Верховный Суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Нагорнова О.Н. Дело № 33-4755/11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе: председательствующего Ивановой Н.Г.,
судей: Машкиной И.М., Юдина А.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 5 сентября 2011 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2011 года, по которому
в удовлетворении заявления прокурора г. Сыктывкара о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента принятия пункта 2 решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 25.03.2011 г. № ... «Об отмене решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2008 г. № ... «О компенсационных выплатах депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар» отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., объяснения прокурора Нестерова М.А., представителя Совета МО ГО «Сыктывкар» Моисеева Н.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента принятия пункта 2 решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 25.03.2011 № ... «Об отмене решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2008 № ... «О компенсационных выплатах депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар», указав, что Законом Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ, вступившим в силу с 04.01.2011, определен исчерпывающий перечень гарантий осуществления полномочий депутатами представительного органа муниципального образования, членами выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, в число которых не входит право на получение компенсационных выплат депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар», связанных с осуществлением депутатской деятельности. Органам местного самоуправления ни федеральным, ни региональным законодательством не делегировано право устанавливать дополнительные гарантии указанной выше категории лиц. Вместе с тем, оспариваемым в части решением ранее принятое решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2008 № ... «О компенсационных выплатах депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар» было отменено лишь с момента его принятия, а не с даты вступления в силу Закона Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ – с 04.01.2011.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя на удовлетворении требований настаивали.
Представители Совета МО ГО «Сыктывкар» с заявленными требованиями не согласились.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурором г. Сыктывкара поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного решения по мотиву нарушения судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2008 № ... были установлены компенсационные выплаты депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар», связанные с осуществлением депутатской деятельности.
Законом Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Коми», вступившим в законную силу 04.01.2011, установлен перечень гарантий лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, которые могут устанавливаться Уставами муниципальных образований.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 25.03.2011 № ... решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 05.12.2008 № ... было отменено (п.1). Пунктом 2 данного решения определено, что оно вступает в силу со дня его принятия.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 20.04.2011 № ... внесены изменения в статью 40 Устава МО ГО «Сыктывкар», в части перечня гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, тем самым статья 40 Устава была приведена в соответствие с нормами статьи 3 Закона Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 25.03.2011 № ... было принято в полном соответствии с требованиями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», при этом суд обоснованно указал, что отмена муниципального правового акта влечет за собой прекращение его действия, то есть изменение правоотношений, возникших на его основе, изменение объема прав и свобод человека на будущее и не может быть распространено на более ранний период, в случае если принятие такого правового акта снижает объем прав лиц, на которых он распространяется.
Общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском законодательстве (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно статье 47 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Соответственно, муниципальные образования самостоятельно регламентируют вступление в силу муниципальных правовых актов.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 данного Федерального закона предусмотрено, что виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов (нормативных и ненормативных) определяются уставом муниципального образования.
Анализ норм Устава МО ГО «Сыктывкар», а также норм Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар», определяющих порядок вступления нормативных актов Совета МО ГО «Сыктывкар», свидетельствует об отсутствии нормы, предусматривающей вступление решений Совета, ухудшающих положение граждан, в силу позднее даты вынесения самого решения. Исключение могут составлять нормативные правовые акты о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.
Исходя из изложенного, нормативный правовой акт Совета МО ГО «Сыктывкар» может иметь обратную силу, если это указано в акте, и при иных обстоятельствах, определенных федеральным законом. Таких обстоятельств по делу не установлено.
Придание нормативному правовому акту обратной силы, определение круга лиц, на которых он распространяется, является правом органа, принимающего такой акт.
Установив, что на момент принятия решения 05.12.2008 № ... отсутствовал закон Республики Коми, регулирующий гарантии осуществления полномочий депутатов, также как и действующее федеральное законодательство не содержало запрета на регулирование указанных гарантий в порядке определяемом уставом муниципального образования, а принятый Закон Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ не содержит нормы, распространяющие его действие на отношения, предшествующие его вступлению в законную силу, суд пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных прокурором требований.
По изложенным выше обстоятельствами доводы кассационного представления о том, что непосредственно в Уставе МО ГО «Сыктывкар» не предусматривались такие гарантии осуществления полномочий депутатов как компенсационные выплаты, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием к отмене решения суда.
Кроме того, согласно части 3 статьи 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 40 Устава МО ГО «Сыктывкар» в редакции, действовавшей на 05.12.2008, было установлено, что депутату Совета городского округа за счет средств бюджета городского округа обеспечивается возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью; депутату Совета городского округа могут быть предоставлены и другие гарантии депутатской деятельности, устанавливаемые решением Совета городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок возмещения депутатам расходов устанавливается решением Совета городского округа.
Таким образом, статья 40 Устава регулировала гарантии осуществления полномочий депутата Совета, отсутствие же в указанной статье перечня гарантий и установление их отдельным решением Совета (от 05.12.2008 № ...), не указывает на противоречие данных норм права федеральному и региональному законодательству.
Таким образом, данные обстоятельства не дают оснований для утверждения о противоречии пункта 2 решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 25.03.2011 № ... действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 июня 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Сыктывкара - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –