НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 06.10.2010 № 33-22622010

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий Мартова О.И.

Дело № 33 – 2262 2010 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Ивашиной Т.А.,Морозовой В.Н.,

при секретаре Ермак О.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 октября 2010 года

кассационное представление прокурора Абаканской транспортной прокуратуры Безгина Ю.Е. на решение Абаканского городского суда от 25 мая 2010 года, которым отказано в удовлетворении иска Абаканского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Красноярского филиала, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве об обязании учесть имущество на балансовом учете предприятия и обязании принять меры по внесению сведений о возведенном имуществе в реестр федерального имущества.

Заслушав доклад судьи Ивашиной Т.А., объяснения прокурора Полежаевой Н.С., поддержавшей доводы представления, представителя ответчика Стрелковой И.В., согласившейся с решением, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

  Абаканский транспортный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Красноярского филиала (далее - ФГП ВО ЖДТ России) об обязании учесть имущество на балансовом учете предприятия и принять меры по внесению сведений о возведенном имуществе в реестр федерального имущества.

Исковые требования мотивировал тем, что по  в г. Абакане Республики Хакасия возведено строение  которое не поставлено на балансовый учет ФГП ВО ЖДТ России и не учтено в реестре федерального имущества.

Определением Абаканского городского суда от 31 марта 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москва.

В судебном заседании прокурор Абаканской транспортной прокуратуры не присутствовал.

Представитель ответчика Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Красноярского филиала Стрелкова И.В. исковые требования не признала, пояснила, что ответчик обладает вышеназванным имуществом на праве хозяйственного ведения, собственником имущества является Российская Федерация. Поскольку ФГП ВО ЖДТ России данное имущество не передано, ответчик не правомочен учесть объект недвижимости на балансовом учете Предприятия. Кроме того, постановка на баланс предприятия недвижимого имущества и внесение его в реестр федерального имущества осуществляется на основании соответствующего распорядительного документа Росимущества.

Представитель соответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москва в судебном заседании не присутствовал.

Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласен прокурор Абаканской транспортной прокуратуры Безгин Ю.Е.

В кассационном представлении он просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что вывод суда о непредставлении доказательств нарушения прав Российской Федерации противоречит материалам дела, поскольку в деле имеются документы, свидетельствующие о том, что земельный участок является федеральной собственностью и самовольное его занятие строением нарушает права Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. В результате бездействия ответчика налоговая база по налогам на имущество оказалась заниженной. Строение возведено без учета Устава предприятия, согласно которому имущество предприятия находится в федеральной собственности. Кассатор указывает, что ответчик, будучи обязанным регулярно проводить инвентаризацию основанных средств, обязан сформировать достоверную информацию о своем имущественном положении с учетом возведенного строения. Кроме того, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, в то время как истец к данному государственному органу исковых требований не предъявлял.

В письменных возражениях относительно кассационного представления прокурора представитель ответчика ФГП ВО ЖДТ России Стрелкова И.В. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, а кассационное представление прокурора без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и письменных возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Согласно п. 3 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007, объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом федеральное имущество, в том числе недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91Н утверждены методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, к которым относятся, в том числе, здания и сооружения (п. 3 Приказа).

Обращаясь в суд с иском, транспортный прокурор указывает о том, что транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и распоряжения имуществом в сфере деятельности железнодорожного транспорта, выявлены нарушения в деятельности Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», не отразившего на балансовом учёте Абаканского отряда объект – ., которая находится в непосредственной близости от питомника для собак, расположенном по  в г. Абакане Республи­ки Хакасия, право хозяйственного ведения на которое зарегистрировано за ФГП ВО ЖДТ России, в результате чего стоимость имущества, налоговые базы по налогам на имущество и прибыль занижены, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации.

Возражая против иска прокуратуры представитель ответчика ссылалась на то, что поскольку ФГП ВО ЖДТ России данное имущество не передано, ответчик не правомочен учесть объект недвижимости на балансовом учете Предприятия. Кроме того, постановка на баланс предприятия недвижимого имущества и внесение его в реестр федерального имущества осуществляется на основании соответствующего распорядительного документа Росимущества.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, названый объект основных средств на отдельном балансовом учёте Абаканского отряда, как и в сводном балансе филиала ФГП ВО ЖДТ не зна­чится.

Право собственности земельного участка, на котором находится спорный объект(баня) зарегистрировано за Российской Федерацией(л.д.68).

На основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №ФС Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ как «Арендодатель» передало ОАО «Российские железные дороги» «Арендатору» в аренду земельный участок с кадастровым номером  с правом передачи в субаренду гражданам и юридическим лицам (л.д.63).

Согласно договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Российские железные дороги» передало ФГП ВО ЖДТ России за плату и во временное пользование земельный участок, расположенные по адресу:  для размещения питомника для собак в границах, указанных в плане участка(л.д.12-17).

Согласно информации Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ от ДД.ММ.ГГГГ № находящееся на балансе ФГП ВО ЖДТ России имущество должно быть учтено в Территориальном Управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москва(л.д.31).

Переданный в субаренду земельный участок принадлежит Субарендатору на праве хозяйственного ведения и является частью земельного участка полосы отвода Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» из категории земель населенных пунктов, находящихся в федеральной собственности.

Согласно п.п. 3.1 и 3.2 Устава ФГП ВО ЖДТ России, имущество предприятия находится в федеральной собственности; предприятие осуществляет право хозяйственного ведения в отношении переданного ему федерального имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Предприятия.

Пунктом 3.3 Положения об Абаканском отряде ведомственной охраны – структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России определено, что имущество, которым наделен Отряд, является федеральной собственностью, находится в хозяйственном ведении ФГП ВО ЖДТ России и отражается в отдельном балансе отряда и в сводном балансе филиала ФГП ВО ЖДТ России(л.д.11).

Из технического паспорта видно, что объект  расположен по адресу: , стены которого выполнены из бревна круглого, пол, потолок, стропила, обрешётка, перегородка из доски, внутри стены обшиты вагонкой, кровля из шифера, на его возведение разрешение не предъявлено(л.д.107).

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Постановка на баланс ФГП ВО ЖДТ России недвижимого имущества, а также его внесение в реестр федерального имущества, осуществляется на основании соответствующего распорядительного документа Росимущества, закрепляющего имущество в хозяйственном ведении за ФГП ВО ЖДТ России, либо на основании договоров купли-продажи объектов недвижимого имущества при приобретении объекта недвижимого имущества у третьих лиц.

Из материалов дела усматривается, что ФГП ВО ЖДТ России правом хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимости - ., не обладает, указанное имущество ему не было передано по акту приема- передачи. ФГП ВО ЖДТ России не наделено правом учета возведенного строения  на балансовом учете предприятия.

Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007, установлено, что учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами по месту регистрации юридического лица. В данном случае Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москва.

Рассматривая дело, суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, правильно применив нормы материального права, а также проанализировав Устав ФГП ВО ЖДТ России и Положение об Абаканском отряде ведомственной охраны – структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России, пришел к правильному выводу о том, что нарушений прав Российской Федерации действиями ответчиков не допущено и отказал в иске, обоснованно сославшись на положения ст. 9 ГК РФ, в силу которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласна.

Довод кассационного представления о том, что судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, в то время как истец к данному государственному органу исковых требований не предъявлял, не может повлечь отмены состоявшегося решения, поскольку такое право в силу ст.40 ГПК РФ предоставлено суду в связи с характером спорного правоотношения.

Другие доводы кассационного представления прокурора не опровергают выводы суда, а направлены на иную оценку доказательств, установленных и исследованных им в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения.

Таким образом, нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационном представлении, судом не допущены, и постановленное по делу решение в обжалуемой части является законным, а доводы, приведенные в кассационном представлении необоснованными.

В силу изложенного, руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда от 25 мая 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационное представление  прокурора Абаканской транспортной прокуратуры Безгина Ю.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи Т.А. Ивашина

В.Н.Морозова