НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 20.06.2012 № 33-678

                                                                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Блиева Р.С. Дело № 33-678/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2012 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Макоева А.А.

судей Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.

при секретаре Геттуеве А.А.

с участием: Рахаева Б.М., его представителя Даутоковой Б.С. и представителя Парламента КБР Ворокова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по заявлению Рахаева Бориса Магомедовича к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики о признании постановления недействительным,

по апелляционной жалобе Парламента КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 17 апреля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Рахаев Б.М. обратился в суд с заявлением о признании постановления Парламента КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-П-П недействительным с момента принятия.

Требования мотивированы тем, что решением Нальчикского городского суда КБР от 12 января 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Парламента КБР от ДД.ММ.ГГГГ № № которым Рахаев Б.М. был освобожден от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР, признано незаконным и он восстановлен в занимаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ Парламент КБР принял постановление № об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № как ошибочно принятого, и сразу же принял новое постановление № о его досрочном освобождении от занимаемой должности.

Постановление Парламента КБР от ДД.ММ.ГГГГ № полагает незаконным, нарушающим его право на судебную защиту и подлежащим признанию недействительным по следующим основаниям.

Со ссылками на положения на ч.2 ст.13 ГПК РФ, ст. 396 ТК РФ и ст. 106 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывает, что приступить к исполнению обязанностей председателя Контрольно-счетной палаты КБР он не мог, так как эту должность занимает другое лицо, то есть правовые последствия его увольнения не прекращали действовать, что Парламент КБР, не исполнив решение суда, не восстановив его надлежащим образом в должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР, принял, в нарушение норм закона, оспариваемое постановление о его освобождении. Эти обстоятельства следует считать злоупотреблением права в силу ст. 10 ГК РФ и расценивать как нарушение ч.1 ст. 46 Конституции РФ гарантирующей каждому судебную защиту. Согласно данному постановлению, он освобожден от должности на основании п. 8 ч.2 ст. 38 Закона КБР "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики".

Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 января 2011 года установлено, что увольнение на основании этой нормы незаконно в силу его правовой неопределенности, и эти обстоятельства обязательны для суда и не подлежат оспариванию в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ.

Согласно листам дела 119 и120, заявителем представлены письменные дополнения к первоначальному заявлению, из которых следует, что Рахаев Б.М. отказывается от своего довода в заявлении о правовой неопределенности п.8 ч.2 ст.38 Закона КБР "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики".

Также указано, что в нарушение требований ст. 81 ТК РФ оспариваемое постановление вынесено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается листком нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ, и как следует из выписки из стенографического отчета заседания Парламента КБР от ДД.ММ.ГГГГ, об этих обстоятельствах было известно. Что при предыдущем его освобождении от должности Парламент КБР допустил нарушение той же ст. 81 ТК РФ, о чем констатировал Нальчикский городской суд в своем решении.

Кроме того, указывается, что он не был извещен о рассмотрении этого вопроса, в связи с чем, был лишен возможности высказать свое мнение, привести доводы и дать пояснения.

Аргументы Парламента КБР о том, что он не состоит с ним в трудовых отношениях, а потому не может допустить его к работе, считает надуманными, поскольку в соответствии с Законом только Парламент КБР наделен правом назначать и освобождать от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР.

Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ заявленное Рахаевым Б.М. требование удовлетворено. Постановление Парламента КБР от ДД.ММ.ГГГГ № признано недействительным с момента его принятия.

Не согласившись с указанным решением, представитель Парламента КБР подал на него апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В жалобе указывается, что ДД.ММ.ГГГГ, когда Рахаев Б.М. имел освобождение от работы в связи с заболеванием, то есть в период его временной нетрудоспособности, Парламентом КБР принято Постановление № о досрочном освобождении его от занимаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР. Это постановление принято уполномоченным органом - Парламентом КБР в соответствии со специальной нормой пункта 8 части 2 статьи 38 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ с соблюдением установленного порядка его принятия и оно не нарушает права и свободы Рахаева Б.М.

Однако суд, не дал этому должной оценки, применив норму части 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, признал постановление незаконным, недействительным с момента принятия.

В силу части 4 статьи 2 Закона КБР от 20 июня 2008 года № 32-РЗ "О государственных должностях Кабардино-Балкарской Республики" основания и порядок прекращения полномочий лица, замещающего государственную должность Кабардино-Балкарской Республики, устанавливаются федеральными законами, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Законом и иными законами Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 38 Закона КБР 29 мая 2003 года №53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики" председатель Контрольно-счетной палаты КБР, замещающий государственную должность Кабардино-Балкарской Республики, может быть досрочно освобожден от занимаемой должности постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики в случае формирования Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий может быть принято Парламентом Кабардино-Балкарской Республики нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы, если за такое решение проголосует большинство от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

На момент назначения Рахаева Б.М. председателем Контрольно-счетной палаты КБР конкретный срок полномочий председателя данного органа, в отличие от пятилетнего срока полномочий аудиторов Контрольно-счетной палаты КБР, установлен не был.

При таких данных, норма пункта 8 части 2 статьи 38 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ служила единственной гарантией реализации Парламентом КБР нового созыва его права на формирование всего состава подотчетного ему органа государственного финансового контроля Кабардино-Балкарской Республики, а также гарантией реализации заложенного в Конституции РФ принципа периодической сменяемости состава органов публичной власти.

При реализации указанного права Парламента КБР предусмотренное пунктом 8 части 2 статьи 38 Закона КБР условие принятия решения о досрочном освобождении от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР - принятие решения законодательным органом не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы служило обеспечению подбора кандидатур на государственные должности в состав Контрольно-счетной палаты КБР, а также решению других вопросов, связанных с прекращением полномочий и назначением новых председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты КБР.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации и статус лиц, замещающих государственные должности, регулируются Конституцией РФ, специальными федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, специальными законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", частью 4 статьи 1 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики" Контрольно-счетная палата КБР обладает правами юридического лица, что также установлено судом (стр. 7 Решения).

Отношения по поводу прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты КБР не являются гражданско-правовыми и не регулируются гражданским законодательством. Соответственно, указанные права юридического лица Контрольно-счетной палаты и права руководителя юридического лица в процедуре формирования Контрольно-счетной палаты КБР как органа государственной власти не реализуются.

Таким образом, обладание Контрольно-счетной палатой КБР правами юридического лица (статусом юридического лица) не обуславливает трудовые права председателя Контрольно-счетной палаты КБР как руководителя организации, не может служить ограничению прав Парламента КБР по формированию подотчетного ему органа государственного финансового контроля (назначению и прекращению полномочий лиц, замещающих государственные должности в указанном государственном органе), прав граждан на участие в управлении делами государства.

Вывод суда о том, что Парламент КБР, хотя и не является по отношению к председателю Контрольно-счетной палаты КБР работодателем, но от имени Кабардино-Балкарской Республики осуществляет в отношении него полномочия нанимателя, поскольку председатель Контрольно-счетной палаты КБР осуществляет свои полномочия на основании постановления Парламента КБР, также является необоснованным.

В частности, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации осуществляет представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица.

Ссылка суда на разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2, содержащееся в его пункте 50, также является необоснованной. Указанное разъяснение касается именно вопросов увольнения руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора, признанного по существу увольнением по инициативе работодателя и не относится к вопросам формирования органов государственной власти, и, в частности, прекращению полномочий председателя Контрольно-счетной палаты КБР в случае формирования Парламента КБР нового созыва.

Прекращение полномочий лица, замещающего государственную должность, назначаемого и освобождаемого от должности уполномоченным государственным органом в рамках формирования государственного органа, не является ни увольнением по инициативе работодателя, ни увольнением в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора.

На основании изложенного, досрочное освобождение Рахаева Б.М. от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР принято с соблюдением установленного Законом порядка, без нарушений его прав и свобод.

В представленном письменном возражении на апелляционную жалобу указано, что судом правильно установлен перечень лиц, на которых нормы ТК РФ не распространяются, должность председателя Контрольно-счетной палаты КБР в этот перечень не входит (ст.11 ТК РФ).

Суд также правильно применил норму ст.81 ТК РФ, в соответствии с которой, запрещается увольнение человека в период временной нетрудоспособности.

Доводы жалобы о том, что Парламент КБР не состоит с истцом в трудовых отношениях, являются необоснованными, так как только Парламент КБР наделен правом освобождать от должности председателя Контрольно-счетной палаты КБР, с соблюдением трудового законодательства.

Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав поддержавшего жалобу представителя Парламента КБР Ворокова Р.В., возражавших против удовлетворения жалобы Рахаева Б.М., его представителя Даутокову Б.С., Судебная коллегия приходит к следующему.

Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» составляют законодательные (представительные) органы государственной власти, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 99 Конституции Кабардино-Балкарской Республики определено, что для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики Парламент Кабардино-Балкарской Республики образует Контрольно-счетную палату Кабардино-Балкарской Республики, состав и порядок которой определяются республиканским законом.

Согласно положениям части 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 24 апреля 2003 года принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики" (далее по тексту Закон №53-РЗ), определяющий правовой статус данного органа, состав и порядок образования, полномочия Контрольно-счетной палаты и иные вопросы, связанные с ее деятельностью.

Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации" председатель контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации отнесен к государственным должностям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2007 г. N 20-РЗ "О Реестре государственных должностей Кабардино-Балкарской Республики и Реестре должностей государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики" должность председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики является государственной должностью Кабардино-Балкарской Республики.

Закон Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» установил, в каких случаях должностные лица Контрольно-счетной палаты могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности, провозгласив таким образом гарантии правового статуса указанных лиц и их профессиональной независимости.

Следовательно, одним из условий соблюдения гарантий профессиональной независимости должностных лиц Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики является возможность освобождения этих лиц от должности, в том числе досрочно, не иначе как в порядке и по основаниям, установленным специальным законом.

Одним из таких оснований в силу пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» (в редакции Законов КБР от 28.11.2003 N 103-РЗ, от 19.05.2010 N 33-РЗ), является формирования Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты может быть принято Парламентом Кабардино-Балкарской Республики нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы, если за такое решение проголосует большинство от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Более того, в соответствии со ст.161-1 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 21 января 2004 г. №18-П-П (в редакции Постановления Парламента КБР от 28.12.2010 N 604-П-П) решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, освобождении от занимаемой должности Уполномоченного по правам человека, председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя председателя Контрольно-счетной палаты, аудитора Контрольно-счетной палаты принимается в случаях, предусмотренных законами Кабардино-Балкарской Республики, большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента. Указанное решение оформляется постановлением Парламента.

Согласно материалам гражданского дела Рахаев Б.М. обратился в Верховный суд Кабардино – Балкарской Республики с заявлением о признании пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» в части установления оснований досрочного освобождения от должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, в случае формирования Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового созыва, по постановлению Парламента Кабардино-Балкарской Республики, противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия, мотивируя тем, что оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, законодательству Кабардино – Балкарской Республики и, позволяя беспричинно и безмотивно освободить его от должности председателя Контрольно-счетной палаты, создает возможность нарушения его трудовых прав.

Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Рахаева Б.М. отказано.

Оставляя указанное решение без изменения, а кассационную жалобу Рахаева Б.М. – без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указала, что возможность досрочного освобождения от должности в случае формирования законодательного органа нового созыва предусмотрена в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (часть 5 статьи 29, введенная Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 43-ФЗ вместо пункта "д" аналогичного содержания).

Учитывая специфику пребывания в государственной должности, на которую председатель Контрольно-счетной палаты назначается коллективным органом по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики, исполняет свои обязанности на основании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республик, а не трудового договора, Судебная коллегия находит правильным суждение суда первой инстанции о том, что формирование Парламента нового созыва является именно основанием для прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты, которое не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принцип равенства, поскольку различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции N 111 МОТ "Относительно дискриминации в области труда и занятий", принятой в г. Женеве 25 июня 1958 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. "О ратификации Конвенций Международной организации труда (МОТ)", не считаются дискриминацией.

В связи с изложенным суд правильно не согласился с доводом заявителя о нарушении оспариваемой нормой базового уровня гарантий, определенных трудовым законодательством, сделал обоснованный вывод о том, что предоставление Парламенту Кабардино-Балкарской Республики нового созыва права на досрочное освобождение председателя Контрольно-счетной палаты, назначенного на должность Парламентом предыдущего созыва, не нарушает организационную и функциональную независимость контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, не противоречит принципу независимости высшего контрольного органа государства, провозглашенному Лимской декларацией ИНТОСАИ об основных принципах аудита 1977 года и Мехикской декларацией ИНТОСАИ о независимости 2007 г.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Парламент КБР, хотя и не является по отношению к председателю Контрольно-счетной палаты КБР работодателем, но от имени Кабардино-Балкарской Республики осуществляет в отношении него полномочия нанимателя, и основанное на этих выводах решение о признании постановления незаконным на основании якобы имевшего место нарушения норм трудового законодательства, а именно части 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия считает ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом того, обстоятельства, что на основании специального закона формирование Парламента нового созыва и принятие им в установленном порядке соответствующего постановления, является самостоятельным основанием для прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты, и, как указано в вышеприведенном определении Верховного суда РФ от 27 июля 2011 года, председатель Контрольно-счетной палаты назначается коллективным органом по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики, исполняет свои обязанности на основании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республик, а не трудового договора, то произвольное применение к возникшим правоотношениям норм трудового законодательства недопустимо.

Специальным законом не установлен запрет на принятие Парламентом нового созыва решения о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты в период временной нетрудоспособности последнего.

Отсутствие в Законе Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики" и в Регламенте Парламента Кабардино-Балкарской Республики такого запрета не означает возможность применения части 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с неурегулированием этого вопроса специальным законом, а связан с нецелесообразностью введения таких ограничений в силу специфики организации и проведении заседания Парламента.

То обстоятельство, что оспариваемое постановление принято Парламентом нового созыва, не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы и за такое решение проголосовало большинство от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Рахаевым Б.М. не оспаривается.

С учетом отсутствия доказательств о нарушении Парламентом Кабардино-Балкарской Республики гарантии правового статуса сотрудника Контрольно-счетной палаты, указанных в статье 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики», в том числе и предусмотренного частью 2 этой статьи порядка досрочного освобождения от занимаемой должности, у Судебной коллегии отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Рахаева Б.М. при принятии нового решения.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Рахаева Бориса Магомедовича о признании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным с момента принятия отказать.

Председательствующий А.А. Макоев

судьи Е.И. Жерновой

Р.Х. Шомахов

копия верна:

Судья Верховного суда КБР Р.Х. Шомахов