Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Докладчик Комиссарова Л.К. Касс. дело № 33-1443/2011
Судья Сорокин Ю.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2011 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Гафарова Р.Р.,
судей Комиссаровой Л.К., Шумилова А.А.,
при секретаре Габдулловой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Федотова А.Ф. к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,
поступившее по кассационной жалобе представителя истца Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 марта 2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Федотова А.Ф. к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г. в сумме руб., за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме руб., за период с 01.07.1999 г. по 31.12.2002 год руб. с индексацией по 01.03.2011 год, взыскании расходов на представителя, отказать.
Заслушав доклад судьи Комиссаровой Л.К., судебная коллегия
установила:
Федотов А.Ф., действуя через представителя Аркадьева В.И., обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией. Просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии, а также взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу Федотова А.Ф. в размере рублей. Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии Военным комиссариатом Чувашской Республики.
В исковом заявлении указано, что Постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты» установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и лиц начальствующего состава органов внутренних дел). Данное постановление вступило в силу 1 января 1993 года.
Между тем, Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993 N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" с 1 января 1993 года введен в действие Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Пунктом 2 ст. 12 данного Закона предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с Конституцией России от 12.04.1978 года законы Российской Федерации обязательны для исполнения (ст.81). Согласно ст.46 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" при исчислении пенсий военнослужащих учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.
Статьей 57 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" устанавливалось, что суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию.
Статьей 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В нарушение п.2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 до 01.04.1993 года истцу начислялась пенсия без учета требований о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из справки, предоставленной Военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.02.1993 г. до 01.04.1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.
Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01.04.1993 года.
Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям содержались также в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.
С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года ИВКПИ 99-18 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из справки, предоставленной Военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.01.1999 г. по 01.07.1999 год оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.
Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 год.
Доводы искового заявления о праве истца на перерасчет пенсии за период с 01.02.1993 г. до 01.04.1993 г., а также с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г. соответствуют складывающейся судебной практике (в частности, Определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года, дело N 33-106/2009).
Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации
и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с 1 июля 1999 года в 2,02 раза увеличены месячные оклады по званию.
В нарушение требований данного Указа Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N72 установлены с июля 1999 года конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее чем в 2,02 раза.
Решением ВК Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638.
Увеличение окладов по воинским званиям менее чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.
Очередное увеличение окладов по воинским званиям с 1 декабря 2000 года на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 в 1,2 раза произошло без учета увеличения оклада по званию в 2,02 раза согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1638.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 01.01.2003 года установлены новые оклады по воинским званиям.
Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров.
Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.
Право сбора и предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления официальных статистических данных об уровне инфляции и определение индекса потребительских цен предоставлено Федеральной службе государственной статистики (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399). Все расчеты невыплаченных своевременно денежных средств военным комиссариатом ЧР военным пенсионерам приведены с учетом инфляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Расчет недоплаты пенсии приведен в таблицах.
Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено взыскание расходов на оплату услуг представителя с проигравшей стороны.
На оплату услуг представителя истцом всего потрачено рублей. За указанную сумму представитель произвел истцу индивидуальный расчет недоплаты, подготовил исковое заявление, обеспечивает представительство его интересов в суде.
При таких обстоятельствах требование о разумности пределов взыскания понесенных судебных расходов полностью выполняется. При обращении истца за юридической помощью в адвокатские образования он понес бы значительно больше судебных расходов, исходя из установленных расценок Адвокатской палатой ЧР.
Пенсия в установленном федеральным законодательством размере не получена по вине Министерства обороны РФ. Согласно статье 58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного, просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истца в размере руб., в т.ч.: за период с 01.02.1993 г. по 31.03.1993 г. в сумме руб.; за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме руб., за период с 01.07.1999 г. по 31.12.2002 г. в сумме руб., а также судебные расходы в размере рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Аркадьев В.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнил требования и просил взыскать с ответчика недополученную пенсию с индексацией по 01 марта 2011 года.
Представитель ответчика Харченко Н.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем Федотова А.Ф. – Аркадьевым В.И. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей в спорные периоды, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, состоящего в том числе из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием.
Согласно статье 49 названного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-I "О статусе военнослужащих" было установлено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право определения размеров указанных окладов также предоставлено Правительству Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Таким образом, установление окладов по занимаемым воинским должностям и воинским званиям находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты", введенным в действие с 01 января 1993 года, установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N 7. Данное постановление являлось предметом судебной проверки и решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года № ГКПИ 98-32 было отказано в признании его недействительным.
Указанное постановление в части установления окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N 7 признано утратившим силу с 01 апреля 1993 года постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", которым установлены новые оклады.
Следовательно, с 01.01.1993 года по 31.03.1993 года оклады по воинским званиям военнослужащих определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, иные оклады Правительством в указанный период не устанавливались.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству Российской Федерации поручалось повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 1 января 1999 г. повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.
Данное постановление в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, признано утратившим силу с 01 января 2003 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N486 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и приравненных к ним лиц".
Исходя из изложенного, в период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года оклады по воинским званиям военнослужащих определялись постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340, а с 01 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 года, а оклады по должности за указанные периоды определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 года. Иные оклады за указанный период Правительством Российской Федерации не устанавливались.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что истец Федотов А.Ф., проходивший военную службу, является получателем пенсии, рассчитанной исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорные периоды постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, от 19 января 1999 г. N 72, от 14.09.2000 года № 680.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 г. N ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., признан недействительным (незаконным), в связи с чем п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежал применению с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года.
Кроме того, решением ВК Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.
Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством Российской Федерации других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации, не выплачивались.
Несоответствие размеров должностных окладов и окладов по воинским званиям, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года положениям п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года «О статусе военнослужащих», а также признание судом недействительным (незаконным) указанного выше постановления Правительства Российской Федерации само по себе не влечет обязанность пенсионных органов по пересчету пенсии, поскольку вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, статьей 49 которого пересчет пенсии лицам, проходившим военную службу, производится одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. В соответствии с действовавшими в спорные периоды постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчеты пенсии истцу производил. Иные оклады в указанные периоды Правительством Российской Федерации, как указано выше, не устанавливались и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.
Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи с чем у Военного комиссариата не имелось оснований для перерасчета пенсии истцу за указанные периоды.
Поскольку вины Военного комиссариата Чувашской Республики в непроведении перерасчетов пенсии не имеется, не имеется оснований и для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, предусматривающей возможность взыскания пенсии без ограничения срока, на что прямо указывал представитель ответчика, прося отказать в удовлетворении исковых требований и по данному основанию.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о пересчете пенсии за спорные периоды.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении истцу пенсии, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и данные доводы по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу представителя истца Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 марта 2011 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи