НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 20.06.2012 № 33-675/2012

                                                                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Блиева Р.С. Дело № 33 –675/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР в составе:

председательствующего - Созаевой С.А.

судей: Шомахова Р.Х. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре Геттуеве А.А.

с участием - Срукова Марата Владимировича, его представителя Хадзуговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску Срукова Марата Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором он просит признать решение ответчика от 15.12.2011г. № 677 об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 19 сентября 2011г.,

по апелляционной жалобе ГУ- Отделение пенсионного фонда РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 19 марта 2012 года,

у с т а н о в и л а:

19 сентября 2011г. Сруков М.В. обратился в ГУ - ОПФ РФ по КБР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы на ЧАЭС. Решением от 15.12.2011г. № 677 ГУ-ОПФ РФ по КБР ему отказало в назначении досрочной трудовой пенсии.

Не согласившись с указанным решением, Сруков М.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение ответчика от 15.12.2011г. № 677 об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязать Государственное учреждение -Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с сентября 2011г., мотивируя тем, что он является инвалидом II группы, увечье получено при исполнении обязанностей во время прохождения военной службы, принимая участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году. Ввиду чего условия установления пенсий участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения предусмотрены Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в главе IV названного закона. Также в разделе III, ст. 13 данного закона определены категории граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а именно его положение, определено в п.3, ч. 1, ст. 13 Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1.

В соответствии со ст.28.1, ст. 30 Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 данного закона (принявшим в 1986 - 1987гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Наличие у него необходимого страхового стажа (не менее 5 лет) подтверждается записями в трудовой книжке, а также сведениями, указанными в самом решении ГУ- ОПФР по КБР от 15.12.2011г. №677.

В судебном заседании истец - Сруков М.В., дополнил исковые требования, требованием о назначении пенсии с 19 сентября 2011г. и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель истца - Хадзугова М.А., поддержали исковые требования, и просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Тлупова З.В., исковые требования не признала, считая их необоснованными, и просила отказать в их удовлетворении.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 19 марта 2012 года постановлено:

Исковые требования Срукова Марата Владимировича удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике от 15.12.2011г. № 677 об отказе в назначении Срукову Марату Владимировичу досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кабардино-Балкарской Республике назначить Срукову Марату Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 19 сентября 2011г.

В апелляционной жалобе на данное решение ГУ- Отделение пенсионного фонда РФ по КБР просит его отменить, как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указано, что в соответствии со справкой МСЭ-2006 №0000326841 Срукову М.В. установлена вторая группа инвалидности с формулировкой - «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС». Истец относится к категории лиц приведенных в пункте 2 статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсионное обеспечение которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Р.Ф. для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Срукову М.В., как инвалиду вследствие военной травмы, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ была назначена и выплачивается пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

19 сентября 2011г. истец обратился в Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР в г. Нальчике с письменным заявлением, в пункте 3 которого, просил назначить ему пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Письменного отказа от получаемой пенсии инвалидности вследствие военной травмы Сруков М.В. не представил. В исковом заявлении истец также не указал, что просит назначить ему трудовую пенсию по старости вместо получаемой им пенсии по инвалидности. Таким образом, Сруков М.В. просит назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, без прекращения выплаты пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

Сруков М.В. родился 29.08.1961г., следовательно, на дату обращения за назначением трудовой пенсии по старости (19.09.2011г.) он достиг возраста 50 лет. Записями трудовой книжки истца подтверждается, что его трудовой стаж составляет 12 лет 10 месяцев 09 дней. Таким образом, Сруков М.В. не соответствует условиям для назначения трудовой пенсии по старости, которая будет являться второй по отношению к получаемой им пенсии по инвалидности, а именно - не достиг возраста 55 лет и не имеет 25 лет страхового стажа.

Кроме того, данный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который определением от 25.01.2007г. № 19-О установил, что изменение правового регулирования в отношении рассматриваемой категории граждан является прерогативой законодателя.

В жалобе также указано, что устанавливая право истца на назначение трудовой пенсии по старости, суд ссылается на норму подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в то время как данная норма говорит о праве граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на одновременное получение двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, назначаемой при условии достижения гражданином возраста 55 лет и наличии страхового стажа не менее 25 лет, в то время как истец не отвечает ни одному из вышеназванных условий.

В жалобе также указано, что суд разрешая спор и руководствуясь нормами, регулирующими пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет и наличии 12 лет 10 месяцев 09 дней страхового стажа. Однако суд не выяснил у истца известно ли последнему о том, что в случае назначения ему трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ он утрачивает право на получение пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

Надлежаще извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, представитель ГУ - Отделения пенсионного фонда РФ по КБР в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.

Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав возражения Срукова Марата Владимировича, его представителя Хадзуговой М.А., полагавших решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По данному делу допущены существенное нарушения норм материального права.

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан  , пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС  , не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение двух видов пенсии: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. Право на получение двух пенсий у истца возникло по достижении возраста 50 лет.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о праве Срукова М.В. на трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы   могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Сруков М.В. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.

Кроме того, как верно указано в апелляционной жалобе, при рассмотрении дела судами не были учтены положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Таким образом, одновременное получение Сруковым М.В., трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до достижения им 55 лет действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Срукову М.В. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется, в связи с чем состоявшееся по делу судебное постановление Судебная коллегия признает незаконными и подлежащими отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, об отказе в удовлетворении иска Срукову М.В. о назначении пенсии, поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

решение Нальчикского городского суда от 19 марта 2012г. отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Срукова М.В. к ГУ - ОПФ РФ по КБР признании незаконным решения ГУ- ОПФ РФ по КБР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии возложении на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обязанности назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган с 19 сентября 2011г., отказать.

Председательствующий Созаева С.А.

Судьи Шомахов Р.Х.

Тхагалегов З.Т.

Копия верна:

Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева