НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 № 2-2690/19

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15467/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 8 октября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.

судей: Латушкиной С.Б., Раужина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2690/2019 (УИД ) по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариата Томской области» на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 23 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 мая 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Томской области») о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 6 августа 1979 г. по 7 декабря 2009 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Последняя занимаемая должность перед увольнением с военной службы - председатель гарнизонного военного суда, воинское звание - подполковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 30 лет, в льготном исчислении - более 31 года. С декабря 2009 г. по 30 апреля 2018 г. он являлся пенсионером из числа судей военных судов, получал пенсию за выслугу лет в размере 83 % соответствующих сумм денежного довольствия. С декабря 2009 года назначенная ему пенсия начислялась, исходя из должностного оклада председателя суда, оклада по воинскому званию и надбавки за выслугу лет в размере 70 %, при этом сумма начисленной пенсии увеличивалась на размер районного коэффициента. После внесения изменений в законодательство о денежном довольствии военнослужащих с 1 января 2012 г. исчисление пенсии производится с применением процентной надбавки за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» в размере 40 %.

По мнению истца, в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», поскольку частью 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ в отношении пенсионеров из числа военных судей установлено специальное правовое регулирование. Истец полагал, что ему, как пенсионеру из числа военных судей, имеющему выслугу более 30 лет, с 1 января 2012 г. подлежала начислению и выплате пенсия с учетом надбавки за выслугу лет в размере не 40, а 70 процентов оклада денежного содержания, в связи с чем за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2018 г. ответчиком не доплачена пенсия в размере 930 812 рублей 28 копеек.

Истец просил взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Томской области» за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2018 г. недоплаченную пенсию за выслугу лет в размере 930 812 рублей 28 копеек.

Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 23 января 2020 г. исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет удовлетворены; взыскана с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Томской области» сумма недоплаченной пенсии за выслугу лет за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 930 812 рублей 28 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 мая 2020 г. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 23 января 2020 г. оставлено без изменения.

ФКУ «Военный комиссариат Томской области» подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений. Заявитель указывает на то, что истец имеет право на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам месячного денежного содержания в размере 40 процентов, выплата надбавок за выслугу лет и окладов по воинским званиям судьям военных судом должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в связи с чем основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствовали. Кроме того, кассатор считает, что в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом пропущен срок исковой давности при подаче данного искового заявления.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд приходит к выводу, что по настоящему делу судами такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил военную службу в период с 6 августа 1979 г. по 7 декабря 2009 г., последняя занимаемая им должность – председатель Томского гарнизонного военного суда. Из списков личного состава Томского гарнизонного военного суда истец исключен приказом от 2 декабря 2009 г.

Приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 3 ноября 2009 г. ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет ФИО1 в Вооруженных Силах составила в календарном исчислении 30 лет 2 месяца, в льготном исчислении:30 лет 11 месяцев. Воинское звание-подполковник юстиции.

С декабря 2009 года ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Пенсия за выслугу лет установлена бессрочно, которая исчислена из должностного оклада председателя суда, оклада по воинскому званию (подполковник юстиции), процентной надбавки за выслугу лет - 70 %.

С 1 января 2012 г. исчисление пенсии истцу производится с применением предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» процентной надбавки за выслугу лет 40 %.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена частью 6 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. №309 ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 статьи 12 данного Федерального закона), в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, и пенсия истцу за выслугу лет в части процентной надбавки ответчиком была необоснованно уменьшена с 70% до 40% с 1 января 2012 г.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции полагает указанные выводы судебных инстанций законными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (часть 1 статьи 7 названного федерального закона, далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).

Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).

Пунктом 6 части 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ предусмотрено установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания военнослужащих 40 процентов - при выслуге от 25 лет и более.

Порядок применения Федерального закона № 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу 11 ноября 2011 года.

В силу части 8 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г., подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.

Частью 9 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.

При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пункта «б» части 1 статьи 49 Закона N 4468-I, а также положений частей 8 - 11 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнена часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно указанным дополнениям пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции данного Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакции данного Федерального закона)».

Таким образом, в связи с реформированием с 1 января 2012 годы системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 года военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Вместе с тем, если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий судей военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленного статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», то относительно применения размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), в данной норме указания отсутствуют.

При этом в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8-11 статьи 12 данного Федерального закона).

Учитывая вышеприведенные правовые нормы, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правомерными выводы судебных инстанций о наличии у истца права на получение в составе пенсионного обеспечения надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.

Таким образом, установив, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, суды правомерно пришли к выводу о том, что уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей противоречит положениям приведенных норм материального права, и ставит военных судей в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что нарушает конституционный принцип, закрепленный в статьях 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

В силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая, что сумма пенсии в надлежащем размере, не была получена пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего ее, пенсия подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку были предметом рассмотрения в судах, им дана надлежащая оценка они не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариата Томской области» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи