ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6107/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 3 апреля 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Конаревой И.А., рассмотрел гражданское дело № 2-895/2019 (22MS0045-01-2019-000890-48) по иску некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Сафронову А.С. и Сафроновой А.Г. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, по кассационной жалобе Сафронова А.С. и Сафроновой А.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 6 города Бийска Алтайского края от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение Бийского городского суда Алтайского края от 24 сентября 2019 г.
установил:
некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась в суд с иском к Сафронову А.С. и Сафроновой А.Г. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 7905 руб. 45 коп., пени за несвоевременно и не полностью уплаченные взносы на капитальный ремонт общего имущества дома в размере 2135 руб. 09 коп. В обоснование заявленных требований указала, что ответчики являются собственниками помещения площадью 62,40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку собственники помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес> не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, постановлением органа местного самоуправления № от 17 ноября 2014 г. принято решение о его формировании на счете регионального оператора. С 1 декабря 2014 г. начисление платы за капитальный ремонт было включено в единый счет на оплату ЖКХ. В силу ч. 8.1. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Алтайского края от 22 декабря 2017 г. № 472 размер взноса на капитальный ремонт в данном многоквартирном доме составляет 5 руб. 26 коп. Ответчиками взносы на капитальный ремонт не вносили, в связи с чем образовалась задолженность заявленная истцом ко взысканию.
13 июня 2019 г. мировым судьей судебного участка № 6 города Бийска Алтайского края вынесено решение, которым исковые требования удовлетворены частично: взыскать в солидарном порядке с Сафронова А.С., Сафроновой А.Г. в пользу некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 3693 руб. 45 коп. за период с марта 2016 года по март 2017 г. включительно по состоянию на 18 января 2019 г., пени в размере 767 руб. 72 коп. за период с 11 апреля 2016 г. по 18 января 2019 г. В остальной части в удовлетворении требований отказать, в связи с пропуском срока исковой давности.
Апелляционным определением Бийского городского суда Алтайского края от 24 сентября 2019 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и апелляционной инстанции, Сафронов А.С. и Сафронова А.Г. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой. В кассационной жалобе ставят вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что судами не верно определено лицо, которое в соответствии с законодательством в данном случае обязано вносить спорные взносы, считают обязанность по уплате взносов в счет не исполненных истцом обязательств является незаконным, так как не представлено никаких доказательств по несению им расходов на капитальный ремонт. Кроме того считает, что истец не вправе осуществлять деятельность выходящую за ее пределы, так как уставом некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не предусмотрена функция оператора по взысканию взносов на капитальный ремонт.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационный суд таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не установлено, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчики с 18 сентября 2012 г. и по настоящее время являются собственниками квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 № 146 «Об утверждении краевой программы «Капитального имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», указанный выше дом внесен в региональную программу капитального ремонта. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 1 декабря 2014 г. Поскольку собственниками дома в котором на праве собственности ответчикам принадлежит квартира не был избран способ формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, то Постановлением органа местного самоуправления № от 17 ноября 2014 г. было принято решение о его формировании на счете регионального оператора. Постановлением Администрации Алтайского края от 28 марта 2014 № 151 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2014 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на 2014 год в размере – 4 руб. 50 коп. за один кв.м общей площади жилого помещения. Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2017 г. № 582 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2015 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на 2012 год в размере – 4 руб. 50 коп. за один кв.м общей площади жилого помещения. Постановлением Администрации Алтайского края от 25 декабря 2015 № 521 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2016 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на 2016 год в размере – 4 руб. 50 коп. за один кв.м общей площади жилого помещения. Постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2016 г. № 446 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2017 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на 2017 год в размере – 4 руб. 73 коп. за один кв.м общей площади жилого помещения. Согласно выписки из лицевого счета №, у ответчиков образовалась задолженность в размере 7 905 руб. 45 копеек по состоянию на январь 2019 г., в связи с ненадлежащим исполнением ответчиками своих обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт, были начислены пени в размере 2 135 руб. 09 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи.
Оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанции у кассационного суда не имеется в силу следующего.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае предусмотренном ч.7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность, а не право по оплате собственниками взносов на капитальный ремонт.
Согласно п.14.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Учитывая вышеизложенные нормы права, доводы кассаторов подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам кассатора в материалы дела представлены доказательства подтверждающие обоснованность заявленных ко взысканию сумм.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласится с которыми у суда кассационной инстанции не имеется, указанные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку сводятся к несогласию с оценочными выводами суда первой и апелляционной инстанций, по существу относятся к иной оценке доказательств и установлению обстоятельств по делу.
Довод ответчиков о том, что истец не вправе осуществлять деятельность выходящую за ее пределы, так как уставом некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не предусмотрена функция оператора, является необоснованным, согласно устава одной из основных функций истца является аккумулирование взносов на капитальный ремонт уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете фонда, следовательно созданный счет на основании постановления органа местного самоуправления № от 17 ноября 2014 г. предусматривает возможность взыскания истцом взносов на капитальный ремонт.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. В силу положений статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 6 города Бийска Алтайского края от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение Бийского городского суда Алтайского края от 24 сентября 2019 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Сафронова А.С. и Сафроновой А.Г. – без удовлетворения.
Судья И.А. Конарева