НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 19.07.2019 № 3А-40/19

дело № 3а-40/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 19 июля 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Семиной А.П. (доверенность от <...>),

президента Марийской региональной общественной организации «Федерация дзюдо Республики Марий Эл» Душева В.В.,

представителя Марийской региональной общественной организации «Федерация дзюдо Республики Марий Эл» Булыгина А.Н. (доверенность от <...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Марийской региональной общественной организации «Федерация дзюдо Республики Марий Эл» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Марийской региональной общественной организации «Федерация Дзюдо Республики Марий Эл» (учетный номер <...>, ОГРН <...>) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 1 апреля 2011 года принято решение о регистрации Марийской региональной общественной организации «Федерация Дзюдо Республики Марий Эл» (далее - Организация). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 11 апреля 2011 года.

В период с 13 сентября 2018 года по 3 октября 2018 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами. В результате проверки были установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.

1. В нарушение части 3 статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

положения пунктов 13.2 и 13.3 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом Организации не определена исключительная компетенция высшего органа управления - Конференции;

положение пункта 16.8 устава Организации в части отнесения к компетенции Президиума вопроса об определении размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов противоречит требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положения пунктов 5.1.15, 6.1 устава не соответствуют требованиям пункта статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положение пункта 16.10 устава Организации в части определения правомочности заседаний Президиума Организации противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления: высший орган управления Организации - Конференция (пункт 15.1 устава); постоянно действующий руководящий орган - Президиум (пункт 16.1 Устава). Президент согласно пунктам 16.2, 16.9 устава Организации входит в состав Президиума, возглавляет его. Следовательно, Президент Организации не является отдельным органом управления Организации.

Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2015, 2016, 2017 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:

положение пункта 15.4.4 устава Организации: Конференцией не избраны (переизбраны) члены Президиума Организации. Срок полномочий членов Президиума истек 21 февраля 2015 года;

положение пункта 15.4.6 устава Организации: Конференцией не избран (переизбран) Ревизор Организации. Срок полномочий Ревизора истек 21 февраля 2015 года;

положение пункта 15.4.7 устава организации: Конференцией не утверждается отчет Президиума и Ревизора Организации;

положение пункта 16.8.1 устава Организации: Президиум Организации не утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс;

положение пункта 16.8.2 устава Организации: Президиум Организации не утверждает финансовый план;

положения пунктов 16.8.5 и 22.3 устава Организации: Президиумом Организации не определен размер и порядок уплаты вступительных и членских взносов;

положение пункта 16.9 устава Организации: нарушена периодичность проведения заседаний Президиума Организации. Так, заседания Президиума не проводились в 1 и 4 кварталах 2016 года;

положение пункта 17.6 устава Организации: Конференцией не избран Почетный Президент Организации;

положения статьи 18 «Ревизор Федерации» устава Организации: Ревизор Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности Ревизором Организации, к проверке не представлено.

3. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

4. Протокол Конференции от 20 февраля 2016 года и протоколы заседания Президиума от 17 октября 2015 года, от 31 декабря 2015 года, от 27 мая 2016 года, от 3 марта 2017 года, от 17 мая 2017 года, от 25 сентября 2017 года, от 25 декабря 2017 года, от 1 марта 2018 года, от 20 мая 2018 года оформлены с нарушениями положений пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные протоколы не содержат времени проведения заседания и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

4 октября 2018 года по результатам проверки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением вынесено предупреждение (исходящий № 12/03-3208) Президиуму Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений до 3 декабря 2018 года.

Данное предупреждение и акт проверки от 3 октября 2018 года были получены 14 ноября 2018 года Президентом Организации Душевым В.В.

В установленном порядке предупреждение Организацией не обжаловалось. В установленный в предупреждении срок выявленные нарушения законодательства Организацией не устранены.

19 декабря 2018 года в отношении Организации Управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка № 7 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 31 января 2019 года Организация привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

По состоянию на 22 февраля 2019 года выявленные в ходе проведения плановой документарной проверки нарушения законодательства не устранены.

22 февраля 2019 года в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года 182-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением вынесено повторное предупреждение Президиуму Организации (исх. № 12/03-667), установлен срок устранения нарушений до 29 апреля 2019 года. Данное предупреждение было направлено заказным письмом с уведомлением по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <...>, однако корреспонденция вернулась обратно в Управление.

Предупреждение, вынесенное в отношении некоммерческой организации, является юридически значимыми сообщением, с которым действующее законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий для юридических лиц.

Предупреждение от 22 февраля 2019 года исх. № 12/03-667, доставленное по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считается Организацией полученным.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке предупреждение Организацией не обжаловалось.

До настоящего времени нарушения законодательства Организацией не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятых Организацией мерах к устранению нарушений, в Управление не поступало, что подтверждается справкой из канцелярии.

В связи с этим Управление считает, что Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает.

Следовательно, в деятельности Организации имеет место систематическое грубое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства, что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности, тем самым имеет вредные последствия для общества и государства.

Таким образом, в деятельности Организации имеются неоднократные и грубые нарушения законодательства, которые Организацией не устраняются, несмотря на предпринятые Управлением меры реагирования, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебном заседании стороны представили суду соглашение о примирении сторон от 18 июля 2019 года, подписанное руководителями Управления и Организации, в котором содержатся следующие условия:

1) на момент заключения настоящего соглашения о примирении сторон административный ответчик (Организация) устранил нарушения, выявленные в ходе проверки (акт от 3 октября 2018 года), а именно: утвердил новую редакцию Устава Федерации и сдал на государственную регистрацию заявление о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы; опубликовал отчеты об использовании имущества и обеспечил доступность ознакомления с ними; избраны (переизбраны) члены Президиума и Ревизор; утвержден отчет Президиума и Ревизора; утвержден годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс; президиумом утвержден финансовый план; определен размер и порядок уплаты вступительных и членских взносов, утверждена смета; протоколы конференции и протоколы заседания президиума приведены в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в связи с тем, что срок рассмотрения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, составляет 30 дней (а с учетом отправки до 40 дней), на момент заключения настоящего соглашения административный истец (Управление) и административный ответчик (Организация) не располагают сведениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В случае получения отказа в государственной регистрации заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, административный ответчик (Организация) обязуется не позднее 15 дней устранить нарушения, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и вновь подать заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

3) стороны пришли к соглашению, что судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя административного ответчика (Организации) возлагаются на административного ответчика (Организацию);

4) в случае неисполнения административным ответчиком (Организацией) настоящего соглашения о примирении сторон административный ответчик (Организация) обязан осуществить процедуру ликвидации.

В судебном заседании лица, участвующие в административном деле, поддержали данное соглашение о примирении сторон, просили суд его утвердить.

Согласно частям 1, 3-6, 8, 9 статьи 137 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе части 1 настоящей статьи, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам главы 38 настоящего Кодекса.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», положения главы 27 КАС РФ не исключают возможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска, а также заключения соглашения о примирении. Если нарушения закона не являются грубыми, не связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и могут быть устранены в установленном законом порядке, суд вправе утвердить соглашение о примирении. По смыслу части 9 статьи 137 КАС РФ, данное соглашение должно содержать порядок и сроки устранения административным ответчиком нарушений закона, послуживших основанием для обращения уполномоченного органа с требованием о ликвидации, при сохранении обязанности объединения граждан осуществить процедуру ликвидации в случае неисполнения указанных условий соглашения (статья 353 КАС РФ). Соглашение о примирении, не содержащее обязанности о ликвидации объединения граждан в случае неустранения названных нарушений, не подлежит утверждению судом.

Условия и обстоятельства, указанные в соглашении о примирении сторон, подтверждаются представленными Организацией документами, из которых следует, что большая часть выявленных недостатков в деятельности Организации устранена, часть недостатков находится в стадии устранения. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании лица, участвующие в административном деле.

По убеждению суда, соглашение о примирении сторон не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.

Последствия утверждения соглашения о примирении сторон, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что производство по административному делу будет прекращено и повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, сторонам административного дела разъяснены и понятны.

С учетом изложенного соглашение о примирении сторон подлежит утверждению судом, производство по административному делу – прекращению.

Руководствуясь статьями 137, 194 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л:

утвердить соглашение о примирении сторон, заключенное по настоящему административному делу Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл и Марийской региональной общественной организацией «Федерация дзюдо Республики Марий Эл», по условиям которого:

1) на момент заключения настоящего соглашения о примирении сторон административный ответчик (Организация) устранил нарушения, выявленные в ходе проверки (акт от 3 октября 2018 года), а именно: утвердил новую редакцию Устава Федерации и сдал на государственную регистрацию заявление о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы; опубликовал отчеты об использовании имущества и обеспечил доступность ознакомления с ними; избраны (переизбраны) члены Президиума и Ревизор; утвержден отчет Президиума и Ревизора; утвержден годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс; Президиумом утвержден финансовый план; определен размер и порядок уплаты вступительных и членских взносов, утверждена смета; протоколы конференции и протоколы заседания президиума приведены в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в связи с тем, что срок рассмотрения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, составляет 30 дней (а с учетом отправки до 40 дней), на момент заключения настоящего соглашения административный истец (Управление) и административный ответчик (Организация) не располагают сведениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В случае получения отказа в государственной регистрации заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, административный ответчик (Организация) обязуется не позднее 15 дней устранить нарушения, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и вновь подать заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

3) стороны пришли к соглашению, что судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя административного ответчика (Организации) возлагаются на административного ответчика (Организацию);

4) в случае неисполнения административным ответчиком (Организацией) настоящего соглашения о примирении сторон административный ответчик (Организация) обязан осуществить процедуру ликвидации.

Прекратить производство по административному делу по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Марийской региональной общественной организации «Федерация дзюдо Республики Марий Эл» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня вынесения судом определения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Г.В. Попов

Мотивированное определение составлено 19 июля 2019 года