НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 29.04.2013 № 3Г-33/2013

дело №...

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г.Уфа 29 апреля 2013 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего – судьи Касимовой З.Ш.,

при секретаре судебного заседания – Фоминой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 01 апреля 2010 года № 97 «Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Республике Башкортостан»,

У С Т А Н О В И Л:

01 апреля 2010 года Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 97 «Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Республике Башкортостан» (далее по тексту – Постановление № 97).

Текст Постановления № 97 опубликован в Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан от 06 мая 2010 года № 9(327), ст.526.

Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2010 N 331, от 01.11.2011 N 388 в Постановление № 97 внесены изменения.

Постановлением № 97 утвержден Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Республике Башкортостан (далее по тексту - Порядок).

Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пункта 4.1 несоответствующим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование заявленных требований прокурор Республики Башкортостан указал, что в соответствии с п.4.1 Порядка гражданин, проживающий в семье (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, ежеквартально устанавливаемой в Республике Башкортостан, который утратил свое имущество (жилой дом и (или) другие строения) в результате пожара, к заявлению прилагает дополнительно следующие документы:

а) справку, выданную Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан по району (городу) Республики Башкортостан или отделом такого управления в районе (городе) Республики Башкортостан и подтверждающую отношение гражданина к категории малоимущих;

б) справку, выданную Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан собственнику сгоревшего дома, с указанием объема ущерба.

Статьёй 1 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае признания территориальным органом Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан гражданина малоимущим, подтверждающий данный статус документ должен быть истребован путем межведомственного взаимодействия.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг;

- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением, которыми выдача справок собственникам сгоревших домов с указанием в них объема ущерба не предусмотрена.

В абзаце 7 пункта 4.1 Порядка, устанавливающем отказ в предоставлении древесины недобросовестным погорельцам - гражданам, чьи строения уничтожены или пострадали в результате преднамеренных (непреднамеренных) недобросовестных действий, содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (широта дискреционных полномочий), что создает правовую неопределенность условий и оснований принятия решения.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в случае, если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

На основании изложенного, прокурор Республики Башкортостан просил признать пункт 4.1 Порядка несоответствующим части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и недействующими.

В ходе предварительного судебного заседания от представителя Правительства Республики Башкортостан Султанбековой А.Р., действующей на основании доверенностей от ... №... с правом передоверия и от ... №... в порядке передоверия, поступило ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2013 № 159 в Постановление №97 внесены изменения и в новой редакции оспариваемые прокурором Республики Башкортостан положения изложены в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В обоснование заявленного ходатайства представитель Правительства Республики Башкортостан Султанбекова А.Р. представила надлежащим образом заверенную копию Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2013 года № 159 «О внесении изменений в Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в республике Башкортостан».

В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан Машакаева А.С., действующая на основании доверенности от ... №..., заявила о согласии на прекращение производства по делу, поскольку Правительством республики принят нормативно-правовой акт, который вносит изменения в Постановление № 97 и в новой редакции оспариваемые положения изложены в соответствии с федеральным законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Башкортостан находит ходатайство представителя Правительства Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления, в том числе, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы других лиц.

Как установлено судом, оспариваемое прокурором Республики Башкортостан Постановление № 97 изложено в новой редакции.

Пункты 3, 4 дополнены следующим содержанием:

«3. Заключение гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - договоры) осуществляется без проведения аукциона в соответствии со статьями 30 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Башкортостан, муниципальной собственности Республики Башкортостан, заключаются органами, уполномоченными на осуществление указанной функции в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).»;

Подпункт 4.1 изложен в следующей редакции:

«4.1. Гражданин, проживающий в семье (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, ежеквартально устанавливаемой в Республике Башкортостан, который утратил свое имущество (жилой дом и (или) другие строения) в результате пожара, к заявлению прилагает дополнительно следующие сведения:

а) справку из Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) Республики Башкортостан или отдела такого управления в районе (городе) Республики Башкортостан, подтверждающую отношение гражданина к категории малоимущих (в случае непредставления гражданами такой справки уполномоченный орган запрашивает ее самостоятельно);

б) сведения, выданные Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан собственнику сгоревшего дома о факте произошедшего пожара (в случае непредставления гражданами таких сведений уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно)».

Согласно действующему законодательству правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав или обязанностей являться не могут и, следовательно, не могут повлечь каких-либо нарушений, охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц. Поэтому, если ко времени рассмотрения заявленного требования оспариваемый правовой акт (отдельная его часть) прекратил свое действие, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку такое требование не может быть рассмотрено в судебном порядке.

В данном случае оспариваемые прокурором пункты нормативно-правового акта в прежней редакции утратили свою силу и изданы в новой, не противоречащей федеральному законодательству редакции.

Вместе с тем, граждане и юридические лица не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их права.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 1 статьи 220, статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 01 апреля 2010 года № 97 «Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Республике Башкортостан».

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 15 дней со дня его принятия в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ш. Касимова