ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1499/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 10 февраля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-160/2021 (УИД 75RS0011-01-2021-000219-71) по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г.,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Читы при участии представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю по доверенности ФИО17
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю по доверенности ФИО17, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1), ФИО2 (далее по тексту – ФИО2), ФИО3 (далее по тексту – ФИО3), ФИО4 (далее по тексту – ФИО4), ФИО5 (далее по тексту – ФИО5), ФИО6 (далее по тексту – ФИО6), ФИО7 (далее по тексту – ФИО7), ФИО8 (далее по тексту – ФИО8), ФИО9 (далее по тексту – ФИО9), ФИО10 (далее по тексту – ФИО10), ФИО11 (далее по тексту – ФИО11), ФИО12 (далее по тексту – ФИО12), ФИО13 (далее по тексту – ФИО13), ФИО14 (далее по тексту – ФИО14), ФИО15 (далее по тексту – ФИО15), ФИО16 (далее по тексту – ФИО16) обратились в Каларский районный суд Забайкальского края с исками к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее по тексту – ГУ МЧС России по Забайкальскому краю) о взыскании задолженности по заработной плате.
Протокольным определением Каларского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2021 г. на основании части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по искам указанных лиц объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 августа 2021 г., исковые требования удовлетворены частично. С ГУ МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу ФИО1 в размере 226 656,59 рублей, ФИО2 в размере 166 382,82 рублей, ФИО4 в размере 174 278,92 рублей, ФИО5 в размере 193 086,68 рублей, ФИО6 в размере 139 258,47 рублей, ФИО7 в размере 205 153,07 рублей, ФИО8 в размере 162 172,97 рублей, ФИО9 в размере 233 587,75 рублей, ФИО10 в размере 190 449,04 рублей, ФИО11 в размере 154 357,33 рублей, ФИО12 в размере 218 409,80 рублей, ФИО14 в размере 198 672,94 рублей, ФИО16 в размере 127 791,14 рублей, ФИО13 за период с 1 января 2020 г. по 26 сентября 2020 г. в размере 151 735,02 рублей, ФИО15 за период с 8 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 94 441,36 рублей, ФИО3 за период с 8 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 96 268,26 рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных решений года об удовлетворении заявленных исковых требований 16 работников 22-й пожарно - спасательной части 3 пожарно - спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате допущены существенные нарушения, выразившиеся в несоответствии выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и в неправильном применении норм материального права (неправильном истолковании закона), подлежащим применению. Судебные акты приняты без всякого правового обоснования причин образования у ГУ МЧС России по Забайкальскому краю фактической задолженности по заработной плате перед работниками 22-й пожарно - спасательной части 3 пожарно - спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. Выводы судом основаны на неправильном применении положений законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок определения размера и выплаты минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового Кодекса Российской Федерации) к правоотношениям, сложившимся при выплате работникам реагирующих подразделений ФПС ГПС заработной платы в 2020 г. в размере не менее 32 000 рублей в месяц к начислению в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180 и письмом заместителя Министра МЧС России ФИО18 от 24 января 2020 г. № 91-16-15ДСП. Судами неправильно применены положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, принятого по иному предмету спора и применительно именно к определению минимального размера оплаты труда, а также порядка начисления на минимальный размер оплаты труда районного коэффициента и надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Минимальный размер оплаты труда для работников 22-й пожарно-спасательной части в 2020 г. составлял 12 130 рублей, а не 32 000 рублей, как указано судами. Судами не учтено и не принято во внимание, что повышение уровня оплаты труда работников реагирующих подразделений ФПС ГПС МЧС России с 1 января 2020 г. не предусматривало установление для данной категории минимального размера оплаты труда в размере не менее 32 000 рублей с последующим начислением на указанный размер заработной платы районного коэффициента и надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Судебные акты судов первой и апелляционной инстанций противоречат не только положениям статей 129, 133 и 144 Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», Коллективному договору между руководством Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и трудовым коллективом по регулированию социально - трудовых отношений федеральных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю на 2020-2023 гг., но и указаниям МЧС России, как главного распорядителя бюджетных средств, наделенного исключительными полномочиями по распределению выделенных лимитов бюджетных обязательств на повышение уровня оплаты труда гражданского персонала. Выводы судов об одинаковом уровне оплаты труда работников 22-й пожарноспасательной части с работниками иных подразделений МЧС России, работающими в благоприятных климатических условиях противоречат фактическим обстоятельствам дела (согласно расчетных листков и расчетов представленных в материалы дела), так как в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. уровень заработной платы работников 22-й пожарно-спасательной части отличался как между самими работниками подразделения, так и с другими подразделениями МЧС России. Доводы истцов ФИО8, ФИО6, ФИО13, ФИО2, ФИО11 и ФИО10 о наличии недополученной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. ничем необоснованны, так как согласно письму заместителя Министра МЧС России ФИО18 от 24 января 2020 г. № 91-16-15ДСП выплата президентской доплаты указанным работникам вообще не была предусмотрена и Главным управлением в спорный период не производилась в связи с тем, что размер их месячной заработной платы в спорный период существенно превышал 32 000 рублей в месяц к начислению и составлял от 35 000 до 45 000 рублей в месяц, в зависимости от занимаемой должности, выслуги лет, а также размера надбавок стимулирующего и компенсационного характера. В данном случае судами самостоятельно, в нарушение статьи 133 Трудового Кодекса Российской Федерации, без должного правового обоснования и без учета указаний МЧС России, установлена система оплаты труда для работников 22-й пожарно-спасательной части в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г., отвечающая по мнению судебных инстанций установленным требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующим порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Судами неверно истолковано содержание пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в соответствии с которым (буквально по тексту) «районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на заработок работника, определенный в соответствии с установленной в учреждении системой оплаты труда». Вынесенное решение наоборот прямо противоречит указанному положению, в противоречие приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» подразумевает отнесение президентской доплаты к установленной системе оплаты труда гражданского персонала МЧС России. При этом, суд произвольно изменяет порядок определения президентской доплаты работникам 22-й пожарно-спасательной части, существенно увеличивая ее размер, а затем еще и применяя повышенные размеры районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях. Ни одним нормативно-правовым актом Российской Федерации, коллективным договором учреждения либо локальным актом работодателя не предусмотрено применение в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. надбавок за районный коэффициент и за работу в местностях с особыми климатическими условиями к оплате труда работников 22-й пожарно-спасательной части, достигающей после начисления «президентской доплаты» размера 32 000 рублей. Суд без уважительной причины восстановил пропущенный истцами срок для обращения в суд за взысканием недополученной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 31 мая 2020 г., на основании переписки, производимой одним истцом ФИО2 Ссылки суда на наличие коллективных жалоб являются неверными, так как данные жалобы писались одним работником 22-й пожарно-спасательной части по вопросу снижения районного коэффициента и не имеют отношения к предмету рассматриваемого судом спора. Уважительных причин, делающих невозможным своевременное обращение истцов в суд о взыскании заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 31 мая 2020 г. истцами не указано, документально не подтверждено, ссылки на переписку с различными инстанциями, как основание для восстановления пропущенного срока, являются необоснованными, поскольку сами по себе данные письменные обращения не являются уважительной причиной и по своему содержанию не относятся к предмету рассматриваемого судом спора. Доводы истцов о том, что Главное управление совершило действия, подтверждающие наличие у учреждения задолженности по заработной плате перед личным составом 22-й пожарно-спасательной части являются необоснованными и не соответствуют действительности, так как согласно письменному разъяснению ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 9 ноября 2020 г. № 5756-13-2-12 «О порядке выплаты заработной платы работникам реагирующих подразделений» (представлено истцами в материалы дела) следует, что выплата президентской доплаты в порядке, предусмотренном письмом Финансово-экономического департамента МЧС России от 25 сентября 2020 г. № 15-4-1021ДСП «Об оплате труда работников ФПС ГПС», производится с 1 октября 2020 г. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцы приняты в ГУ МЧС России по Забайкальскому краю пожарно-спасательного подразделения переводом из ликвидированного подведомственного учреждения — ФГКУ «3 отряд ФПС ГПС по Забайкальскому краю», которое в соответствии с приказом МЧС России от 31 августа 2019 г. прекратило свою деятельность.
Местом дислокации пожарно-спасательного подразделения является с. Чара Каларского района Забайкальского края (район, приравненный к районам Крайнего Севера). 22 пожарно-спасательная часть 3 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Системой оплаты труда работников 22-й пожарно-спасательной части предусмотрены ежемесячно на постоянной основе выплаты в виде оклада по должности (тарифной ставки), надбавки за выслугу лет в процентах от должностного оклада (тарифной ставки), надбавки за вредные условия труда в размере 12% от должностного оклада, надбавки за особые условия труда, специальный режим работы, сложность напряженность в процентах от должного оклада (тарифной ставки), надбавки за тушение пожаров в размере 15% от должностного оклада (тарифной, ставки).
Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700 для работников федеральной противопожарной службы устанавливались конкретные размеры районного коэффициента до 10 января 2020 г. Для работников ФПС ГПС, выполняющих трудовые функции на территории Каларского района Забайкальского края, был установлен коэффициенте-размере - 1,70.
В связи с проведением ликвидационных мероприятий и принятием Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» с 10 января 2020 г. территориальными органами МЧС России произведен переход на новую систему оплаты труда гражданского персонала.
Согласно пунктам 58 и 59 Приложением 2 к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 к заработной плате работников ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, выполняющих трудовые функции в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, должен устанавливаться районный коэффициент и выплачиваться процентная надбавка к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Во исполнение требований трудового законодательства Российской Федерации ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в январе 2020 г. произведено вручение письменных уведомлений о снижении с 1 апреля 2020 г. размера районного коэффициента к заработной плате работников 22 пожарно-спасательной части до 1,30.
С 1 апреля 2020 г. произведено подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам с личным составом 22 пожарно-спасательной части, в том числе и с истцами, о снижении размера районного коэффициента к заработной плате до 1,30.
Согласно подпункту «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № 2 Пр-1180 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 г. до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 г. - до 32 000 рублей в месяц.
24 января 2020 г. во все территориальные органы МЧС России было направлено указание № 91-16-15дсп, в соответствии с которым с 1 января 2020 г. производится повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников частей (заместителей начальников частей), допущенных к руководству тушением пожаров до суммы 32 000 в месяц к начислению.
Поскольку истцы проживают и работают в местности, в которой законодательством установлены районный коэффициент и северная надбавка, начисленная заработная плата в спорный период времени истцам ФИО13 ФИО11, ФИО10, ФИО8, ФИО6, ФИО2, ФИО19 с учетом районного коэффициента и набавки превышала 32 000 рублей, в связи с чем президентская доплата им не начислялась и не выплачивалась.
Истцам ФИО14, ФИО12, ФИО9, ФИО7, ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО15, ФИО3 такая доплата производилась в той части, в которой начисленная заработная плата достигала уровня 32 000 рублей.
25 сентября 2020 г. в адрес ответчика поступило разъяснение № 15-4-10-21 ДСП, согласно которому поручено пересмотреть подход к начислению заработной платы работникам реагирующих подразделений и в пределах доведенных лимитов бюджетных средств произвести перерасчет заработной платы работников и довести ее начисление до 32 000 рублей без учета районного коэффициента и северной надбавки.
Истцы, указав, что выплата в размере 32 000 рублей производится всем работникам без учета особых климатических условий, а именно работникам в Каларском районе, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, уровень оплаты до 32 000 рублей доводится путем начисления районного коэффициента и процентной надбавки, тогда как в силу статей 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 58, 59 Приказа МЧС России № 747 к заработной плате работников организаций и подразделений системы МЧС, дислоцированных в приравненных к Крайнему Северу районах устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник, таким образом, заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми климатическими условиями по своему размеру не отличается от оплаты лиц, работающих в районах с благоприятным климатом, у работодателя перед ними возникла задолженность по заработной плате, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 129, 146, 148, 315, 316, 317, 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 6 Постановления Госкомтруда СССР № 45, Секретариата ВЦСПС № 2 от 19 января 1961 г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников организаций и предприятий радиовещания и телевидения системы Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР», разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что расчет задолженности должен производиться при фактически отработанной норме часов следующим образом: оклад + надбавка за выслугу лет + надбавка за вредные условия труда + надбавка за особые условия, специальный режим работы, сложность, напряженность + доплата за работу в ночное время + за работу личного состава караула (тушение пожаров) + (доплата до 32 000 рублей, в случае если указанные начисления в совокупности не достигают данного размера 32 000 рублей) и умножается на районный коэффициент и процентную надбавку, при этом для каждого из истцов приняты во внимание индивидуальные надбавки за сложность, выслугу и т.п., представленным в расчетных листах и расчетах ответчика. Срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, признан судом пропущенным истцами по уважительной причине.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 46Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
Согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 8), Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) под судебной защитой понимается эффективное восстановление в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2020 г. № 36-П, от 22 апреля 2011 г. № 5-П, от 27 декабря 2012 г. № 34-П, от 22 апреля 2013 г. № 8-П и др.).
Такие гарантии установлены, в частности, нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для лиц, обратившихся в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются или вручаются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования закона судами первой и апелляционной инстанций не выполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» были утверждены; размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 2); условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 3); порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4).
Согласно пункту 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (тарифных ставок), в том числе окладов руководителей учреждений, - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд); выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в размере; выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании); единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.
Согласно пункту 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В пункте 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 3) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно пункту 6 Порядка фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях: увеличения (индексации) окладов; изменения штатов (штатных расписаний, перечней); существенных изменений условий оплаты труда; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.
С 10 января 2020 г. вступил в силу Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее по тексту - Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747), который признал утратившим силу Приказ МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 утверждены: Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 1), Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 3), Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 4).
В приложении 1, утвержденном Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, приведены размеры должностных окладов работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 1 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее по тексту - Порядок) (приложение № 4), утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, настоящий Порядок определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - работники).
Выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников (пункт 2 Порядка).
Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда (пункт 3 Порядка).
Перечень выплат, которые входят в годовой фонд оплаты труда, установлен в пункте 4 Порядка и к ним относятся: должностные оклады (тарифные ставки) (далее соответственно - оклад, тарифная ставка), в том числе окладов руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд), с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда; выплаты компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в соответствующем размере, при этом фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели; выплаты стимулирующего характера для учреждений в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании), фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств; единовременные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств; материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).
Согласно пункту 5 Порядка фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка указано, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случаях: а) увеличения (индексации) окладов (тарифных ставок); б) изменения штатов (штатных расписаний, перечней); в) существенных изменений условий оплаты труда; г) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; д) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера; е) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера.
Согласно пункту 13 Порядка в пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного МРОТ, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа руководителя организации (учреждения).
В пункте 7.19 Коллективного договора, заключенного между руководством Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и трудовым коллективом по регулированию социально-трудовых отношений федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, на период с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2023 г., установлено, что месячное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Согласно пункту 7.19 Коллективного договора в редакции дополнительного соглашения, месячное денежное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих (заработной платы работников) территориального органа производится в порядке предусмотренными пунктами 7.21 и 7.22 Коллективного договора.
В случае, если месячное денежное содержание государственного гражданского (служащего территориального органа, исчисляемое согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» с учетом ежемесячных и иных дополнительных выплат к денежному содержанию, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Представителя нанимателя производится доплата к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего в размере, обеспечивающем соответствие уровня денежного содержания, минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячного денежного содержания государственных гражданских служащих территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав денежного содержания районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением государственной гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего производится по решению Представителя нанимателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (пункт 7.21 Коллективного договора).
В случае, если месячная заработная плата работника территориального органа, исчисляемая согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом всех выплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Работодателя производится доплата к месячной заработной плате работника в размере, обеспечивающем соответствие уровня заработной платы минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячной заработной платы работников территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав вознаграждения за труд районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячной заработной плате работника производится по решению работодателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (пункт 7.22 Коллективного договора).
Порядок оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (далее - Главное управление, территориальный орган), замещающих должности в структурных подразделениях территориального органа, в том числе: в самостоятельных управлениях, отделах, отделениях и группах Главного управления, в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) в штате территориального органа (центр управления в кризисных ситуациях, пожарно-спасательный отряд, пожарно-спасательная часть, специализированная пожарно-спасательная часть и др.), в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам на территории Забайкальского края (Центр государственной инспекции по маломерным судам), порядок назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок компенсационного характера, назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок стимулирующего характера, оказания материальной помощи, а также условия и порядок премирования работников структурных подразделений территориального органа, регламентированы Положением о порядке оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (приложение № 6 к Коллективному договору).
С 1 января 2020 г. МРОТ установлен в размере 12 130 рублей (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
Согласно подпункту «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с ФИО20, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 г. – до 32 000 рублей в месяц (срок – 1 августа 2019 г., ответственные: ФИО21, ФИО22).
В порядке установленном законом или иным нормативным актом вопрос доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24 000 рублей в месяц, а с 2020 г. – до 32 000 рублей, не урегулирован.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России ФИО18 от 30 августа 2019 г., доведенные лимиты бюджетных обязательств на оплату труда работников федеральной противопожарной службы были предназначены на доведение в 2019 г. уровня оплаты труда работников ФПС ГПС до 24 тысяч рублей в месяц, начиная с 1 июля 2019 г.
В соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России ФИО18 от 24 января 2020 г., повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производилось начиная с 1 января 2020 г. в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. По результатам произведенного увеличения, размер оплаты труда работников составил не менее 32 тысяч рублей к начислению.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Из взаимосвязанных положений статей 38 и 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также принцип подведомственности расходов бюджетов, предполагают установление лимитов бюджетных обязательств для целей формирования и расходования средств бюджетов различных публично-правовых образований. Так, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом, лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из анализа вышеизложенного следует, что если общая сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех предусмотренных выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях) в месяц окажется ниже рекомендованной (в 2019 г. - 24 000 рублей в месяц, с 2020 г. – 32 000 рублей), работнику устанавливается доплата в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной. При этом доплата, предусмотренная подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с ФИО20, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, исходя из приведенных выше норм не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее осуществление производится за счет бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели МЧС России лимитов.
Как следует из материалов дела, в пределах доведенных лимитов в 2020 г., повышение уровня оплаты труда произведено с 1 января 2020 г. работникам пожарно-спасательных подразделений в составе Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников пожарно-спасательных частей и их заместителей, допущенных к руководству тушением пожаров, минимальная заработная плата ряда работников ПСЧ № 22, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, доведена до уровня не менее 32 тысяч рублей в месяц к начислению согласно указанию главного распорядителя средств федерального бюджета (МЧС России) путем осуществления выплаты президентской доплаты. Доплата производилась только работникам 22 пожарно-спасательной части, размер ежемесячной заработной платы которых в сумме был менее 32 тысяч рублей в месяц к начислению. Работникам 22 пожарно-спасательной части, заработная плата которых в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. была больше 32 тысяч рублей в месяц к начислению, выплата доплаты в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. не производилась в связи с отсутствием на то законных оснований.
Таким образом, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, доплата ответчиком была произведена.
С учетом изложенного по данному делу судам первой и апелляционной инстанций следовало установить: из каких частей состоит заработная плата истцов, какие доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера были установлены истцам, в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, какими нормативными актами эта система оплат труда установлена (ведомственные приказы, коллективный договор и т.д.); каков режим рабочего времени каждого из истцов (пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, работа с ненормированным рабочим днем, работа в режиме гибкого рабочего времени, сменная работа и т.д.); каким образом работодателем осуществлялся учет рабочего времени истцов; осуществлялась ли истцами в указанный ими в исковых заявлениях периоды работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.; какие выплаты в счет заработной платы в названный период были произведены работодателем истцам; какой механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера, был применен работодателем при определении заработной платы каждого из истцов в спорные периоды, соответствует ли такой механизм подсчета заработной платы истцов требованиям трудового законодательства и была ли произведена оплата труда истцам в спорный период в полном объеме; соответствовала ли в спорные периоды общая сумма заработной платы, выплаченная истцам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех предусмотренных выплат, надбавок (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях) в месяц, уровню указанному в подпункте «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (в 2020 г. – 32 000 рублей); устанавливалась ли истцам доплата в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной; производилась ли такая доплата истцам, если нет то причины по которым соответствующая доплата не произведена.
Однако указанные юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были, они не вошли в предмет доказывания по делу, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили.
Суд первой инстанции ограничился лишь указанием на то, что расчет задолженности должен производиться при фактически отработанной норме часов следующим образом: оклад + надбавка за выслугу лет + надбавка за вредные условия труда + надбавка за особые условия, специальный режим работы, сложность, напряженность + доплата за работу в ночное время + за работу личного состава караула (тушение пожаров) + (доплата до 32 000 рублей, в случае если указанные начисления в совокупности не достигают данного размера 32 000 рублей) и умножается на районный коэффициент и процентную надбавку, при этом для каждого из истцов приняты во внимание индивидуальные надбавки за сложность, выслугу и т.п., представленным в расчетных листах и расчетах ответчика. Вместе с тем, данных о том, каким образом суд первой инстанции проверял расчет невыплаченной истцам заработной платы, механизм расчета заработной платы истцам, ни нормы закона или иного нормативного правового акта, на котором основано утверждение суда о наличии задолженности у работодателя перед истцами, в решении не приведено.
В нарушение положений статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не отразил в решении мотивы, по которым доводы исковых заявлений истцов приняты им в качестве средств обоснования выводов о нарушении ответчиком прав истцов на оплату труда, а доводы и доказательства, представленные ответчиком в обоснование отсутствия задолженности по выплате заработной платы истцам, отвергнуты судом, также суд не привел основания, по которым объяснениям истцов отдано предпочтение перед доказательствами, представленными ответчиком.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции допущенные нарушения не устранил, расчет взысканных судом в пользу истцов денежных средств не проверил.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований согласиться и с выводами судов о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на доплату, указанную в подпункте «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с ФИО20, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (статья 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, территориальные масштабы Российской Федерации и ее географическое положение предопределяют необходимость учета при формировании социально-экономической политики государства природно-климатических особенностей тех или иных регионов, с тем чтобы обеспечить их устойчивое развитие, создать благоприятные условия для эффективной хозяйственной деятельности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и, в конечном счете, - обеспечить достойную жизнь проживающим на их территории гражданам на основе принципов равенства и социальной справедливости. Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития. В этих целях федеральным законодателем установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) (часть 2 статьи 146 и статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). Повышение оплаты труда таким работникам направлено не только на возмещение им дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях, но и на выравнивание уровня жизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Что касается определения способов и размера повышения оплаты труда работников в местностях с особыми климатическими условиями, то федеральный законодатель - поскольку из Конституции Российской Федерации не вытекает его обязанность гарантировать таким гражданам определенный размер повышения оплаты труда или использовать для повышения ее размера конкретные правовые механизмы - вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в рамках предоставленной ему дискреции. Исходя из этого для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 316 и часть 1 статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника. На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 г. № 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В пункте 5 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, было предусмотрено, что к заработной плате работников учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
К заработной плате работников учреждений могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате работников учреждений, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР и действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение к настоящему пункту).
При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда оплаты труда, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
В приложении к пункту 2 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России «Размеры районных коэффициентов к заработной плате» указано, что Забайкальский край, за исключением районов, указанных в пунктах 3 и 6 относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30 (пункт 7). Пунктом 3 Каларский район Забайкальского края отнесен к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,70. Пунктом 6 районы Забайкальского края: Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский (в том числе поселок Вершино-Дарасунский; город Краснокаменск и поселки Краснокаменский и Октябрьский) отнесены к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40.
В Приказе МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 не приведены районные коэффициенты для расчета данной надбавки.
В пункте 58 Условий размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, указано, что к заработной плате работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник (пункт 59 Условий размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), утвержденных Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747).
В пункте 3 «Виды выплат компенсационного характера» раздела II «Выплаты компенсационного характера работникам территориального органа, условия и порядок их назначения» Положения о порядке оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (Приложение № 6 к Коллективному договору) предусмотрены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В подпункте 3.1.2 к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30, отнесены Каларский, Тунгиро-Олёкминской и Тунгокоченский районы Забайкальского края. Указано, что районный коэффициент в размере 30 % установлен в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах на основании постановления от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18, утвержденного Государственным комитетом Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС, «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного, хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В пункте 3.2 указано, что в соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Статьями 315 - 317 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и Приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем, на основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти бывшего СССР.
Пунктом 3.2.1 установлено, что Забайкальский край (ранее - Читинская область) отнесен к районам с особыми климатическими условиями, где устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате. На основании постановления ЦК КПСС, Совмина СССР ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» работникам устанавливается процентная надбавка за работу на территории Забайкальского края. Порядок установления процентной надбавки и исчисления стажа работы, дающего право на ее получение, определен Инструкцией о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 3. В соответствии с пунктом 1 Постановления от 9 января 1986 г. № 53 и пункта 6 Инструкции от 22 ноября 1990 г. № 3, работникам назначается процентная надбавка в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, где льготы и компенсации предоставляются па основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255, и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.
В пункте 3.2.2 указано, что в Забайкальском крае имеются местности, приравненные к районам Крайнего Севера. Это Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский районы (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»). Работникам, работающим в этих местностях, процентные надбавке устанавливаются во исполнение указов Президиума ВС СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII в порядке, определенном Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2. На основании пункта 16 названной Инструкции, работникам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначается выплата надбавки в следующих размерах: - по истечении первого года работы - 10%, за каждый последующий год работы - увеличение на 10% до достижения 50%. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка устанавливается в размере 10% за каждые шесть месяцев работы до достижения 50%.
Принимая во внимание, что доплаты, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с ФИО20, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, не входят в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными нормативными актами, производятся только в том случае, когда сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех выплат, входящих в систему оплаты труда, в месяц составляет ниже 32 000 рублей, выплата такой доплаты производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, на них не подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка.
С учетом изложенного, решение Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В связи с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции иные доводы кассационной жалобы кассационным судом не рассматриваются, они подлежат проверке и правовой оценке при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 октября 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова