НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 09.04.2012 № 33-2970

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья З.Р. Фатхрахманова дело № 33-2970/2011

учет № 29

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

9 апреля 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,

судей Л.М. Мусиной и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Р.К. Хафизова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2012 года, которым Хафизову Рафиру Камиловичу в удовлетворении исковых требований об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Республике Татарстан о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов, сборов и пени в сумме  отказано.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Р.К. Хафизова М.М. Насибуллина, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан Л.Е. Костиной, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Р.К. Хафизов обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС России №11 по Республике Татарстан, налоговый орган) о возврате из бюджета излишне переплаченной суммы налога в размере  и пени в размере , указывая, что в июле 2011 года им была получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на , из которой усматривалась переплата в бюджеты различных уровней, в том числе по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам, единому налогу на вмененный доход и транспортному налогу, однако решением .... от  ответчик в возврате излишне уплаченных налогов, сборов отказал по мотиву истечения трехлетнего срока со дня уплаты, разрешив возврат в отношении суммы переплаты по налогу на имущество в  рубля, тогда как актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам .... по состоянию на  была установлена переплата по налогам и сборам в размере , по пеням -  рублей .

Представитель ответчика иск не признала.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе Р.К. Хафизовым ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, указывается при этом, что налоговый орган не исполнил свою обязанность перед ним по информированию о факте переплаты по налогам, в связи с чем начало течения срока на подачу заявления о возврате или зачете этой суммы следует исчислять с момента получения им от налогового органа справки от  и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на .

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу пунктов 1 - 3 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела, что  Р.К. Хафизов обратился в МРИ ФНС России №11 по Республике Татарстан с заявлением о предоставлении справки об отсутствии задолженности по индивидуальному предпринимателю Р.К. Хафизову.

 Р.К. Хафизовым получена от налогового органа справка за .... о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на , содержащая сведения о переплате в бюджеты различных уровней по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), единому социальному налогу (ЕСН), налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и страховым взносам на сумму в .

 Р.К. Хафизовым подано в налоговый орган заявление о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов.

Решением .... от  налоговым органом произведен возврат Р.К. Хафизову налога на имущество физических лиц на сумму в  рублей, в остальной части суммы переплаты по НДФЛ, ЕНВД, ЕСН и транспортного налога в зачете или возврате отказано по мотиву подачи заявления по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налогов.

 Р.К. Хафизовым подано заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о возврате и зачете излишне уплаченных страховых взносов.

Решением соответствующего пенсионного органа №.... от  в удовлетворении заявления Р.К. Хафизова отказано по мотиву истечения трехлетнего срока со дня уплаты страховых взносов.

Информационным письмом .... от  налоговым органом предоставлен истцу акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на , по которому за Р.К. Хафизовым числится переплата по НДФЛ, ЕНВД, ЕСН и транспортному налогу в сумме , а также по пеням - .

Согласно выпискам из лицевого счета переплата страховым взносам образовалась в связи с перечислениями Р.К. Хафизовым в 2002 году, по НДФЛ, ЕНВД и ЕСН - в периоды до 2004 года, а по транспортному налогу - в 2006 году.

Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от  подтверждается, что истец  утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

При таких данных, учитывая, что переплата за Р.К. Хафизовым по налогам и сборам образовалась в период до 2006 года, тогда как соответствующие заявления о возврате (зачете) были поданы в уполномоченные органы (учреждения) только в 2011 году - по истечении более четырех лет с момента уплаты, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно пришел к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока подачи заявления о возврате из бюджета или зачете излишне переплаченных сумм налогов, взносов и пеней.

Довод Р.К. Хафизова в апелляционной жалобе о том, что, поскольку со стороны налогового органа имело место неисполнение обязанности перед налогоплательщиком по информированию о каждом ставшем известным факте переплаты и сумме излишне уплаченного налога, в связи с чем начало течения соответствующего срока необходимо исчислять с момента получения им от налогового органа справки от , а также акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на , не принимается во внимание по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела достоверно, переплата Р.К. Хафизова по налогам и сборов образовалась в период до 2006 года. При этом несообщение ему налоговым органом о факте излишне уплаченных налогов, сборов не влияет на течение соответствующего срока, поскольку именно налогоплательщик является лицом, обязанным самостоятельно и правильно исчислять и уплачивать налоговые платежей вне зависимости от действий (бездействия) налогового органа.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно подпунктам 10 и 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика. Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

В течение всего рассматриваемого периода препятствий к получению от налогового органа информации о состоянии расчетов, как проведению сверки расчетов у истца не имелось.

Доказательств тому, что в предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок он обращался в налоговый орган по вопросу возврата или зачета образовавшихся переплат, истцом суду не представлено.

Доводы в апелляционной жалобе Р.К. Хафизова отклоняются Судебной коллегий, как основанные на неправильном понимании и истолковании норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора.

Таким образом, нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам апелляционной жалобы Судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.К. Хафизова - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи