НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2023 № 88-24471/2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-24471/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 декабря 2023 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кожевниковой Л.П., рассмотрев кассационную жалобу Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка на решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 сентября 2023 г.

по гражданскому делу № 42MS0064-01-2021-007184-61 (№2-211/4/2023) (11-171/2023) по иску Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка к Корочкину Александру Евгеньевичу о возврате незаконно полученной пенсии,

установил:

Комитет социальной защиты администрации г. Новокузнецка (далее также – Комитет) обратился в суд с иском к Корочкину А.Е. о возврате незаконно полученной суммы пенсии Кузбасса.

В обоснование заявленных требований указано, что Корочкин А.Е. с 27 марта 2017 г. являлся получателем пенсии Кузбасса в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кузбасса» как гражданин, имеющий ученую степень кандидата наук, занимавшийся до выхода на пенсию, предусмотренной федеральным законодательством, педагогической деятельностью. Установленный размер пенсии Кузбасса – 900 руб. ежемесячно, выплата пенсии производилась на счет получателя, открытый в ПАО Сбербанк России.

В соответствии с абзц. 5 п. 4 ст. 8 Закона Кемеровской области от14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кузбасса» выплата назначенной пенсии на время выполнения оплачиваемой работы прекращается, а при оставлении работы – восстанавливается.

При оформлении пенсии Кузбасса Корочкин А.Е. был предупрежден о тех обстоятельствах, при которых назначенная пенсия прекращается. В заявлении о назначении пенсии имеется подпись о том, что в случае наступления таких обстоятельств он обязуется сообщить в уполномоченный орган.

В соответствии с п. 4.12 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 12 сентября 2005 г. № 86 и п. 4.12 постановления Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 8 июля 2020 г. № 413, лица, получающие пенсию, обязаны сообщить органу, осуществляющему назначение и выплату пенсии, о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления указанных обстоятельств.

В 2021 году на основании проверок уполномоченным органом выявлен факт выполнения ответчиком оплачиваемой работы.

В связи с выполнением оплачиваемой работы ответчиком в период с апреля 2018 года по май 2020 г., с ноября 2018 г. по декабрь 2018 г., с января 2019 г. по июнь 2021 г. право на выплату пенсии Кузбасса у ответчика отсутствовало за май 2018 года, декабрь 2018 года, за период с января 2019 года по июнь 2021 года.

В связи с выполнением оплачиваемой работы Корочкиным А.Е. в период выплаты пенсии Кузбасса и несообщением о данном обстоятельстве образовался факт излишнего получения пенсии Кузбасса за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г., с 1 декабря 2018 г. по 31 декабря 2018 г., с 1 января 2019 г. по 30 июня 2021 г. в сумме 28 800 руб.

18 августа 2021 г. ответчику направлено уведомление о необходимости возврата излишне полученный сумм пенсии Кузбасса. До настоящего времени указанная сумма не возвращена.

Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка излишне полученную сумму пенсии Кузбасса в сумме 28 800 руб.

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 сентября 2022 г., с Корочкина А.Е. в пользу Комитета социальной защиты администрации города Новокузнецка взыскана излишне полученная сумма пенсии Кузбасса в размере 28 800 руб., в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1064 руб.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 г. заочное решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 декабря 2021 г., апелляционное определение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 сентября 2022 г. отменены, с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции – мировому судье судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 26 апреля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка к Корочкину А.Е. о возврате незаконно полученной суммы пенсии, отказано.

Апелляционным определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 12 сентября 2023 г. решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 26 апреля 2023 г., оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка от 26 апреля 2023 г., и апелляционное определение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 сентября 2023 г.

В обосновании кассационной жалобы указано, что пенсия Кузбасса предоставлена ответчику в качестве дополнительного материального обеспечения, как гражданину, имеющему особый статус, и, следовательно, не может рассматриваться в качестве денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не подлежащих к возврату в соответствии с подп. 3 ст. 1109 ГК РФ. Считает, что в заявлении от 27 марта 2017 г. ответчик обязан извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии Кемеровской области, стоит подпись ответчика, из чего следует, что Корочкин А.Е. ознакомлен с обязанностью извещения уполномоченного органа обо всех обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии. Обязанность безотлагательно извещать орган, выплачивающий пенсию Кузбасса, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ее выплаты, Корочкиным А.Е. не исполнена, что и привело к безосновательному получению пенсии Кузбасса в течение 2018-2019 годов. Нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственной услуги «Назначение и выплата пенсий Кемеровской области отдельным категориям граждан» на истца не возложена обязанность по проведению проверок обоснованности (правомерности) предоставлении пенсии Кузбасса, а также периодичности таких проверок. С 2020 года у уполномоченного органа появились права на осуществление межведомственного взаимодействия с Федеральной налоговой службой с целью получения информации о доходах физического лица.

Корочкиным А.Е. относительно доводов кассационной жалобы представлены возражения, в которых ответчик ссылается на отсутствие недобросовестности с его стороны, указывает на неразъяснение ему истцом последствий трудоустройства, приводит толкование закона субъекта, которое, по его мнению, позволяет получать ему пенсию Кузбасса независимо от трудоустройства.

Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции 25 октября 2023 г. возбуждено производство по жалобе, кассационная жалоба согласно ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 27 марта 2017 г. Корочкин А.Е. обратился в УСЗН Центрального района с заявлением о назначении пенсии Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области».

При этом, Корочкин А.Е. представил правоустанавливающие документы, в том числе: диплом кандидата наук, трудовую книжку. Кроме того, ответчик был проинформирован под роспись о том, что он обязан безотлагательно известить орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии Кемеровской области, в том числе: выезд на постоянное место жительства за пределы Кемеровской области, трудоустройство на работу, вступление в новый брак, прекращение обучения по очной форме по основным образовательным программам, снятие (изменение) группы инвалидности. Указанное обстоятельство подтверждается информационным листком, подписанным ответчиком.

Решением УСЗН Центрального района Комитета социальной защиты администрации города Новокузнецка от 27 марта 2017 г. Корочкину А.Е. назначена пенсия Кемеровской области по категории – кандидат наук, занимающийся педагогической, научной деятельностью в Кемеровской области с 27 марта 2017 г. пожизненно в размере 900 руб.

Решением УСЗН Центрального района Комитета социальной защиты администрации города Новокузнецка от 10 июня 2021 г. выплата пенсии прекращена в связи с выполнением оплачиваемой работы.

Согласно протокола об установлении факта излишне получения пенсии Кузбасса от 16 июня 2021 г. Корочкин А.Е. с 27 марта 2017 г. является получателем пенсии Кузбасса в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кузбасса» по категории – граждане, имеющую учёную степень кандидата наук, занимавшиеся до выхода на пенсию педагогической деятельностью в государственных, муниципальных общеобразовательных организациях. В связи с осуществлением оплачиваемой работы Корочкиным А.Е. в период получения пенсии Кузбасса и несообщением о данном обстоятельстве в уполномоченный орган, образовался факт излишнего получения пенсии Кузбасса за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г., с 1 декабря 2018 г. по 30 июня 2021 г. в сумме 28 800 руб.

18 августа 2021 г. в адрес Корочкина А.Е. Комитетом направлено письмо о возврате излишне полученных сумм пенсии Кузбасса.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: пенсии, пособия, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращении этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение, а также закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Суд первой инстанции указал, что пенсия Кемеровской области выплачивалась ответчику в качестве средств к существованию, Комитетом социальной защиты администрации г.Новокузнецка не представлено доказательств недобросовестности ответчика, как получателя пенсии.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Система пенсий Кемеровской области за счет средств областного бюджета в целях развития дополнительного пенсионного обеспечения установлена Законом Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кузбасса» (далее Закон Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ»).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления о назначении пенсии 27 марта 20217 г.) право на пенсию в соответствии с настоящей статьёй имеют граждане, имеющие ученую степень доктора наук, кандидата наук, занимавшиеся до выхода на пенсию, предусмотренную федеральным законодательством, педагогической деятельностью в государственных, муниципальных общеобразовательных организациях, в государственных профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, государственных, муниципальных организациях дополнительного профессионального образования, расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области, либо научной, научно-технической деятельностью в научных организациях, на предприятиях, расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области. При этом граждане, имеющие указанные ученые степени, также имеют право на пенсию, если они до выхода на пенсию, предусмотренную федеральным законодательством, занимались педагогической деятельностью в образовательных организациях (учреждениях), наименования которых подлежали (подлежат) приведению в соответствие с действовавшим (действующим) законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ пенсии категориям граждан, предусмотренным настоящей статьей, устанавливаются: гражданам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, при условии назначения им пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Гражданам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, пенсии назначаются на срок установления пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ).

Согласно пункта 4 статьи 8 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ пенсии категориям граждан, предусмотренным настоящей статьёй, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы, за исключением граждан, указанных в подпунктах 2 - 3-3 пункта 1 настоящей статьи.

Гражданам, указанным в подпунктах 2 - 3-3 пункта 1 настоящей статьи, выплата пенсии на время выполнения оплачиваемой работы приостанавливается.

Гражданам, имеющим ученую степень доктора наук, кандидата наук, из числа граждан, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 настоящего Закона, - 1000 рублей и 900 рублей соответственно (подпункт 2 статьи 13 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ).

Статьей 16 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ предусмотрена обязанность получателя пенсии безотлагательно извещать орган, выплачивающий ему пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение её выплаты.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ выплата пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом I или II группы вследствие военной травмы) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы либо истек срок инвалидности.

Пенсии назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения (статья 19 Закона Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ).

Порядок обращения за пенсией Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 14 января 1999 г. № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области», её назначения и выплаты, ведения пенсионной документации утверждён постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12 сентября 2005 г. № 86 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения и выплаты пенсии, ведения пенсионной документации в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.01.99 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» (далее – Правила, Правила приведены в редакции, действовавшей на дату подачи Корочкиным А.Е. заявления о назначении пенсии Кузбасс 27 марта 2017 г.).

В соответствии с пунктом 17 Правил выплата пенсии производится органами социальной защиты населения по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления гражданина.

Согласно пункту 18 Правил при выплате пенсии орган социальной защиты населения: разъясняет правила выплаты пенсии; взаимодействует с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения своевременной выплаты и доставки пенсии; истребует от физических и юридических лиц документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии; производит оценку представленных документов и проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает решение о прекращении и восстановлении выплаты пенсии; принимает меры по взысканию сумм пенсии, излишне выплаченных гражданину.

Согласно пункту 25 Правил гражданин обязан безотлагательно извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии.

Излишне выплаченные пенсии по вине гражданина (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) подлежат удержанию. Удержание производится на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм или решения суда (пункт 26 Правил).

Обращаясь с иском о взыскании с Корочкина А.Е. незаконно полученных сумм пенсии Кузбасса истец в обоснование своих требований ссылался на то, что ответчик не сообщил об осуществлении им в период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2018 г., с 21 декабря 2018 г. по 30 июня 2021 г. трудовой деятельности, в результате чего необоснованно получил пенсию Кузбасса в сумме 28 800 руб. Таким образом, Комитет заявил о недобросовестности ответчика.

Следовательно, по данному делу юридически значимым, относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, обстоятельством являлось установление недобросовестности действий ответчика в получении пенсии Кузбасса.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пенсии презюмируется, суд правильно возложил бремя доказывания недобросовестности Корочкина А.Е. при получении пенсии Кузбасса на Комитет социальной защиты администрации г. Новокузнецка.

Установив юридически значимые обстоятельства, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Довод кассатора о том, что ответчику при назначении пенсии Кузбасса было разъяснено, какие именно обстоятельства влекут прекращение выплаты пенсии, что следует из заявления, подписанного Корочкиным А.Е., являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который, отклоняя указанный довод, учел пояснения ответчика о том, что при подаче заявления о назначении пенсии, истцом ему не было разъяснено, какие именно обстоятельства влекут отмену выплаты пенсии, в заявлении нужное обстоятельство не подчеркнуто, какую-либо памятку или копию его заявления от 27 марта 2017 г., ему не выдавали, кроме того, в его трудовой книжке, каких- либо записей о принятии его на работу нет, поскольку он не был трудоустроен в спорные периоды по трудовым договорам, а оказывал услуги на основании гражданско-правовых договоров.

Таким образом, доказательств того, что ответчику было достоверно разъяснено истцом, какие именно обстоятельства влекут прекращение выплаты пенсии, истцом не представлено.

Кроме того, в заявлении от 23 марта 2017 г., в котором указано, что Корочкин А.Е обязан извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии Кемеровской области, стоит лишь подпись ответчика, а то, что он информирован о данной обязанности, не подчеркнуто.

Также, материалы дела не содержат доказательств того, что копия данного заявления была вручена ответчику и он мог с ним ознакомится еще раз, уже после обращения в орган социальной защиты, чтоб помнить о своих обязанностях по истечению длительного периода времени.

Доказательств того, что со стороны уполномоченного органа при обращении истца с заявлением о назначении пенсии Кузбасса была выполнена обязанность по разъяснению истцу правил выплаты пенсии, материалы дела не содержат.

Доводы кассатора о том, что нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственной услуги «Назначение и выплата пенсий Кемеровской области отдельным категориям граждан» на истца не возложена обязанность по проведению проверок обоснованности (правомерности) предоставлении пенсии Кузбасса, а также периодичности таких проверок, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который не соглашаясь с данным доводом исходил из следующего.

В п. 6.32 планов работ Управления социальной защиты населения Центрального района за 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год. предусмотрено, что проверка на предмет выявления факта трудоустройства получателей пенсий Кемеровской области по категории «кандидаты и доктора наук» должна быть проведена в июне каждого года.

Из объяснений представителя истца следует, что проверки проводились ежегодно, в соответствии с планами работ управления, в виде вызова получателя пенсии посредством телефонного звонка на предмет проверки трудовой книжки получателя.

Однако, доказательств данных доводов судам не представлено, ни журнала вызова получателя пенсии, ни журнала явок на прием к специалисту, у истца не имеется, кроме того, Корочкин А.Е. оспаривал, как факт вызова его посредством телефонного звонка, так и факт его явок на проверку трудовой книжки.

Кроме того, судами установлено, что при появлении 6 мая 2020 г. у истца возможности направлять электронные запросы для получения сведений 2- НДФЛ, впервые электронная проверка сведений в отношении Корочкина А.Е., истцом была проведена только через год, в марте 2021 года

При этом, ни из планов работ учреждения, ни из пояснений представителя истца не усматривается факт того, каким образом, должна была проводиться ежегодная проверка получателей пенсии, а также не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у истца возможности направлять запросы в письменной форме в органы, имеющие сведения о доходах соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Новокузнецка от 26 апреля 2023 г., и апелляционное определение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 сентября 2023 г., кассационную жалобу Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка – без удовлетворения.

Судья Л.П. Кожевникова