НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 03.03.2016 № 33А-1466/2016

Дело № 33а-1466/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А., Соболева В.М.,

при секретаре Н.,

рассмотрев в судебном заседании 03 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе Плишкиной Е.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2015 года, которым

взыскана с Плишкиной Е.А. в пользу ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми недоимка по страховым взносам в размере 90741 рубль 07 копеек, пени в размере 1965 рублей 43 копейки, а всего 92706 рублей 50 копеек.

Взыскана с Плишкиной Е.А. государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в сумме 2981 рубль 19 копеек.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя УПФ РФ в г. Сыктывкаре Макеевой Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Плишкиной Е.А. о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 90741,07 руб., пени в сумме 1965,43 руб., указав в обоснование иска, что Плишкина Е.А. зарегистрирована в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми в качестве страхователя, и не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы в период за 2014 год. Административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя 20 августа 2014 года.

Представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Административный ответчик с заявленными требованиями не согласилась.

Судом вынесено вышеуказанное судебное решение.

В апелляционной жалобе Плишкиной Е.А. ставится вопрос об изменении решения суда, поскольку налоговая отчётность за 2014 год на данный момент ею представлена.

Судебные извещения, направленные в адрес Плишкиной Е.А., возвращены за истечением срока хранения, в связи с чем, она считается надлежаще извещённой о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре Макеева Е.г. возражала против удовлетворения жалобы, представив полученную информацию из ИФНС по г. Сыктывкару об отсутствии дохода по представленной отчётности за 2014 года.

В силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Плишкиной Е.А.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также согласно пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 названного Федерального закона и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.

Таким образом, действующим законодательством на указанных лиц, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. При этом данная обязанность у названных страхователей возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется

задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ).

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от дата № 212-ФЗ исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в

течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Согласно частям 1, 5, 6 статьи 25 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ пенями признается установленная указанной статьёй денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10 сентября 2014 года Плишкина Е.А. в период с 13 января 2012 года по 20 августа 2014 года являлась индивидуальным предпринимателем, и с 01 апреля 2013 зарегистрирована в качестве страхователя в ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми.

Поскольку Плишкина Е.А. не исполнила предусмотренные вышеизложенным законодательством обязанности по своевременной уплате и полном объёме страховых взносов за 2014 год, пенсионным органом 14 октября 2014 года в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год, срок уплаты определён до 01 ноября 2014 года.

В установленный срок требование Плишкиной Е.А. не исполнено, в связи с чем 04 февраля 2015 года ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, то есть в установленный законом шестимесячный срок.

Вынесенный судебный приказ от 10 февраля 2015 года о взыскании с Плишкиной Е.А. недоимки по страховым взносам и пени, определением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 04 августа 2015 года был отменён.

26 августа 2015 года ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре обратилось с исковым заявлением к Плишкиной Е.А., которое определением мирового судьи от 01 сентября 2015 года возвращено в связи с неподсудностью, получено указанное определение ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре 11 сентября 2015 года.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 22 сентября 2015 года.

С учётом указанных обстоятельств, принимая во внимание нормы части 3 статьи 21 Федерального закона от дата № 212-ФЗ, устанавливающей, что заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о том, что срок обращения в суд ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре не пропущен, правильными.

Расчёт суммы страховых взносов произведён пенсионным органом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Указанной нормой определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчётный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам,

пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчётного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Правильно установив обстоятельства дела, суд на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты Плишкиной Е.А. взыскиваемой суммы, не усмотрев оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки по страховым взносам за 2014 год и пени, учитывая, что установленный вышеприведенными нормами законодательства срок для подачи органом контроля за уплатой страховых взносов искового заявления в суд не пропущен, пришёл к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований ГУ - УПФР РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми и о взыскании с Плишкиной Е.А. недоимки по страховым взносам в сумме 90741,07 руб., пени в сумме 1965,43 руб.

Поскольку исковые требований судом удовлетворены в полном объёме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о взыскании с Плишкиной Е.А. государственной пошлины.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи апелляционной жалобы налоговая отчётность уже представлена, не могут повлечь отмены оспариваемого решения суда, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 названного Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определён указанным пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Из анализа совокупности правовых норм, регулирующих порядок определения размера подлежащих уплате страховых взносов, исчисление размера страховых взносов производится в зависимости от исполнения плательщиком обязанности по предоставлению сведений о доходах за расчётный период, до снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном частями 1.1, 4.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчётности. В случае же отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.

Поскольку Плишкиной Е.А. не были представлены сведения о доходах за 2014 год, следовательно, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следовало определять исходя из положений части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, то есть в максимальном размере как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз.

Расчёт недоимки произведён ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре в соответствии с нормами действующего законодательства.

Более того, согласно представленным ГУ УПФ РФ сведениям, в представленной после вынесения решения суда отчётности не указан доход, а представление по истечение срока предоставления отчётности свидетельствует о незаконности решения пенсионного органа, которым расчёт произведён исходя из норм действующего законодательства.

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона № 212-0ФЗ, административному ответчику начислены пени, расчёт которых судом проверен и признан правильным.

Судебная коллегия находит приведенные в решении судом первой инстанции выводы правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Таким образом, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Плишкиной Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи