НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 07.08.2012 № 33-1154

                                                                                    Верховный Суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Митькова М.В. дело № 33-1154

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 7 августа 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: Путиловой О.Н.,

судей: Бахтиной Е.Б. и Иванова А.В.,

при секретаре Валиахметовой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 мая 2012 года, которым Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл отказано в удовлетворении искового заявления к Общественной организации «Марий туныктышо» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Эл Бахтиной Е.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с иском о ликвидации Общественной организации «Марий туныктышо» Республики Марий Эл (далее - Организация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требования указано, что по результатам проведения плановой проверки соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям предусмотренным ее учредительными документами и законодательству РФ выявлен ряд нарушений законодательства и устава Организации: пункты Устава Организации в части указания территориальной сферы деятельности, формирования высшего руководящего органа, осуществления правлением предпринимательской деятельности не соответствуют и противоречат требованиям закона, Организацией в ЕГРЮЛ не внесены сведения о видах экономической деятельности, в наименовании организации отсутствует перевод на русский язык, организация не информирует федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от международных и иностранных организаций денежных средств, о целях их использования и об их фактическом расходовании, не соблюдаются нормы, предусмотренные ее уставом, не ведется бухгалтерский учет, Организации вынесено предупреждение и установлен срок для устранения нарушений 20.12.2010 года, однако в установленный срок нарушения устранены в полном объеме не были, за невыполнение в срок законного предписания органа в полном объеме постановлением мирового судьи Организация привлечена к административной ответственности. Ранее правлению организации неоднократно выносились предупреждения за выявленные нарушения законодательства.

Неоднократное нарушение организацией законодательства послужило основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данного объединения.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, считают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Заслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции РФ по Республике Марий Эл Русских Т.А., представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Ильменева А.Г., поддержавших доводы жалобы и просивших решение суда отменить, представителя ОО «Марий туныктышо» Артюшкину З.С., просившую в удовлетворении жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения и статьей 29 (абзац 1 части 1) Федерального закона "Об общественных объединениях".

Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Судом первой инстанции установлено, что 00.00.00. принято решение о государственной регистрации Общественной организации «Марий туныктышо», регистрационный номер № ..., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл внесена запись о регистрации юридического лица за основным государственным регистрационным номером № ...

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл в период времени с 5 октября 2010 года по 19 октября 2010 года была проведена плановая документальная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В результате проверки выявлены нарушения ст.14, 20, 37, 31, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; ст.3, 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", положений Устава Организации.

По итогам проверки Управлением вынесено письменное предупреждение Председателю Правления Общественной Организации «Марий Туныктышо» Республики Марий Эл Артюшкиной З.С. от 21 октября 2010 года об устранении нарушений ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях",   ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Устава Организации. Нарушения должны были быть устранены до 20 декабря 2010 года (л.д. 26-27).

Судом первой инстанции установлено, что требования органа осуществляющего государственный контроль по устранению нарушений законодательства ответчиком исполнены не были.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Управления, суд указал, что действиями Общественной организации «Марий туныктышо» Республики Марий Эл не наносится вред государству, обществу и каким-либо лицам. При этом суд не учел, что норма права, предусмотренная статьей 44 ФЗ "Об общественных объединениях", не связывает возможность ликвидации общественного объединения с наступлением вредных последствий, указанных в решении суда. Отказ в удовлетворении исковых требований о ликвидации Организации может привести к дальнейшему игнорированию законных требований органа, осуществляющего государственный контроль.

Организация неоднократно без уважительных причин не выполняла требования ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", не соблюдала законодательство Российской Федерации, касающееся деятельности общественных организаций; нарушала требования Устава Организации, а именно: нарушена периодичность проведения конференций - высшего органа управления Организации, не осуществляется контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, полномочия ревизионной комиссии Правления истекли 13 мая 2002 года, члены организации не выполняют обязанности по уплате членских взносов, имеются противоречия в наименовании лица, имеющего право действовать от имени Организации.

В соответствии с абзацем 2 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" Устав организации не содержит компетенцию и порядок формирования руководящих органов Организации, в части отражения структуры организации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Пункт 1.1 Устава противоречит ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации (статья 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Судом первой инстанции установлено, что Организация нарушала данные требования Закона и не выполняла обязанности, возложенные на нее Законом.

Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Республике Марий Эл от 17 января 2011 № 11-р Организации было отказано во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях".

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 согласно приложению N 4 к нему (форма ОН0003).

Информация по форме ОН0003 должна предоставляться общественными объединениями в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (подпункт "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212).

Суд согласен с выводом Управления о том, что Организацией вышеназванные отчеты по форме N ОН0003 за 2007, 2009 годы не были своевременно представлены в уполномоченный орган.

В настоящее время данные отчеты по форме N ОН0003 за указанный период также не представлены в Управление Организацией. 12.04.2012 года в Управление поступил отчет о деятельности организации за 2011 год, однако вновь не по установленной форме.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться оправдательными документами. Такие документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и осуществляется документирование операций.

Смета по расходованию денежных средств, полученных на проведение мероприятий от Общества ... (Финляндия) в Организации отсутствует, имеющийся в деле отчет не содержит финансовых документов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение положений статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в организации не ведется бухгалтерский учет, не представляется бухгалтерская и статистическая отчетность, отчет о своей деятельности, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных организаций.

Вывод суда первой инстанции о направлении Организацией финансовой документации, подтверждающей расходование денежных средств, полученных на проведение мероприятий от Общества ... (Финляндия), не подтвержден материалами дела.

Статья 1 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" определяет официальный статус русского языка как государственного.

В пункте 1 статьи 3 указанного Закона установлено, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.

В нарушение указанных требований закона в наименовании Организации перевод на русский язык отсутствует.

Таким образом, поскольку Общественная организация «Марий Туныктышо» допустила неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации, названные выше нарушения законодательства не устранены в срок, указанный в предписании до настоящего времени, то указанные обстоятельства являются основанием для ее ликвидации по решению суда в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".

С учетом вышеприведенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что ранее Организации уже выносились предписания (в 2004, 2007, 2008 годах), Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 10 февраля 2011 года Общественная организация «Марий туныктышо» Республики Марий Эл привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и на нее наложено административное взыскание в виде штрафа в размере ... рублей, к моменту рассмотрения дела в суде нарушения законодательства устранены частично (подпункты 2, 3, 4 пункта 8 Предупреждения), суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о ликвидации общественной организации.

Таким образом, Организацией допущены как неоднократные, так и грубые нарушения требований федерального законодательства и положений устава, которые не были устранены в установленный срок, несмотря на продление срока для устранения нарушений, что позволяет сделать вывод о том, что требования о ликвидации Организации заявлены обоснованно.

Каких-либо доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 мая 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Общественную организацию «Марий Туныктышо» Республики Марий Эл, учетный номер № ..., основной государственный регистрационный номер № ... с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

Председательствующий Путилова О.Н.

Судьи Иванов А.В.

Бахтина Е.Б.

...

...

...