НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 28.02.2012 № 33-1086

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-1086

Строка № 27

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Агафоновой Р.Г.,

судей Бабкиной Г.Н., Востриковой Г.Ф.,

при секретаре Свечниковой В.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Востриковой Г.Ф. гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Воронеже о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить выплату пенсии, по встречному иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Воронеже к ФИО3, ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» о признании недействительной справки, о возложении обязанности отозвать справку

по кассационным жалобам ФИО3, Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Воронеже

на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 1 декабря 2011 года

(судья Юрченко Е.П.),

У С Т А Н О В И Л А:

12.05.1999г. решением отдела социальной защиты населения № ФИО3 была назначена пенсия.

31.05.2011г. вышеуказанное решение ответчиком отменено как
вынесенное без достаточных оснований из-за отсутствия необходимого
специального стажа, принято решение о прекращении выплаты ранее назначенной пенсии.

ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просил: признать незаконным и отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 31.05.2011г. № о прекращении выплаты пенсии; возложить на ответчика обязанность восстановить выплату досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.79 Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а с 01.01.2002г.- в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 7-9).

УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось в суд со встречным иском к ФИО3, ОАО «КБХА» о признании недействительной справки от 22.07.1996г. № о налете часов ФИО3, выданной ФГУП «Конструкторское бюро химавтоматики»; просило обязать ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» отозвать вышеуказанную справку (л.д. 137-140).

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 1 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 и встречных исковых требований Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Воронеже отказано (л.д. 153, 154-165).

В кассационной жалобе ФИО3 просит решение суда в части отказа ему в удовлетворении исковых требований отменить, принять новое решение, удовлетворив его исковые требования в полном объеме (л.д. 177-178).

В кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Воронеже ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении встречного иска в связи с неправильным применением судом норм материального права (л.д. 181-183).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав ФИО3, представителя УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже ФИО8 по доверенности от 10.01.2012г., представителя ОАО «КБХА» ФИО9 по доверенности от 10.01.2012г., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения.

В силу действовавшей на дату подачи кассационной жалобы статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Как следует из содержания оспариваемого решения, суд первой инстанции достаточно полно определил круг имеющих значение для данного дела обстоятельств, тщательно проверил доводы сторон, представленным доказательствам дал оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального права к возникшим отношениям.

Судом установлено, что решением отдела социальной защиты населения от 12.05.1999г. № ФИО3 с 05.05.1999г. была назначена государственная пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 79 Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 11.02.2011г. № ФИО3 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимого специального стажа – 25 лет на соответствующих видах работ.

31.05.2011г. УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже приняло решение о прекращении выплаты пенсии № во изменение решения Управления от 11.02.2011г. №. Указанным решением постановлено:

отменить решение отдела социальной защиты населения по Коминтерновскому району г.Воронежа от 12.05.1999г. № о назначении трудовой пенсии ФИО3 с 05.05.1999г. в соответствии со ст.79 Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также с 01.01.2002г. – с пп. 13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как вынесенное без достаточных оснований, из-за отсутствия необходимого специального стажа в летном составе гражданской авиации продолжительностью 25 лет;

прекратить выплату ранее назначенной ФИО3 досрочной трудовой пенсии по старости по пенсионному делу № в связи с утратой права на назначенную трудовую пенсию в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Страховой стаж ФИО3 составляет 19 лет 2 месяца 2 дня. ФИО3, 12.04.1958 г., соответственно, по состоянию на 2011 год истец достиг возраста 53 года, то есть менее требуемых 55 лет.

В соответствии со ст.79 Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002г., пенсия за выслугу лет в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливалась мужчинам при выслуге не менее 25 лет, при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет.

С 01.01.2002г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет мужчина, проработавший не менее 25 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – не менее 20 лет, в летном составе гражданской авиации.

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.13 и пп.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется «Список должностей работников летного состава авиации» утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459.

Постановлением Совета Министров СССР от 20.12.1958 г. №1372 «О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания» утвержден Перечень должностей летно –подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусмотрены ведущие инженеры, инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютно-десантной и другой техники. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Совмина СССР от 30.01.1988г. №137.

Перечнем должностей летного и летно-испытательного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987г. №1412, также предусмотрены инженеры и техники всех наименований, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования, парашютной и другой техники.

Однако, п.11 раздела Ш «Пенсии за выслугу лет для работников инженерно-технического состава» постановления Совета Министров от 11.12.1987г. № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации» установлено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

По трудовой книжке и акту проверки ФИО3 работал авиатехником по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, т.е. в инженерно-техническом составе.

Назначение авиационным техникам пенсии за выслугу лет как работникам инженерно-технического состава также подтверждено Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989г. №1-18-И; Перечнем должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.63 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 12.09.1990г. №370/16-53.

Согласно Правилам исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 г. №155, документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателем в установленном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что истец никогда не имел летной книжки.

Согласно пункту 24 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 12.09.1990 г. № 369/16-52, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается : для работников летного и летно-испытательного состава – по летной (парашютной) книжке. При отсутствии летной книжки налет часов может быть установлен по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Занятость отдельных работников летно-испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам, выдаваемым предприятиями (объединениями) и организациями; для работников инженерно-технического состава авиации – по трудовой книжке, а также на основании справок, выдаваемых предприятиями (объединениями) и организациями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Аналогичный порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельных работников авиации, установлен «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. №н.

В справке от 22.07.1996г. №, выданной ФГУП «Конструкторское бюро химавтоматики» отсутствует ссылка на Список, статью Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1, в соответствии с которыми ФИО3 имеет право на пенсию за выслугу лет.

Кроме того, в соответствии с указанной справкой от 22.07.1996г. в период с 05.07.1986г. по 22.07.1996г. ФИО3 имел налет часов по специальному заданию данного предприятия согласно записям в регистрационной книге учета налета часов и трудовой книжке.

Однако, администрацией ОАО «КБХА» в ходе проверки не была представлена регистрационная книга учета налета часов, подтверждающая количество налета часов ФИО3, указанная как основание выдачи справки, поскольку она уничтожена.

Наставление по производству полетов в гражданской авиации, руководство по летной эксплуатации самолета, свидетельство о регистрации воздушного судна, приказ о зачислении ФИО3 в члены летного состава экипажа, задания на полеты, регистрационная книга учета налетов и другие документы, подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, в организации не ведутся и не были представлены суду.

В соответствии со Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459, применяемым в системной связи с пп.13 п.1 ст.27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются только те члены экипажа воздушного судна, которые отнесены к летному составу.

В силу п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа(командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно Наставлениям по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985г. № 77, под экипажем гражданского воздушного судна понимаются лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет.

Документальное подтверждение вышеуказанных условий для отнесения ФИО3, работающего в должности авиатехника по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, к экипажу воздушного судна, т.е. к летному составу, отсутствует.

Согласно пунктам 2.3.2 и 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) не допускается возможности отнесения авиатехников к летному составу, возможно только к вспомогательному.

Перечнем должностей летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ СССР от 20.12.1958 г. №1372 «О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания», а также вступившим в силу с 01.01.1988г. постановлением СМ СССР от 11.12.1987г. №1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации» были предусмотрены техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов.

Однако, указанные виды полетов документально не подтверждены.

В приказе от ДД.ММ.ГГГГ № «О допуске к полетам в ОЗП 1994-1995г.г.» ФИО3 указан в числе инженерно-технического состава. Летная книжка и летное свидетельство истцу не выдавались.

Представленных документов недостаточно для продолжения выплаты с 01.03.2011г. назначенной по решению Отдела социальной защиты населения Коминтерновского района г.Воронежа от 12.05.1999г. № досрочной трудовой пенсии по старости ФИО3 в соответствии со ст.79 Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по пенсионному делу № из-за отсутствия по состоянию на 05.05.1999г. у ФИО3 требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет в летном составе гражданской авиации.

Досрочная трудовая пенсия в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) не менее 25 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459.

Специальный стаж ФИО3 продолжительностью 25 лет на работах в инженерно-техническом составе на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) с учетом представленных документов отсутствует, в связи с чем ФИО3 права для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ не имеет.

Страховой стаж ФИО3 составляет 19 лет 2 месяца 2 дня, то есть менее требуемых 25 лет. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., по состоянию на 2011 год не достиг требуемого возраста 55 лет.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФИО3 не имеет, поскольку ни одно из трех условий не выполняется.

Тот факт, что ФИО3 был членом экипажа, не дает безусловное право на досрочное назначение пенсии.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР №257 от 25.07.1984г. введен в действие перечень руководящих документов по вопросам организации труда и заработной платы работников авиационного транспортного подразделения. В разделе IV названного приказа закреплены нормативы численности летного состава экипажей воздушных судов авиационного транспортного подразделения. Авиатехник включен в состав экипажа самолета АН-26(л.д.72-73).

Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв.Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991г. № 459, предусматривает право на досрочную пенсию членов экипажей воздушных судов(п.1).

Однако, вышеуказанный приказ № содержит примечание, определяющее основания включения в состав экипажа авиатехника – «включается в состав экипажа при полетах на аэродромы, где воздушные суда наземным техническим обслуживанием не обеспечиваются».

Оценив представленные доказательства (договоры на базирование самолета, приказ № от 26.10.1994г., письмо от 24.05.1994г., должностные инструкции техника самолета АН-26, авиатехника, авиатехника-бригадира, личную карточку формы Т-2 и другие документы) по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что авиатехник выполнял наземное обслуживание самолета. Документальное подтверждение, в том числе косвенное, доводов ФИО3 о выполнении им технической работы по обслуживанию самолета в полете отсутствует.

Проанализировав вышеприведенное законодательство, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе ФИО3 в удовлетворении требований.

Отказывая во встречном иске УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже, суд исходил из отсутствия оснований считать справку № от 22.07.2006 года недействительной и подлежащей отзыву, поскольку не установлено, что указанная справка содержит недостоверные сведения, выдана неуполномоченным лицом. Факт налета часов, указанных в справке, косвенно подтверждается первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет(лицевыми счетами, отражающими факт оплаты ФИО3 труда по коду 52, т.е. за полет). Оспариваемая справка содержит указание на должность ФИО3, место его работы, соответствующие действительности. Доказательства, достоверно и бесспорно опровергающие факт налета часов, причем в определенном количестве, УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже суду не представлены. Данная справка не отражает позицию предприятия, ее выдавшего, о наличии у Михайлова А.А. права на назначение досрочной трудовой пенсии, при этом по определенному основанию.

Доводы кассационных жалоб сторон не содержат правовых оснований для отмены решения и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб, не имеется.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г.Воронежа от 1 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы ФИО3 и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Воронеже - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии