Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Стариков О.А.
№ 33-3172/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
24 августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вершининой О.Ю., Федосеевой О.А.,
при секретаре Хватовой Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Шамаховой Е. Ю., Максимовой С. Г. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 04 июня 2012 года, которым Шамаховой Е. Ю., Максимовой С. Г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Максимовой С.Г., Шамаховой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
Шамахова Е.Ю. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области, с 18.08.2005 замещает должность ...
Работодателем на основании листка нетрудоспособности с 26.05.2008 по 12.10.2008 был предоставлен отпуск по беременности и родам, с 13.10.2008 по 29.11.2008 Шамахова Е.Ю. находилась в трудовом отпуске, с 30.11.2008 по 05.02.2010 – в отпуске по уходу за ребенком.
22.03.2012 Шамахова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области о взыскании пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Требования мотивировала тем, что при расчете среднего заработка для выплаты пособий в связи с предоставлением указанных отпусков ответчиком не были учтены полученные ею суммы материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска за 2007 и 2008 годы, что, по мнению истца, является незаконным, так как эти суммы входят в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда, на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Просила суд взыскать с ответчика денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек.
Максимова С.Г. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области, с 18.08.2005 замещает должность ...
С 05.08.2007 по 25.08.2007 находилась в трудовом отпуске, с 06.11.2007 по 24.03.2008 – отпуске по беременности и родам, с 25.03.2008 по 02.05.2008 – трудовом отпуске, с 03.05.2008 по 14.07.2009 – отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
22.03.2012 Максимова С.Г. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области о взыскании пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. В обоснование иска привела доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении Шамаховой Е.Ю.
Просила суд взыскать с ответчика денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек и в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере ... рубля ... копейки.
Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.04.2012 гражданское дело № 2-2308/2012 по иску Шамаховой Е.Ю. к Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области о взыскании денежных средств объединено в одно производство с гражданским делом № 2-2309/2012 по иску Максимовой С.Г. к Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области о взыскании денежных средств с присвоением делу номера 2-2308/2012.
В ходе судебного разбирательства истец Максимова С.Г. увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчика денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рубля ... копейки и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере ... рубля ... копейки.
Истец Шамахова Е.Ю. входе судебного разбирательства уменьшила исковые требования, просила суд взыскать с ответчика денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек.
В судебном заседании истцы Максимова С.Г. и Шамахова Е.Ю. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Межрайонной ИФНС №12 по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В судебном заседании 16.04.2012 пояснила, что материальное стимулирование и премии не учитываются при выплате спорных денежных сумм.
Представитель третьего лица государственного учреждения – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указано, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС за счет средств, предусмотренных ФНС в федеральном бюджете на 2007-2010 годы. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25.09.2007 № 611 с 01.01.2007 и в 2008-2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах. Указанные премии учитываются при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они предусмотрены системой оплаты труда и на них начисляется Единый социальный налог.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционных жалобах Шамаховой Е.Ю., Максимовой С.Г. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм материального права. Указано, что выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и Приказа №90н премии включаются в средний заработок при исчислении пособий, поскольку на них начислялся Единый социальный налог, они подпадают под иные выплаты, предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому входят в расчет среднего заработка.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Межрайонной ИФНС №12 по Вологодской области по доверенности ФИО просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истцы доводы апелляционных жалоб поддержали.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
До 01.01.2010 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее Закон № 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее Положение).
Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из денежного содержания, начисленного за отработанное время.
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 4 Положения в заработок, из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, непосредственно не связанные с трудовым процессом и не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (пункты 1 и 2) установлено, что с 01.01.2007 и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах.
В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
Однако в 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона № 255-ФЗ:
- выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда;
- выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.
С 01.01.2010 такие пособия исчисляются в порядке, установленном статьей 14 Закона № 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.
Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.
Если на суммы материального стимулирования, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.
Как установлено судом первой инстанции, Шамахова Е.Ю. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области, с 18.08.2005 выполняет обязанности .... С 26.05.2008 по 12.10.2008 работодателем истице был предоставлен отпуск по беременности и родам, с 13.10.2008 по 29.11.2008 – трудовой отпуск, с 30.11.2008 по 05.02.2010 – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Максимова С.Г. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области, с 18.08.2005 замещает должность .... С 05.08.2007 по 25.08.2007 находилась в трудовом отпуске, с 06.11.2007 по 24.03.2008 – отпуске по беременности и родам, с 25.03.2008 по 02.05.2008 – трудовом отпуске, с 03.05.2008 по 14.07.2009 – отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из материалов дела следует, что в декабре 2007 года истцам было выплачено материальное стимулирование за 1,2 и 3 кварталы 2007 года.
При исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком, ответчиком не были учтены суммы полученного истцами материального стимулирования за 1,2 и 3 кварталы 2007 года и единовременные выплаты к отпуску, что послужило основанием для обращения истцов в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что материальное стимулирование и единовременные выплаты до 01.01.2010 не входили в систему оплаты труда, единый социальный налог на данные суммы не начислялся. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Анализируя приведенные выше нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании названного Постановления Правительства Российской Федерации № 611 и Приказа № 90н премии включаются в средний заработок при исчислении пособий, поскольку на них начислялся единый социальный налог.
Факт начисления и уплаты на них единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, представителями ответчика не оспаривался.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска также подлежит включению в денежное содержание государственного гражданского служащего для последующего расчета среднего заработка, так как эта выплата поименована статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания государственного гражданского служащего.
Учитывая положения вышеуказанных норм закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований истцов.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с расчетами, представленными Максимовой С.Г., и считает необходимым взять за основу расчет суммы, подлежащей выплате по больничному листу по беременности и родам, представленный ответчиком (приложение №3 к письму Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области от 15.08.2012 №02-06/01/) и расчет, представленный ответчиком, начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (л.д.185-186). Расчеты указанных сумм произведены ответчиком с учетом суммы материального стимулирования и единовременной выплаты к отпуску, они арифметически верны, соответствуют требованиям действующего на тот момент законодательства. Довод ответчика об отсутствии оснований для произведения расчета пособия по беременности и родам с учетом суммы материального стимулирования, поскольку Максимова С.Г., ушла в отпуск по беременности и родам, до выплаты данной суммы, судебной коллегией отклоняется, так как материальное стимулирование выплачено за 1,2 и 3 кварталы 2007 года.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым взыскать с Межрайонной ИФНС № 12 по Вологодской области в пользу Максимовой С.Г. денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копейки.
При определении размера доплаты пособия по беременности и родам, подлежащих взысканию в пользу Шамаховой Е.Ю. судебная коллегия полагает возможным принять расчет представленный истцом, поскольку истец имеет право на получения пособия в максимальном размере, исходя из которого, она и произвела расчет.
При определении суммы доплаты пособия по уходу за ребенком расчеты истца и ответчика за период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года совпадают, с данным расчетом судебная коллегия согласна.
Сумма пособия за январь и февраль 2010 года исчислена истцом, исходя из максимального размера пособия с учетом районного коэффициента в размере ... рубль ... копеек, ответчиком сумма исчислена исходя из максимального размера пособия в размере ... рубля ... копейки. С данными расчетами судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям. Судебная коллегия полагает взять за основу расчет пособия по уходу за ребенком, произведенный ответчиком из средней заработной платы Шамаховой Е.Ю., рассчитанной с учетом материального стимулирования и единовременной выплаты к отпуску (приложение к письму Межрайонной ИФНС России №12 по Вологодской области от 23.08.2012 №...), согласно данному расчету размер пособия составит ... рублей ... копейки, данный размер пособия меньше максимального размера пособия с учетом районного коэффициента, в связи с чем расчет доплаты пособия по уходу за ребенком за январь-февраль 2010 года необходимо производить из суммы ... рублей ... копейки.
С учетом изложенного в пользу Шамаховой Е.Ю. надлежит взыскать денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копеек.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 04 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области в пользу Максимовой С. Г. денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области в пользу Шамаховой Е. Ю. денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи О.Ю. Вершинина
О.А. Федосеева