Дело № 3а-284/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2020 года город Воронеж
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дёминой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аристовой Л.С.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Сергеевой О.А.,
представителя административного истца Токмакова В.А., действующего на основании доверенности от 10 февраля 2020 года и ордера от 14 февраля 2020 года №,
представителя административного ответчика департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Яковлевой О.В., действующей на основании доверенности от 08 ноября 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спутник-П» к департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области о признании недействующими пунктов 7364, 7365, 7366, 7367, 7368, 7369, 7370, 7371, 7372, 7373, 7374, 7375 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2020 год, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год»,
установил:
постановлением Правительства Воронежской области от 11 марта 2015 года № 149 «Об утверждении Положения о департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области» определено, что департамент предпринимательства и торговли Воронежской области исполняет государственную функцию по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьёй 1.1 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 года № 62-ОЗ «О налоге на имущество организации» (далее - Закон о налоге на имущество организаций) приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163, размещённым и опубликованным на официальном интернет портале информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www. govvrn.ru 26 декабря 2019 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), в который включены пункты:
- 7364 - нежилое помещение, общей площадью 7553,9 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7365 - нежилое помещение, общей площадью 1376 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7366 - нежилое помещение, общей площадью 1168,8 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7367 - нежилое помещение, общей площадью 147,3 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7368 - нежилое помещение, общей площадью 1192,1 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7369 - нежилое помещение, общей площадью 26,3 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7370 - нежилое помещение, общей площадью 31,5 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7371 - нежилое помещение, общей площадью 83,8 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7372 - нежилое помещение, общей площадью 90,1 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7373 - нежилое помещение, общей площадью 29,5 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7374 - нежилое помещение, общей площадью 27 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
- 7375 - нежилое помещение, общей площадью 17,6 кв. м, кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью «Спутник-П» (ИНН 3662044894) (далее по тексту - ООО «Спутник-П») обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых норм регионального нормативного правового акта, указав в обоснование требований, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 12 596,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, которое не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 года № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Включение спорных помещений в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. На основании изложенного просил суд признать недействующими пункты 7364, 7365, 7366, 7367, 7368, 7369, 7370, 7371, 7372, 7373, 7374, 7375 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2020 год, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год» как несоответствующие статье 1.1 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 года № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» со дня принятия нормативного правового акта.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме по указанным выше основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административного искового заявления, считая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным в пределах компетенции и с соблюдением законодательства, имеющего большую юридическую силу, дополнительно пояснила, что приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 25 марта 2020 года № 37 внесены изменения в приказ от 23 декабря 2019 года № 70-06/163, строка 7364 Перечня исключена в связи с допущенной технической ошибкой при формировании Перечня.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Сергеевой О.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец оспаривает пункты 7364, 7365, 7366, 7367, 7368, 7369, 7370, 7371, 7372, 7373, 7374, 7375 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2020 год, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год».
Приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 25 марта 2020 года № 37 внесены изменения в приказ департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163, из Перечня исключена строка 7364 - объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>
Приказ департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 25 марта 2020 года № 37 о внесении изменений в приказ департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 официально опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 06 апреля 2020 года, номер опубликования 3606202018532.
Таким образом, действия пункта 7364 Перечня, являющегося предметом оспаривания по настоящему административному делу, прекращено, в связи с чем оно перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца и иных лиц.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Согласно части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, при рассмотрении дела суд должен был выяснить допущено ли нарушение в период действия отмененного нормативного правового акта прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Согласно статье 382 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 настоящего Кодекса.
В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 3 статьи 379, пунктом 2 статьи 387, пунктом 3 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении соответственно налога на имущество организаций и земельного налога определяют сроки уплаты налогов налогоплательщиками-организациями.
Из положений статьи 2 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 года № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» следует, что налог и авансовые платежи по налогу, исчисленные в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, уплачиваются в следующие сроки: по платежам за налоговый период - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты налога на имущество организаций за 2020 год в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 7553,9 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, не наступил.
Поскольку в приказ департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 внесены изменения в части исключения пункта 7364 Перечня, оспариваемые положения утратили силу и перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.
Доказательства, подтверждающие наличие нарушений или угрозы нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в материалах административного дела отсутствуют.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений; заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2473-О, от 20 апреля 2017 года № 724-О и др.).
Учитывая данную правовую позицию при наличии таких лиц, в случае нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми нормами, утратившими силу, они вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Исходя из изложенного, судом не установлено обстоятельств, препятствующих прекращению производства по административному делу.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спутник-П» к департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области в части признания недействующим пункта 7364 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2020 год, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23 декабря 2019 года № 70-06/163 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год» прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий О.В. Дёмина