НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 22.08.2012 № 33-2964/12

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Сортоев И.А. Дело № 33-2964/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой М.Н., судей Скакуна А.И., Топорковой С.А., при секретаре Афанасьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

«22» августа 2012 года

дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Николаева  В.А. на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от «18» июня 2012 года, которым по делу по иску Астапенко  О.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о производстве перерасчета пенсии,

п о с т а н о в л е н о:

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) произвести перерасчет пенсии по старости Астапенко  О.Ф. с 18 июня 2009 года по 08 декабря 2010 года с учетом районного коэффициента 2.0.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Саха (Якутия) Габышевой С.Ф., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Астапенко О.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о производстве перерасчета пенсии, ссылаясь на то, что с 21 марта 2005 года является получателем пенсии по старости. Ответчиком неправильно исчислен размер страховой части трудовой пенсии по старости без применения районного коэффициента 2.0. Начисления произведены с учетом коэффициента 1,7. Перерасчет пенсии не произведен. Просит обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 21 марта 2005 с учетом районного коэффициента 2.0.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Николаев В.А. обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что вины ответчика в назначении пенсии с районным коэффициентом 1, 7 не имеется. Истице трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с законодательством на основании представленных Астапенко О.Ф. документов. Согласно справке о заработной плате от 20 апреля 2005 года, выданной ООО «МИРОРС» АК «АЛРОСА», суммы представлены с учетом районного коэффициента 70 %. За перерасчетом пенсии истица обратилась в УПФ Мирнинского района 08 ноября 2010 года, предоставила справку о заработной плате на период работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 1997 года, выданную предприятием ООО «МИРОРС» АК «АЛРОСА» от 06 августа 2010 года, с указанием на применение районного коэффициента 100 %. Ввиду предоставления за указанный период времени разных справок требовалась проверка заработной платы по документам, на основании которых была выдана справка. По причине нахождения предприятия на стадии ликвидации не была проведена проверка и не произведен расчет. Не согласен со сроком, установленным судом, поскольку Астапенко О.Ф. обратилась 18 декабря 2010 года за перерасчетом пенсии, судом же установлен срок перерасчета с 18 июня 2009 года. Перерасчет должен быть произведен с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление, то есть с 01 января 2011 года. Просит решение суд отменить и вынести новое решение.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Астапенко О.Ф. с 21 марта 2005 года является получателем пенсии по старости. При обращении за начислением пенсии истицей была предоставлена справка о заработной плате от 20 апреля 2005 года, выданная ООО «МИРОРМ» АК «АЛРОСА», в соответствии с которой суммы заработной платы представлены с учетом районного коэффициента 70 %.

25 ноября 2010 года Астапенко О.Ф. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мирнинском районе РС (Я) с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате с применением районного коэффициента 2.0. Наряду с заявлением Астапенко О.Ф. предоставлена справка по заработной плате за период работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 1997 года, выданной предприятием ООО «МИРОРС» АК «АЛРОСА», от 06 августа 2010 года, в которой указано о начислении сумм с учетом районного коэффициента 100 %.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями), Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0 относятся: Республика Саха (Якутия) - местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях "Айхал" и "Удачная", прииски "Депутатский" и "Кулар", Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец обратился с заявлением о начислении пенсии со всеми необходимыми документами в срок, предусмотренный законодательством. Однако работодателем ООО «МИРОРМ» АК «АЛРОСА» ошибочно была выдана справка о заработной плате от 20 апреля 2005 года, в соответствии с которой суммы заработной платы представлены с учетом районного коэффициента 70 %. В последующем ООО «МИРОРС» АК «АЛРОСА» предоставлена справка по заработной плате за период работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 1997 года, выданной предприятием от 06 августа 2010 года на имя Астапенко П.П. с указанием о расчете заработной платы, исходя из районного коэффициента 100 %.

Принимая во внимание данное обстоятельство, судебная коллегия находит, что оснований для ограничения права работника на пенсию с районным коэффициентом 2.0 в связи с неполнотой предоставленных работодателем сведений в орган УПФ не имеется, так как вина работника в этом отсутствует. Документы на назначение пенсии с указанием районного коэффициента 1,7 были предоставлены самой истицей. Исходя из письма ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мирнинском районе РС (Я) от 14 ноября 2011 года после регистрации заявления от 08 декабря 2010 года документы истицы переданы в отдел назначения для перерасчета, так как в документах усматривались противоречия, документы возвращены в клиентскую службу для запроса акта встречной проверки. Проведение встречной проверки было невозможным по причине нахождения предприятия на стадии ликвидации. 06 июня 2012 года составлен акт встречной проверки, согласно которому лицевые счета за 1994 год представлены не были, в связи с чем потребовалось составление новой справки о заработной плате.

Согласно справке № ... от 15 июня 2012 года по заработной плате с учетом акта встречной проверки суммы предоставлены с учетом районного коэффициента 100 %.

Положения об обязанности страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, корреспондируют с нормами п. 3 ст. 18 Закона N 173-ФЗ, согласно которым орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Данные положения направлены и на реализацию ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в части, касающейся представления страховщиком интересов застрахованных лиц перед страхователями, в том числе в случае, когда застрахованное лицо не может самостоятельно истребовать документы, необходимые для выплаты ему страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, установленные законом требования о предоставлении документов самим истцом не снимает обязанности с пенсионного органа по проведению их проверки.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания сумм пенсии, не полученных своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, поскольку истцом решение суда в части отсутствия вины пенсионного органа не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

Согласно ч. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. В момент обращения за назначением трудовой пенсии Астапенко О.Ф. обладала правом на назначение пенсии с учетом районного коэффициента 2,0, однако не располагала необходимыми документами, подтверждающими данное право. По вине работодателя были представлены документы с указанием районного коэффициента 1,7, что не должно ущемлять ее права на получение пенсии с момента первоначального обращения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года).

Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет пенсии истца за три года до его обращения в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ, в то время как истец просил произвести перерасчет за весь период, т.е. с момента назначения пенсии.

Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными возражениям, приводимым ответчиком в судебном заседании, которые являлись предметом исследования и оценки суда при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от «18» июня 2012 года по иску Астапенко  О.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о производстве перерасчета пенсии о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: М.Н. Иванова

Судьи: А.И. Скакун

С.А. Топоркова