НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 04.10.2022 № 2-2-179/2022

  • Определение

Судья Седова Е.В. №2-2-179/2022

Докладчик Смелкова Г.Ф. Дело №33-1969/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Пужаева В.А.,

судей Селезневой О.В., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 октября 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 2 августа 2022 г.

Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

В обоснование иска указал, что письмом от 23 мая 2022 г. № 1009 ответчик отказал ему в назначении пенсии за выслугу лет по тем основаниям, что стаж его муниципальной службы после 27 августа 1995 г. составляет 1 год 3 месяца 19 дней, что менее 4 лет и менее одного установленного срока полномочий. С данным решением ответчик не согласен, поскольку с 18 января 1991 г. по 27 ноября 1994 г. он на постоянной основе замещал выборную должность председателя Большеуркатского сельского совета, а с 27 ноября 1994 г. по 15 декабря 1996 г. он замещал выборную должность главы самоуправления Большеуркатского сельского совета. Общий стаж его работы на выборных должностям местного самоуправления составил более 5 лет 11 месяцев. Полагает, что у него имеются необходимые условия для назначения пенсии за выслугу лет. Учитывая общую продолжительность его работы на выборных должностях, по его мнению, он имеет право на получение дополнительной выплаты к страховой пенсии в размере 63% планового фонда месячного денежного содержания главы администрации Большеуркатского сельского совета Ельниковского района Республики Мордовия. Поскольку на момент обращения к ответчику он являлся получателем пенсии по старости, считает, что выплаты подлежат начислению с момента его обращения с 18 мая 2022 г.

По данным основаниям истец просил суд признать незаконным отказ ответчика в установлении доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет от 23 мая 2022 г. № 1009; возложить на ответчика обязанность установить истцу пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости с 18 мая 2022 г. в размере 63% планового фонда месячного денежного содержания главы Большеуркатского сельского совета Ельниковского района Республики Мордовия; взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 2 августа 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. Ссылается на неверное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Полагает, что лица, замещавшие выборные должности, имеют право на получение доплаты к пенсии при соблюдении установленных требований по времени замещения должности. Указывает, что он замещал выборную должность главы местного самоуправления более 5 лет, что является достаточным для назначения пенсии за выслугу лет. По его мнению, закон связывает право на получение доплаты именно со сроком исполнения соответствующей обязанности, а не какими-либо дополнительными требованиями и условиями.

В судебное заседание истец ФИО1 и представитель ответчика администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В письменном заявлении ФИО1 просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании части третьей статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости с 12 января 2022 г.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ФИО1 с 18 января 1991 г. по 27 ноября 1994 г. работал на выборной должности председателя Большеуркатского сельского Совета, а с 27 ноября 1994 г. по 15 декабря 1996 г. он работал на выборной должности главы самоуправления Большеуркатского сельского Совета, освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий и не избранием на новый срок с предоставлением социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

18 мая 2022 г. ФИО1 обратился в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об установлении ему пенсии за выслугу лет.

Сообщением от 23 мая 2022 г. №1009 администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия отказала ФИО1 в установлении пенсии за выслугу лет по тем основаниям, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. № 47-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия» и пункту 14 Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 23 марта 2017 г. №53 (далее - Положение от 23 марта 2017 г. №53), право на пенсию за выслугу лет имеют должностные лица местного самоуправления, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе после 27 августа 1995 г. не менее 4 лет или не менее одного установленного срока полномочий. Данное условие у ФИО1 отсутствует, поскольку после 27 августа 1995 г. стаж его муниципальной службы составляет 1 год 3 месяца 19 дней.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе в органе местного самоуправления, в виду отсутствия у ФИО1 необходимой совокупности условий для назначения такой пенсии.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Как установлено абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающихся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», равно как и иные федеральные законы, не содержит.

Из изложенного следует, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 8 июня 1999 г. №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия», лица, имеющие стаж муниципальной службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исчисленный в соответствии со статьей 7 Закона Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. № 48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы», и при условии замещения ими должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для назначения пенсии за выслугу лет в 2022 году является необходимым наличие стажа муниципальной службы не менее 18 лет.

Особенности пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные должности в органах местного самоуправления в Республике Мордовия, определены Законом Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. № 47-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия».

В силу пункта 3 статьи 3 Закона Республики Мордовия «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия» в соответствии с уставами муниципальных образований в Республике Мордовия лицам, замещавшим должности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе и потерявшим трудоспособность или достигшим в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», может устанавливаться пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Закона Республики Мордовия «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия» лица, замещавшие должности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, и лица, замещавшие должности, перечень которых установлен приложением к настоящему Закону, имеют право на установление пенсии за выслугу лет в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными правовыми актами.

В периоды осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, для назначения пенсии за выслугу лет включается (засчитывается) время замещения должностей, перечень которых установлен приложением к настоящему Закону.

Лицам, замещавшим должности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности, перечень которых установлен приложением к настоящему Закону, не менее 4 лет (суммарно) или не менее одного установленного срока полномочий, пенсия за выслугу лет устанавливается с таким расчетом, чтобы сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла не менее 60 процентов планового месячного фонда денежного содержания указанных лиц по наиболее высокооплачиваемой должности, которую они замещали не менее 2 лет или половины установленного срока полномочий (далее - плановый месячный фонд денежного содержания).

Выплата пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.

Перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, условия назначения, перерасчета, выплаты, приостановления, возобновления, прекращения и восстановления выплаты пенсии за выслугу лет, а также порядок принятия решения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности, перечень которых установлен приложением к настоящему Закону, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

В приложении к Закону Республики Мордовия «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия» приведен Перечень должностей, периоды замещения которых включаются (засчитываются) для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе.

Согласно данному Перечню для назначения пенсии за выслугу лет учитываются:

1. Должности руководителей районных и городских (городов республиканского значения) Советов народных депутатов, райкомов, горкомов КПСС, замещаемые по 31 декабря 1991 года;

2. Должности руководителей районных и городских (городов республиканского значения) органов местного самоуправления в Республике Мордовия, замещаемые на постоянной основе;

3. Должности глав местных администраций по контракту, заключенному представительным органом муниципального образования в Республике Мордовия до 1 декабря 2016 года;

4. Муниципальные должности на постоянной основе в Республике Мордовия, замещаемые после 27 августа 1995 г.

В соответствии с пунктом 14 Положения от 23 марта 2017 г. №53 пенсия за выслугу лет предусмотрена должностным лицам местного самоуправления, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе после 27 августа 1995 г. не менее 8 лет или не менее двух установленных сроков полномочий; а также должностным лицам местного самоуправления, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе после 27 августа 1995 г. не менее 4 лет или не менее одного установленного срока полномочий.

При наличии стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет составляет в соответствующем году не менее стажа муниципальной службы, указанного в приложении к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента планового месячного фонда денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет составляет в соответствующем году не менее стажа муниципальной службы, указанного в приложении к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В пункте 11 Положения от 23 марта 2017 г. №53 определено, что решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет принимается, в том числе случае, если лицо не соответствует требованиям, указанным в пункте 14 настоящего положения.

Материалами дела подтверждается, что стаж муниципальной службы на выборной должности органа местного самоуправления ФИО1 после 27 августа 1995 г. составляет 1 год 3 месяца 19 дней, то есть менее 4 лет и менее одного установленного срока полномочий.

При таких обстоятельствах, ответчик правомерно отказал истцу в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку у ФИО1 не имеется необходимой совокупности условий для назначения такой пенсии.

Не имеется у истца необходимой продолжительности стажа муниципальной службы и для назначения пенсии за выслугу лет, как это предусмотрено в пункте 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия».

Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований в виду отсутствия правовых оснований для установления истцу пенсии за выслугу лет за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему выборные муниципальные должности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет, у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что стаж муниципальной службы истца на выборной должности составляет более5 лет, отмену обжалуемого решения суда не влечет. Как следует из содержания обжалуемого судебного постановления, данному обстоятельству судом первой инстанции дана подробная оценка, приводить которую в настоящем определении необходимости не усматривается.

Принимая решения об отказе в иске, суд первой инстанции верно исходил из того, что для назначения пенсии за выслугу лет необходима совокупность условий, которая у ФИО1 по состоянию на 18 мая 2022 г. отсутствует.

Иные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, кроме того, они повторяют позицию стороны истца в суде первой инстанции.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 2 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Пужаев

Судьи О.В. Селезнева

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 6 октября 2022 г.

Судья Г.Ф. Смелкова

1версия для печатиДело № 33-1969/2022 (Определение)