НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2022 № 2-848/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-19109/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 11 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Гусева Д.А., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-848/2021 (УИД 24RS0032-01-2021-000711-18) по иску Анисимова Виктора Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой, специальный и северный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Анисимова Виктора Владимировича на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г.

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Анисимов Виктор Владимирович (далее по тексту - Анисимов В.В., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее также - ОПФР по Томской области, ответчик) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой, специальный и северный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что 10 сентября 2020 г. истец обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 21 октября 2020 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального и северного стажа. По подсчетам пенсионного фонда страховой стаж истца на 31 декабря 2019 г. составил 25 лет 10 месяцев 11 дней, стаж за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - 18 лет 5 месяцев 2 дня, специальный стаж - 6 лет 6 месяцев 3 дня. Ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы с 29 сентября 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности машиниста-кочегара теплохозяйства в/ч 14174, так как отсутствуют сведения о виде топлива, на котором работала котельная, а также о продолжительности отопительного сезона, с 31 октября 2000 г. по 30 марта 2001 г. в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены, с 1 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены, с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены. Не включены в страховой и северный стаж периоды работы с 27 января 1995 г. по 31 января 1996 г. в АООТ «Тогурский лес» в цехе № 12 в должности водителя пожарного автомобиля, так как наименование организации в оттиске печати при увольнении не поддается прочтению, с 17 сентября 1998 г. по 31 октября 1998 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат» в цехе № 12 в должности охранника, так как наименование организации в оттиске печати при увольнении не поддается прочтению, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о заработке за сентябрь и октябрь 1998 года, с 1 апреля 2003 г. по 6 апреля 2003 г. в ООО «Кетский лесозавод» в цехе № 1 в должности охранника, так как имел место отпуск без содержания.

Принимая во внимание, что на момент обращения за назначением пенсии он работал в ООО «СК ПНГ» в северных местностях и в тяжелых условиях труда, то северный стаж составил 20 лет 7 месяцев 18 дней, специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (суммированный с работой на лесозаготовках) - 12 лет 8 месяцев 10 дней, 50 лет уже исполнилось. Сведения о работе в тяжелых условиях труда и в северной местности за полный 2020 год в лицевом счете имеются.

С учетом изложенного просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 29 сентября 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы в теплохозяйстве в/ч 14174, дислоцирующейся в г. Колпашево Томской области, в льготном исчислении с применением северного коэффициента 1,5, с 1 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис», с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. и с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 31 октября 2000 г. по 2 декабря 2000 г. и с 19 января 2001 г. по 30 марта 2001 г. в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» в льготном исчислении с применением северного коэффициента 1,5, возложить на ответчика обязанность включить периоды работы в страховой стаж и в северный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 января 1995 г. по 31 января 1996 г. в АООТ «Тогурский лес», с 17 сентября 1998 г. по 31 октября 1998 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», с 1 апреля 2003 г. по 6 апреля 2003 г. в ООО «Кетский лесозавод», с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО «Сервисная компания ПНГ», возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 сентября 2020 г., а также взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением Колпашевского городского суда Томской области от 27 сентября 2021 г. в связи с отказом истца от исковых требований части прекращено производство по делу в части требований о включении в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 1 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис», о включении в страховой и северный стаж периода работы с 27 января 1995 г. по 31 января 1996 г. в АООТ «Тогурский лес», с 17 сентября 1998 г. по 31 октября 1998 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», с 1 апреля 2003 г. по 6 апреля 2003 г. в ООО «Кетский лесозавод».

Решением Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. на ОПФР по Томской области возложена обязанность включить Анисимову В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 29 сентября 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности машиниста (кочегара) котельной в теплохозяйстве войсковой части 14174, с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. и с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», период работы с 29 сентября 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности машиниста (кочегара) котельной в теплохозяйстве войсковой части 14174, как имевший место до 1 января 2002 г., учесть Анисимову В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном порядке в полуторном размере, также на ОПФР по Томской области возложена обязанность включить Анисимову В.В. в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО «Сервисная компания ПНГ». В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 31 октября 2000 г. по 2 декабря 2000 г. и с 19 января 2001 г. по 30 марта 2001 г. в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс», признании права и назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 сентября 2020 г. отказано. Кроме того с ОПФР по Томской области в пользу Анисимова В.В. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г. решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Анисимов В.В. просит отменить решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Томской области просит отменить решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г.

Относительно доводов кассационной жалобы ОПФР по Томской области Анисимовым В.В. представлены письменные возражения, доводов кассационной жалобы Анисимова В.В. ОПФР по Томской области представлены письменные возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, письменных возражениях на кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и они выразились в следующем.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 10 сентября 2020 г. Анисимов В.В. обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 21 октября 2020 г. , с учетом изменений, внесенных решениями от 8 сентября 2021 г. и от 20 сентября 2021 г. , Анисимову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

Согласно решению пенсионного органа от 20 сентября 2021 г. продолжительность страхового стажа истца по состоянию на 31 декабря 2019 г. составила 26 лет 11 месяцев 29 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 2-П от 29 января 2004 г. - 36 лет 1 месяц 17 дней, продолжительность стажа в районах Крайнего Севера - 16 лет 10 дней (продолжительность северного стажа исчислена по правилам пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), стаж на работах с тяжелыми условиями труда - 7 лет 5 месяцев 9 дней.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности машиниста-кочегара котельной в войсковой части № 14174 с 29 сентября 1993 г. по 31 января 1994 г., суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что в спорный период работы истец выполнял обязанности машиниста (кочегара) котельной в течение полного рабочего дня, а, следовательно, указанный период подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом судом первой инстанции указано, что вышеуказанный период работы истца, как имевший место до 1 января 2002 г., необходимо зачесть с применением коэффициента 1,5 в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В указанной части решение и апелляционное определение не обжалуются, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г., с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «Сервисная Компания ПНГ», суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, не установив обстоятельств виновного поведения истца, как работника, в результате которых работодателем были внесены неверные сведения в персонифицированный учет, пришел к выводу, что в вышеуказанные периоды истец работал полный рабочий день, в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (моторист цементно-пескосмесительных агрегатов (2130100а-14755)).

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж Анисимова В.В. периодов работы с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г., с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементо-пескосмесительного агрегата в ООО «Сервисная Компания ПНГ», дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом судом первой инстанции указано, что период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку в соответствии с положениями трудового договора от 30 декабря 2014 г. местом работы истца является ООО «СК ПНГ» Обособленное подразделение в г. Мегион, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, который поименован в перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, данные о работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отражены работодателем в сведениях индивидуального персонифицированного учета.

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с работы с 31 октября 2000 г. по 2 декабря 2000 г., с 19 января 2001 г. по 30 марта 2001 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» в должности водителя на вывозке леса и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Анисимова В.В. работодателем отражены без указания кода льготных условий труда, доказательств, свидетельствующих о занятости истца в течение полного рабочего дня на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, при предоставлении работодателем в пенсионный орган по месту работы истца сведений, не оспоренных в установленном порядке, о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код льготной, иной совокупности допустимых доказательств, свидетельствующих о работе истца в условиях труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не представлено.

Установив, что с учетом не оспоренного ответчиком стажа на соответствующих видах работ 7 лет 5 месяцев 9 дней, а также подлежащих включению в специальный стаж периодов его работы, установленных решением суда (с учетом применения коэффициента 1,5 согласно ранее действующему законодательству при исчислении календарных периодов работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, до 01.01.2002 года), страховой стаж истца, с учетом достижения им на момент обращения (с которого и заявлено требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости) возраста 50 лет составляет менее требуемых 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 сентября 2020 г.

Оценив представленную в материалы дела истцом в подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя квитанцию, учитывая категорию настоящего дела, работу, которая была проведена представителем в ходе рассмотрения дела, объем и содержание искового заявления, существо и сложность требований, продолжительность рассмотрения дела с участием представителя истца, объем представленных доказательств, результат оказанной помощи - частичное удовлетворение требований, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Анисимова В.В. расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 15000 рублей.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Относительно доводов кассационной жалобы Анисимова В.В. об оспаривании отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов с работы с 31 октября 2000 г. по 2 декабря 2000 г., с 19 января 2001 г. по 30 марта 2001 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» в должности водителя на вывозке леса судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила от 11 июля 2002 г. № 516).

В силу пункта 4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Как следует из дела, Анисимов В.В. в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»» зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 12 февраля 1999 года.

Согласно данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца с 31 октября 2000 г. по 2 декабря 2000 г. и с 19 января 2001 г. по 30 марта 2001 г. в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» в должности водителя на вывозке леса отражены работодателем без указания кода льготных условий труда, кроме того самим работодателем период работы истца в льготных условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», отражен только с 3 декабря 2000 г. по 18 января 2001 г.

Суды первой и апелляционной инстанций вопреки доводам кассационной жалобы Анисимова В.В. пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие письменных доказательств, свидетельствующих о занятости истца в указанные периоды в течение полного рабочего дня на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, при предоставлении работодателем в пенсионный орган по месту работы истца сведений, не оспоренных в установленном порядке, о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код льготы, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части не имеется.

Относительно доводов кассационной жалобы ОПФР по Томской области о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов с работы с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. и с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО «Сервисная компания ПНГ» судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Судами первой и апелляционной инстанций относительно данных периодов указано, что согласно данным о стаже Анисимова В.В., выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о работе истца в период с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. отражены как работа в обычных условиях, тогда как сведения о работе истца с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. не отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В подтверждение работы в льготных условиях истцом представлены трудовой договор от 30 декабря 2014 г. , с учетом дополнительного соглашения от 30 декабря 2014 г., согласно которым местом работы Анисимова В.В. является ООО «СК ПНГ» обособленное подразделение в г. Мегион, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>.

Согласно справкам от 18 октября 2021 г., уточняющим особый характер работы или условия труда, выданным ОО «Сервисная Компания ПНГ», Анисимов В.В. в период с 3 января 2015 г. по 1 апреля 2018 г. работал полный рабочий день в обособленном подразделении ООО «Сервисная Компания ПНГ» в г. Мегион, местность, приравненная к районам Крайнего Севера, в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ, принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. В период с 1 апреля 2018 г. по 1 сентября 2019 г. работал полный рабочий день в филиале ООО «Сервисная Компания ПНГ» в г. Ноябрьске, район Крайнего Севера, в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ; принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. В период с 1 сентября 2019 г. по настоящее время работал полный рабочий день в обособленном подразделении ООО «Сервисная компания ПНГ» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ, принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. Отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска не предоставлялись. Не зафиксировано работы в условиях сокращенного (неполного) рабочего дня, совместительства, неполной рабочей недели в связи с сокращением объемов производства. Период работы с 3 января 2015 г. относится к Списку № 2 раздел «Бурение скважин. добыча нефти и газа», позиция 2130200а-14755, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам за период с 3 января 2015 г. по 1 апреля 2018 г. не производилась. Работа производилась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в районе Крайнего Севера.

К ним приложены табели учета рабочего времени, тарифно-квалификационная инструкция моториста цементо-пескосмесительного агрегата, журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, лицевые счета, инструкция по охране труда для моториста цементо-пескосмесительного агрегата, расчетные листки, в которых отражена доплата за вредные условия труда, личная карточка работника, в которой отражены отпуска за работу в РКС и ВТУ, приказы в отношении истца о приеме на работу, предоставлении отпусков.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Судом апелляционной инстанции для выяснение вопроса о специальной оценке условий труда истца в указанные периоды в адрес ООО «Сервисная компания ПНГ» был направлен запрос о предоставлении сведений, связанных с работой истца в условиях труда на рабочем месте по работе с соответствующим классом вредности или опасности, установленным по результатам специальной оценки условий труда.

По запросу суда апелляционной инстанции от ООО «Сервисная компания ПНГ» поступили карты аттестации.

На основании карт специальной оценки условий труда № от 17 марта 2020 г. и от 29 июля 2016 г. общая оценка условий труда истца по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса составляла 3.1, то есть вредные условия труда.

С учетом представленных сведений о наличии специальной оценки условий труда суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие начисления и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам не препятствует возможности включения указанных периодов в специальный страховой стаж истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

В Определении от 28 февраля 2019 г. № 475-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указав, что такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, не относящихся к указанной категории.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом, исходя из части 1 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ и пункта 2 Методики специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, идентификация является только начальным этапом специальной оценки условий труда, на котором производится выявление имеющихся на рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов и их классификация (сопоставление с классификатором вредных и (или опасных производственных факторов).

На основании частей 1, 8 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья (часть 4 названной статьи).

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 1042, такое правовое регулирование направлено на обеспечение установления соответствующей гарантии на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия, предусматривавшего ранее действовавшим регулированием.

Согласно приведенным нормам, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются с 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Таким образом, для включения периодов работы истца, имевших место после 1 января 2013 г., в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, необходимо одновременное выполнение двух условий:

- класс условий труда на рабочем месте истца должен соответствовать вредному или опасному классу, установленному по результату специальной оценки условий труда;

- страхователем должны производиться начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам.

Начисление и уплата дополнительных страховых взносов является обязательным условием для включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в силу прямого указания закона (часть 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Таким образом, поскольку сведения о работе истца в период с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г. отражены как работа в обычных условиях, сведения о работе истца с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. не отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, начисление и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам за эти периоды не производилась, то выводы судов об удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части нельзя признать обоснованными.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.

Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г., с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», включения в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО «Сервисная компания ПНГ», они в указанной части приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены в указанной части судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в этой части в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела в указанной части суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г. отменить в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанности включить Анисимову Виктору Владимировичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 3 января 2015 г. по 30 ноября 2017 г., с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», включить Анисимову Виктору Владимировичу в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в ООО «Сервисная компания ПНГ», направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Колпашевский городской суд Томской области.

В остальной части решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Анисимова Виктора Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи