НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 09.12.2013 № 33-4172/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 декабря 2013г. по делу № 33-4172/2013г.

Судья Нестуров М.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиева Б.Г.,

судей Гебековой Л.А. и Магадовой А.В.,

при секретаре Джабраиловой З.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО2 на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 28.05.2013 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Республики Дагестан о взыскании с военного комиссариата РД задолженности по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка отказать».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., объяснения представителя Военного комиссариата РД ФИО3, суд апелляционной инстанции,

установил:

ФИО2, обратился в суд с иском к Военному комиссариату РД о взыскании с военного комиссариата РД задолженности по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

В обоснование иска указано, что он является гражданином, уволенным с военной службы и на основании статей 13 и 43 закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей» и абзаца 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и имеет право на пенсию по выслуге лет и выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Согласно пункту 18 положения о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время, утвержденного приказом Министра Обороны РФ от 22 июля 2000г. № 400 военнослужащим и другим контингентам за счет государства пайки выдаются в виде продуктов питания, продуктами на руки или взамен их выплачивается денежная компенсация в размере реальной стоимости продовольственного пайка на день выплаты. Исчисление размера денежной компенсации осуществляется центральным продовольственным управлением Министерства Обороны РФ ежемесячно по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ, исходя их данных Госкомстата РФ. Выданная денежная компенсация взамен продовольственного пайка не соответствовала его реальной стоимости. Выплаченная сумма ежедневной денежной компенсации составила за 1997 год 11 рублей 97 коп., за 1998г.-11р.97коп., за 1999г.-12р.43коп., а с 2000г. по декабрь 2007г. ежедневная денежная компенсация взамен продовольственного пайка составила по 20 руб. в день при реальной его стоимости за 1997г.-12р.47коп. в день, 1998г.-21р.81коп., за 1999г.- 32р.82коп., 2000г.-49р.44коп., 2001 г.-60р.06коп., 2002г.-65р.57коп, 2003г.-58р.99коп., 2004г.-67р.41коп., 2005г.-76р.78коп., 2006г.-83р.64коп., 2007г.-95р.74коп. Истец просил суд взыскать с Военного комиссариата РД <.> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы ссылается на то, что реальная ежесуточная стоимость продовольственного пайка должна быть определена на основании положенного продовольственного пайка, размеры которого определены в приказе МО РФ №400 от 22 июля 2000г. и справки, выданной территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан от октября 2013г., то есть по методике, предложенной центральным продовольственным управлением МО РФ.

Суд не учел положения, содержащиеся в Определении Конституционного суда РФ от 14 декабря 2004г. №429-О, согласно которым выявленный в указанном Определении конституционно-правовой смысл законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Пенсионным отделом Дагвоенкомата не выплаченной остается за период с 1 января 1997 года по 30 март 2013 год включительно с учётом роста индекса потребительских цен разница между выданной и реальной стоимостью продовольственного пайка с 01.01.1997г. по 30.03.2013г. включительно.

Определением Кировского районного суда гор. Махачкалы от 23 сентября 2013года восстановлен ФИО2 процессуальный срок для обжалования данного решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 28.05.2013г. подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Как видно из искового заявления, свои требования истец обосновал тем, что согласно статей 13 и 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей» и абзаца 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на пенсию по выслуге лет и выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

Выплаченная ему сумма ежедневной денежной компенсации составила за 1997 год 11 рублей 97 коп., за 1998г.-11р.97коп., за 1999г.-12р.43коп., а с 2000г по декабрь 2007г. ежедневная денежная компенсация взамен продовольственного паша составила по 20 руб. в день при реальной его стоимости за 1997г.-12р.47коп. в день, 1998г.-21р.81коп., за 1999г.- 32р.82коп., 2000г.-49р.44коп., 2001 г.-60р.06коп., 2002г.-65р.57коп., 2003г.-58р.99коп., 2004г.-67р.41коп, 2005г.-76р.78коп., 2006г.-83р.64коп., 2007г.-95р.74коп., т.е. размер его пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в указанных суммах. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом истец ссылается на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка и считает, что пенсионным отделом Дагвоенкомата ему невыплаченной остается за период с 1 января 1997 года по 30 март 2013 года включительно с учетом индекса потребительских цен <.> копеек.

Отказывая в удовлетворении требования истца о перерасчете пенсии с учетом месячной стоимости продовольственного пайка суд исходил из следующего: поскольку военный пенсионер не может получать паек в натуральном виде, то пенсия ему должна исчисляться из составляющих денежного довольствия, в т.ч. из стоимости продовольственного пайка, выплачиваемого военнослужащим в денежном выражении, а не выдаваемого в натуральном виде. При этом подход для определения месячной стоимости продовольственного пайка как составляющей денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения.

Так, согласно ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" одной из форм продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих является выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости.

Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии является увеличение стоимости продовольственного пайка, как формы продовольственного обеспечения военнослужащих.

Судом установлено, что продовольственное обеспечение военнослужащих регулируются нормами п. 1 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих", которые реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе федеральными законами о федеральном бюджете, а также Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 № 400.

Начиная с 01.01.2000, продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в форме денежной компенсации взамен продовольственного пайка 20 руб. в сутки, то есть в размере, предусмотренном бюджетным законодательством (п. 13 приложения 3 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", п. 8 приложения 4 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", п. 5 приложения 9 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ст. 97 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 102 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год").

Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 года N 429-0 установлено, что положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год и приложение к нему, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму денежного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан.

То положение, что военный пенсионер не может получать паек в натуральном виде, и пенсия ему должна исчисляться из составляющих денежного довольствия, в т.ч. из стоимости продовольственного пайка, выплачиваемых военнослужащим в денежном выражении, а не выдаваемых в натуральном виде вытекает из анализа ст. 2 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", определяющим пенсию как ежемесячную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации заработной платы, утраченной в связи с прекращением государственной службы.

Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

В период с 01.01.2000 г. по настоящее время ежемесячная денежная компенсация продовольственного пайка, установленная для военнослужащих, не изменялась и составляет 608 руб. 33 коп. в месяц. Ее размер определен в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, а именно, 20 руб. х 365 : 12 = 608 руб. 33 коп.

Суд учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, пришел к правильному выводу о том, что никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Судом также установлено, что указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 28 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: