджетным учреждением Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассатор указывает на то, что Полещук Г.И. своевременно не уведомила БУ «МФЦ» об изменении места жительства, в связи с чем в период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г. без установленных законом оснований получала меры социальной поддержки и в результате указанных действий образовалась излишне выплаченная истцу денежная сумма мер социальной поддержки в размере 51 739 рублей 30 копеек. При этом ответчиком была организована работа по разъяснению населению о необходимости своевременного информирования органов социальной защиты обо всех изменениях данных необходимых для назначения мер социальной поддержки.
Также заявитель ссылается на неисполнимость решения суда первой инстанции.
Министерством труда и социального развития Омской области представлен отзыв на кассационную жалобу, в которой заявитель поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Полещук Г.И. представлен отзыв на кассационную жалобу. По мнению Полещук Г.И. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г. подлежат оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения, участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Резонтовой Т.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства труда и социального развития Омской области Фетисовой В.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Полещук Г.И. и ее представителя Белоусовой О.А., действующей на основании ходатайства истца, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, отзывов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 июня 2011 г. распоряжением начальника филиала казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» «Центр социальных выплат и материально технического обеспечения Ленинского административного округа г. Омска» Полещук Г.И. как «Ветерану труда» были назначены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья и по оплате коммунальных услуг, начиная с 1 июня 2010 г.
На момент назначения данных мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Полещук Г.И. была зарегистрирована по месту жительства на территории Ленинского административного округа г. Омска по адресу: <адрес>.
августа 2014 г. истец была снята с регистрационного учета по данному месту жительства.
Распоряжением начальника филиала МФЦ ЛАО от 2 ноября 2016 г. Полещук Г.И. назначена мера социальной поддержки в виде льготы по уплате взноса на капитальный ремонт по категории «Ветеран труда», как проживающей по адресу: <адрес>.
Данная мера социальной поддержки была назначена Полещук Г.И. без истребования заявления и проверки документов, при этом с 9 августа 2014 г. она уже была зарегистрирована по месту жительства на территории Кировского административного округа г. Омска, по адресу: <адрес>.
В период с 15 мая 2019 г. Полещук Г.И. была зарегистрирована на территории Ленинского административного округа г. Омска, по адресу: <адрес>, а со 2 апреля 2022 г. имеет регистрацию по месту жительства на территории Октябрьского административного округа г. Омска, по адресу: <адрес>.
июля 2022 г. Полещук Г.И. обратилась в БУ МФЦ ОАО с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
БУ МФЦ ОАО 12 июля 2022 г. запросило в БУ МФЦ ЛАО аттестат с указанием излишне выплаченной (недополученной) суммы и даты прекращения выплаты денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг на Полещук Г.И., для назначения ДЭС в МФЦ ОАО.
Распоряжениями начальника филиала БУ МФЦ ЛАО от 15 июля 2022 г. Полещук Г.И. прекращено предоставление льготы по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг, по уплате взноса на капитальный ремонт по категории «Ветеран труда» в связи с переменой места жительства с 1 сентября 2014 г., на основании вышеуказанного запроса БУ МФЦ ОАО.
БУ МФЦ ЛАО также сообщило, что Полещук Г.И., ранее зарегистрированной по адресу: <адрес>, предоставлялись денежные эквиваленты скидки, по которым имеются излишне выплаченные суммы: по оплате коммунальных услуг - 34 898 рублей 21 копейка; по оплате жилого помещения - 13 117 рублей 33 копейки; на уплату взноса на капитальный ремонт - 3 723 рубля 76 копеек.
Распоряжениями начальника филиала БУ МФЦ ОАО от 26 июля 2022 г. Полещук Г.И. с 2 апреля 2022 г. назначены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг, по уплате взноса на капитальный ремонт по категории «Ветеран труда», по адресу места жительства: <адрес>.
Одновременно этим же учреждением приняты распоряжения об удержании вышеуказанной переплаты по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг, по уплате взноса на капитальный ремонт с 2 апреля 2022 г.
Судами также установлено, что с июля 2022 года указанные меры социальной поддержки Полещук Г.И. фактически не предоставляются, удерживаются в счет образовавшейся задолженности, остаток удержания составляет по оплате коммунальных услуг- 21 979 рублей 60 копеек; по оплате жилого помещения - 7 742 рубля 74 копейки; на уплату взноса на капитальный ремонт - 1 446 рублей 57 копеек.
Из письменных возражений представителя БУ «МФЦ» Резонтовой Т.Ю. и представителя Министерства труда и социального развития Омской области Шарыпова Э.Н. судом первой инстанции установлено, что денежный эквивалент скидки по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг, по уплате взноса на капитальный ремонт был назначен Полещук Г.И. в автоматическом режиме.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», статьи 21 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», пунктов 2, 17, 19, 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. №229-п, установив факт предоставления истцу мер социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг и в виде льготы по уплате взноса на капитальный ремонт по категории «Ветеран труда» как проживающей по адресу: <адрес>, факт неоднократного изменения истцом места регистрации в период с 2014 г. по 2022 г. без уведомления ответчиков об изменении места жительства, исходя из того, что в ходе рассмотрения дела ответчиком не были представлены доказательства разъяснения истцу, предусмотренного законом порядка предоставления мер социальной поддержки, прав и обязанностей получателя таких мер, добровольно возместить суммы предоставленных мер социальной поддержки Полещук Г.И. предложено не было, с соответствующим иском в суд ответчики не обращались, с учетом правового статуса Полещук Г.И. как ветерана труда, она не утратила право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт и данное право сохраняется за ней независимо от смены места жительства, с учетом характеристик жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу, что у действия Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по удержанию в качестве излишне выплаченной суммы денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г. являются незаконными, на Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подлежит возложению обязанность по перерасчету сумм денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г., по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 1 ноября 2016 г. по 31 июля 2022 г. в соответствии с пунктами 10, 10.1 Порядка №229-п.
В удовлетворении исковых требований к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконными действий бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по удержанию в качестве излишне выплаченной суммы денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г., судом первой инстанции отказано, поскольку Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» является самостоятельным юридическим лицом, оспариваемые действия совершены должностными лицами указанного учреждения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о неисполнении истцом возложенной на нее обязанности и неправомерном получении мер социальной поддержки, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда указала на то, что истец является ветераном труда, проживает на территории города Омска и в силу действующего законодательства имеет право на вышеуказанные меры социальной поддержки, в связи с переменой места жительства истца согласно Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. №229-п размер меры социальной поддержки подлежат перерасчету, ответчиком истцу назначены меры социальной поддержки по новому месту жительства, о чем принято распоряжение 26 июля 2022 года, с одновременным принятием решения об их удержании в счет образовавшейся задолженности, начиная с августа 2014 года, при том, что согласия на такое удержание от гражданина получено не было.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы ответчика о невозможности исполнить решение суда в части возложения на учреждения обязанности осуществить соответствующий перерасчет основанием для отмены решения быть не могут; ответчиком в нарушение приведенного Порядка какие-либо действий, направленные на производство такового перерасчета не предпринимались, а напротив, осуществлено неправомерное удержание из предоставленных гражданину мер социальной поддержи.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение которых поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Омской области в данной части действует Закон Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее - Кодекс Омской области).
Подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 21 Кодекса Омской области (в редакции на момент назначения истцу мер социальной поддержки в 2011 году) было предусмотрено, что ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений и денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления).
Законом Омской области от 4 марта 2016 года №1853-03 в названный пункт статьи 21 были внесены изменения, согласно которым с этого момента и до настоящего времени ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (подпункт 3);
- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) (подпункт 4);
-денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 4.1.);
- денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (подпункт 4.2.);
-денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов (подпункт 5).
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области утвержден постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 года №229-п (далее – Порядок).
Согласно пункту 14 Порядка (в редакции, действующей на момент первоначального назначения истцу мер социальной поддержки), в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления мер социальной поддержки (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства), производится перерасчет размера мер социальной поддержки со дня их наступления.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 15 Порядка предоставление мер социальной поддержки прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение права гражданина на их получение, в частности, утрата гражданином права на меры социальной поддержки, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Омской области.
В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 14, абзаце втором пункта 15 настоящего Порядка, граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в учреждения по месту жительства в течение 14 дней с момента их наступления.
При неисполнении гражданами обязанности, установленной абзацем первым настоящего пункта, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующих выплатах либо взыскиваются в судебном порядке (пункта 16 Порядка).
В ныне действующей редакции Порядка (в том числе, и на момент подачи истцом заявления в июле 2022 года) предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки приостанавливается, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступила информация от гражданина об изменении места жительства (пребывания), указанного в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки, в пределах Омской области (подпункт 4 пункта 14 Порядка).
В пункте 10 Порядка в качестве основания перерасчета мер социальной поддержки указано следующее:
поступление от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, уточненных сведений (документов) о фактически начисленном гражданину размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по вывозу жидких бытовых отходов в соответствующем месяце;
поступление от гражданина документов, подтверждающих фактические расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по вывозу жидких бытовых отходов;
изменение количества граждан, проживающих в жилом помещении совместно с гражданином, в том числе членов семьи гражданина, на которых в соответствии с законодательством распространяются меры социальной поддержки;
изменение состава предоставляемых гражданину жилищно- коммунальных услуг, технических параметров жилого помещения гражданина, в том числе площади жилого помещения, высоты потолков, количества комнат в жилом помещении;
изменение тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных услуг, предельного уровня розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, предельных цен на топливо печное бытовое (дрова, уголь).
В соответствии с пунктом 10.1 Порядка, в случае превышения размера фактически предоставленных гражданину мер социальной поддержки над размером мер социальной поддержки, полученным в результате перерасчета, излишне выплаченная сумма подлежит учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки путем уменьшения их размера.
Как предусмотрено в пункте 17 Порядка предоставление мер социальной поддержки прекращается в том числе, в случае:
утраты гражданином права на меры социальной поддержки (подпункт 1);
изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки (в случае выезда гражданина за пределы территории Омской области) (подпункт 2).
Согласно пункту 19 Порядка в случае наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 17 настоящего Порядка, гражданин обязан сообщить о таких обстоятельствах в учреждение в течение 14 календарных дней с момента их наступления.
При неисполнении гражданами обязанности, установленной пунктом 19 настоящего Порядка, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке (пункт 20).
Согласно приведенным нормативным положениям, право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, капитального ремонта определены указанными выше нормативным правовым актом, где названы, в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, среди них изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки (в случае выезда гражданина за пределы территории Омской области) и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в четырнадцатидневный срок сообщить о наступлении таких обстоятельств.
Вместе с тем, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление такой меры поддержки предоставляется по прежнему месту регистрации, однако может быть реализовано гражданином по новому месту регистрации или жительства.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, в том числе за спорный период, в связи с чем, полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги, капитальный ремонт излишне выплаченными не являются, несообщение ответчиком о перемене места жительства не повлекло неправомерного получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, при назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Полещук Г.И. не была разъяснена обязанность извещать об изменении места жительства, назначение меры социальной поддержки в виде льготы по уплате взноса на капитальный ремонт было произведено в отсутствии заявления истца, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований и признания незаконными действий учреждения по удержанию меры социальной поддержки, назначенной истцу и возложении на Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанности произвести перерасчет Полещук Г.И. меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 г. по 31 июля 2022 г., по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 1 ноября 2016 г. по 31 июля 2022 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что Полещук Г.И. своевременно не уведомила БУ «МФЦ» об изменении места жительства, ответчиком была организована работа по разъяснению населению положений законодательства о предоставлении льгот, неисполнимости решения суда не могут служить основанием для отмены правильного апелляционного определения, поскольку являлись предметом оценки судом первой и апелляционной инстанции и были отклонены по мотивам подробно приведенным в обжалуемых судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, выводы мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: