НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2024 № 88-3844/2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3844/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 13 февраля 2024 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Долматовой Н.И.,

рассмотрев гражданское дело № 38RS0030-01-2017-003321-28 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства

по кассационной жалобе и дополнениям к жалобе общества с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» на определение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16 августа 2023 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 8 ноября 2023 г.

установил:

Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области по делу № 2- 2435/17 на ООО «Лес-Транс» возложена обязанность выполнить определенные действия. На основании исполнительного документа возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по совершению вышеописанных действий. Однако исполнить указанные действия не представляется возможным, так как на день обращения с указанным заявлением и длительное время до этого причал на Усть-Илимском водохранилище в озвученных в решении суда местоположениях не эксплуатируется, работы по погрузке и отгрузке не ведутся, причал не существует и не эксплуатируется. Несколько лет назад ведущая дорога к территории бывшего причала была заасфальтирована и установлен дорожный знак, запрещающий движение лесовозного транспорта, в свете чего деятельность по строительству причала, его эксплуатации, была не актуальна и не велась. В настоящее время общество обратилось в ТОВР Иркутской области за предоставлением водного участка для размещения плавательных средств, однако в виде причала земельный участок не используется, работы по отгрузке древесины не ведутся. Исполнить решение суда, обязывающее ответчика совершить действия, определенные решением суда, не представляется возможным.

ООО «Лес-Транс» в акватории Усть-Илимского водохранилища не владеет причалом, не возводило его, фактически территория не используется, как пункт приема, переработки или отгрузки древесины. Хранение и переработка древесины на арендованном земельном участке не осуществляется. Фактически на водной акватории Усть-Илимского водохранилища ведется отстой судов, в настоящее время незадействованных в работе. В связи с тем, что причал как пункт приема древесины, переработки и отгрузки на учет не ставился, заявление о снятии с учета подавать не целесообразно. При этом фактическое прекращение деятельности влечет за собой и прекращение существования причала - пункта приема. ООО «ЛесТранс» в виду озвученных причин в заявлении не осуществляет длительное время прием, переработку, отгрузку древесины, соответственно исполнить решение суда, требование исполнительного документа не может.

На основании изложенного, заявитель просил прекратить исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГг., выданного Усть-Илимским городским судом на основании решения по делу № 2-2435/2017 в части: обязании общества обратиться в ТОВР по Иркутской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для вынесения решения о предоставлении водного объекта Усть-Илимского водохранилища в пользование для строительства сооружения причала в акватории Усть-илимского водохранилища, граничащей с участком, имеющим местоположение: <адрес>, в установленном законом порядке в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязании общества подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыбаловства заявку о согласовании деятельности по эксплуатации причала, размещению в акватории плавательных средств, отгрузке древесины в районе земельного участка, имеющим местоположение: <адрес>, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление указанной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязании общества организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности по эксплуатации причала, отгрузке древесины в районе земельных участков, имеющим местоположение: <адрес> в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, кроме той части, где речь идет о размещении в акватории плавательных средств; обязании общества обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины, земельного участка, имеющим местоположение: <адрес>, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязании общества обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины, расположенного Усть-Илимск, 010102, 5, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от 8 ноября 2023 г., в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к жалобе представитель ООО «Лес-Транс» - Мутигуллина Н.М. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Кассатор указывает, что не менее двух лет причал на Усть-Илимском водохранилище, в озвученных местоположениях в решение суда не эксплуатируется, работы по погрузке и отгрузке не ведутся, сам причал, как место хранения и транспортировки древесины не существует. ООО «Лес-Транс» в акватории на Усть-Илимского водохранилища не владеет причалом, на котором размещен пункт приема, переработки и отгрузки древесины, ранение и переработка древесины на арендованном земельном участке не осуществляется.

Относительно доводов кассационной жалобы поступили письменные возражения Братского межрайонного природоохранного прокурора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, без проведения судебного заседания, судьей единолично.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены оспариваемого судебного постановления не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, что решением Усть-Илимского городского суда от 18 декабря 2017г. по гражданскому делу № 2-2435/2017 исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. Суд постановил:

1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» обратиться в Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для заключения договора водопользования для целей использования акватории водного объекта Усть-Илимского водохранилища (размещения плавательных средств и временной постройки) в районе земельного участка, имеющего местоположение: <адрес>, в установленном законом порядке в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» обратиться в Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для заключения договора водопользования для целей использования акватории водного объекта Богучанского водохранилища (размещения плавательных средств и временной постройки) в районе земельного участка, имеющего местоположение: <адрес> в установленном законом порядке в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

3. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» обратиться в Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области с заявлением о предоставлении одного объекта в пользование для вынесения решения о предоставлении водного объекта - Усть-Илимского водохранилища в пользование для строительства сооружения причала в акватории Усть-Илимского водохранилища, граничащей с земельным участком, имеющим местоположение: <адрес>, в установленном законом порядке в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

4. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-транс» обратиться в Территориальный отдел водных ресурсов по Иркутской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для вынесения решения о предоставлении водного объекта Богучанского водохранилища в пользование для строительства сооружения причала в акватории Богучанского водохранилища, граничащей с земельным участком, имеющим местоположение: <адрес> в установленном законом порядке в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

5. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности по эксплуатации причала, размещению в акватории плавательных средств, отгрузке древесины в районе земельного участка, имеющего местоположение: <адрес>, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление указанной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

6. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» провести мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, составляющих в натуральном выражении 307 кг., оказанного в результате строительства причала в виде деревянной ряжевой причальной стенки, размещенного возле вышеуказанного земельного участка с кадастровым в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

7. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности по эксплуатации причала, размещению в акватории плавательных средств, отгрузке древесины в районе земельных участков, имеющих местоположение: <адрес> в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

8. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности по эксплуатации причала, размещению в акватории плавательных средств, отгрузке древесины в районе земельных участков, имеющих местоположение: <адрес>, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

9. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» обеспечить беспрепятственный доступ к береговой полосе Богучанского водохранилища в районе земельного участка, имеющего местоположение: <адрес> путем демонтажа установленного вдоль береговой полосы металлического забора с сеткой - рабицей до уреза воды, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

10. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» удалить с территории земельного участка, имеющего местоположение: <адрес> кучи кородревесных отходов высотой от 1,5 до 2 метров в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

11. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЛесТранс» обратиться в Министерства лесного комплекса Иркутской области с заявлением о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

12. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения- причала (причальной стены), размещенного в Усть-Илимском водохранилище от точки с координатами <данные изъяты>” до точки с координатами <данные изъяты> собственником и эксплуатирующей организацией которого является ООО «Лес-Транс», в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

13. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения- причала (причальной стены), размещенного в Богучанском водохранилище от точки с координатами <данные изъяты> до точки с координатами <данные изъяты> собственником и эксплуатирующей организацией которого является ООО «Лес-Транс», в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», в течении З месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

14. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лес-транс» обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес> течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу.

Судом установлено, что на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Усть-Илимским городским судом на основании решения по делу № 2-2435/17, возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу на обращение заявителя от Министерства лесного комплекса Иркутской области, если перевалка древесины производится с барж на автомобильный транспорт без хранения, то в данном случае причал пунктом приема, переработки и отгрузки древесины не является.

Суд первой инстанции исследовав представленные в дело доказательства, в том числе акты внеочередного освидетельствования судов, выслушав пояснения сторон, пришел к выводу, что указанные обстоятельства не являются основаниями для прекращения исполнительного производства и решение, в части указанных в заявлении пунктов подлежит исполнению в установленные законом сроки, поскольку указанные заявителем обстоятельства, не основаны на нормах права, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», для прекращения исполнительного производства.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, так как обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для прекращения исполнительного производства, предусмотренных положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве», заявителем не приведено, и судом при рассмотрении заявления не установлено.

С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций кассационный суд полагает необходимым согласиться.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Основания для прекращения исполнительного производства установлены статьей 43 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу нормы пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия. Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергнуть выводы судов.

По смыслу вышеприведенных норм права, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, утрата возможности исполнения исполнительного документа не может определяться причинами, зависящими от должника.

Доводы кассационной жалобы, что исполнение решения суда невозможно, в связи с тем, что ООО «Лес-Транс» в акватории Усть-Илимского водохранилища не владеет причалом не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергнуть выводы судов.

С учетом изложенного суды пришли к верному выводу, что приведенные заявителями обстоятельства основанием для прекращения исполнительного производства не являются.

Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не усматривается. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств судами допущено не было.

Как усматривается из содержания кассационной жалобы, возражения ее подателя сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судами, в связи с чем доводы не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.

Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

определение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16 августа 2023 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к жалобе общества с ограниченной ответственностью «Лес-Транс» без удовлетворения.

Судья Н.И. Долматова