НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 15.10.2012 № 33-3370-12

                                                                                    Верховный Cуд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Докладчик Блинова М.А. Апелляц. дело № 33-3370-12

Судья Николаев О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2012 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н.,

судей Блиновой М.А. и Севастьяновой Н.Ю.

при секретаре Федеркиной О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Брагина В.И. о признании действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта, незаконности перерасчёта (пересмотра) пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в сторону уменьшения, поступившее по апелляционной жалобе заявителя Брагина В.И. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 года № 26/4 и опубликованного в районной газете «За победу» 18 февраля 2009 года, по пересмотру размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в сторону уменьшения, по перерасчету размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 01 января 2009 года в нарушение Федерального закона от 18 июля 2009 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», связанных с истребованием с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение сведений о размере трудовой пенсии гражданина после каждой индексации трудовой пенсии по старости для перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, отказать».

Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Брагин В.И. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики: 1). по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты» (далее - Положение), принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 года № 26/4; 2). действий по перерасчету (пересмотру) пенсии за выслугу лет муниципальных служащих в сторону уменьшения в связи с изменением (индексацией) размера пенсии по старости по самостоятельным запросам администрацией района сведений о размере трудовой пенсии; 3) по не осуществлению перерасчета пенсии за выслугу лет с 1 января 2009 г. с применением коэффициента ограничения среднемесячного заработка муниципального служащего, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, в 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. №187-ФЗ.

В обоснование заявления указал, что является получателем трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, установленной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики от 30 мая 2003 г. №16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики».

Решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 5 декабря 2008г. № 26/4 утверждено Положение «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты». Полагает, что глава администрации Ибресинского района Петров А.И., превысив свои полномочия, незаконно подписал и обнародовал вышеуказанный муниципальный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству, тем самым присвоил себе широкие полномочия по произвольному изменению объёма пенсионных прав муниципальных служащих. Так, пункт 6.8. Положения предоставляет администрации Ибресинского района неограниченные полномочия по произвольному перерасчету размеров пенсий за выслугу лет муниципальному служащему при изменении размера трудовой пенсии по старости. Ссылаясь на это положение, 01 марта, 01 апреля, 01 августа, 01 декабря 2009 года администрация Ибресинского района без какого-либо обоснования и без письменного заявления заявителя производил незаконный перерасчет пенсии по выслуге лет в сторону уменьшения, самостоятельно запрашивая в пенсионном органе сведения об получаемой заявителем трудовой пенсии по старости. Указанные действия главы администрации района по произвольному изменению объёма социальных гарантий в виде пенсии за выслугу лет являются незаконными и умаляющими его пенсионные права, приобретённые на основании закона. Также указал, что в целях незаконного перерасчёта размера пенсии за выслугу лет, администрация района в нарушение положений ст.ст.23, 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» противоправно возлагает на муниципальных служащих обязанность представлять справки о размере трудовой пенсии по старости после очередной индексации, чем нарушаются его конституционные права на неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. №187-ФЗ ему должны были произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2009 г. с применением коэффициента ограничения среднемесячного заработка муниципального служащего, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, в 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности, что позволило бы повысить ранее установленную ему пенсию за выслугу лет в 1,217 раза. Однако перерасчёт его пенсии за выслугу лет в нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2009 г. №187-ФЗ осуществлён лишь с 01 января 2010 г. Полагает, что размер его пенсии за выслугу лет с 01 января 2009г. должен был составить ... руб. ... коп., вследствие этого за период 01 января 2009г. по август 2012 г. сумма недовыплаченной пенсии за выслугу лет составила ... руб., привёл соответствующий расчёт задолженности.

Заявитель Брагин В.И. в судебном заседании свои требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петров А.И. заявленные требования не признал, поясняя, что Брагину В.И. выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 мая 2003 г. №16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики» и Положением «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», утвержденным решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 года № 26/4. Указал, что некоторые муниципальные образования пенсию за выслугу лет муниципальным служащим не выплачивают, потому что право устанавливать такую пенсию муниципальным служащим - это право муниципального образования. В связи с наличием вступивших в законную силу решений Ибресинского районного суда ЧР от 28.10.2008г. (дело 2-445/08), от 17.09.2009г. (дело №2-381/2009) и от 12.05.2012г. (дело №2-161/2012), вынесенным по заявлению Брагина В.И. об оспаривании муниципального нормативного правового акта, о незаконности перерасчета пенсии за выслугу лет, просил производство по настоящему делу прекратить.

Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано заявителем Брагиным В.И. по мотиву его незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 25 декабря 2008 г. №26/4 утверждено Положение «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», которое подписано главой администрации Ибресинского района. Указанное Положение было опубликовано в Ибресинской районной газете «За победу» 18 февраля 2009 года.

В соответствии с изложенной в Положении преамбулой, настоящее Положение определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты.

В рамках настоящего дела заявителем Брагиным В.И., являющимся получателем пенсии за выслугу лет в связи с муниципальной службой в Ибресинском районе на основании вышеуказанного Положения, оспариваются действия главы администрации Ибресинского района по подписанию и обнародованию муниципального нормативного правового акта. При этом из содержания заявления усматривается, что заявитель, оспаривая действия главы администрации района, выражает своё несогласие с пунктом 6.8 приведённого Положения, который по его мнению предоставляет администрации района право произвольного перерасчёта пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения её размера, чем нарушаются его пенсионные права.

В рассматриваемом случае муниципальный нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования – Собранием депутатов Ибресинского района Чувашской Республики. Указанный нормативный правовой акт подписан главой местной администрации в порядке установленной законом процедуры принятия нормативных правовых актов в соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 6октября2003года N131-ФЗ.

Действия главы местной администрации по подписанию и обнародованию муниципального нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, являющиеся составной частью процедуры принятия муниципального нормативного правового акта, не подлежат оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ (производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего). В порядке главы 25 ГПК РФ рассматриваются заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц, нарушающие права граждан и организаций, не являющиеся нормативными правовыми актами. Нормативные правовые акты могут быть оспорены в порядке главы 24 ГПК РФ в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части с привлечением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.

Ранее вступившим в законную силу решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2012 г. рассмотрено гражданское дело по заявлению Брагина В.И. об оспаривании в порядке главы 24 ГПК РФ п.6.8. Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», утверждённого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 25 декабря 2008 г. №26/4. В удовлетворении данного заявления было отказано, при этом суд, проверив п.6.8. данного Положения в порядке гл.24 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемой нормы недействующей. При этом в порядке ст. 24 ГПК РФ судом проверяется также соблюдение установленной законом процедуры принятия нормативного правового акта, в частности, в отношении нормативного акта, принятого представительным органом муниципального образования, его подписание главой местной администрации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст.134, ст. 220, ст. 251 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку оно рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Поскольку требования заявителя об оспаривании действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального нормативного правового акта не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гл.25 ГПК РФ, указанные заявителем доводы подлежат проверке при оспаривании нормативного правового акта в соответствии гл.24 ГПК РФ, имеются основания для прекращения производства по делу в указанной части. Так, из заявления Брагина В.И. следует, что его права нарушает не весь нормативный акт в целом, а установленные п. 6.8. Положения основания перерасчета пенсии за выслугу лет, в том числе в сторону уменьшения. Имеется вступившее в законную силу решения суда, которым уже проверенна законность п.6.8. Положения, поскольку в рамках настоящего дела заявитель фактически приводит аналогичные доводы о незаконности данного пункта Положения, оспаривая его содержание.

Учитывая изложенное, решение Ибресинского районного суда от 23 августа 2012 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 г. №26/4, производство по делу в части оспаривания незаконных действий главы местной администрации по подписанию и обнародованию муниципального правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, подлежит прекращению.

В соответствии со ст.221 ГПК РФ повторное обращение в суд в порядке гл.24 ГПК РФ с заявлением об оспаривании п.6.8. Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», утверждённого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 25 декабря 2008 г. №26/4, не допускается. Заявитель вправе оспаривать иные пункты указанного Положения, принятого представительным органом муниципального образования, в порядке гл.24 ГПК РФ с указанием конкретных нарушений своих прав и законных интересов конкретными нормам.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в части разрешения требований Брагина В.И. о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района по перерасчету пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения в связи с изменением размера трудовой пенсии, судебная коллегия исходит из следующего.

Из содержания заявления следует, что истец оспаривает законность уменьшения размера его пенсии за выслугу лет муниципальному служащему с 01 марта, 01 апреля, 01 августа, 01 декабря 2009 г. в связи с увеличением размера его трудовой пенсии по старости.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ибресинского районного суда от 17 сентября 2009 г. Брагину В.И. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий главы Ибресинского района, связанных с перерасчетом размера трудовой пенсии по выслуге лет муниципальным служащим с 01 марта, 01 апреля 2009 г. по аналогичным основаниям. С учётом требований ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства обоснованности перерасчета пенсии заявителя за выслугу лет за периоды с 01 марта, 01 апреля 2009 г. не подлежат оспариванию сторонами в рамках настоящего дела, в котором участвуют те же лица.

Что касается двух других периодов, а именно с 01 августа, 01 декабря 2009 г., судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих Чувашской Республики регулируются Законом Чувашской Республики от 30.05.2003г. №16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики». Финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (ст.4).

Пунктом 5 ст. 5 указанного Закона Чувашской Республики установление условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим в Чувашской Республике за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В пункте 1.3. Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», утверждённого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 25 декабря 2008 г. №26/4, приводится понятие пенсии за выслугу лет муниципальному служащему (далее - пенсия за выслугу лет). Пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата  , право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Положением, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы, по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

Согласно п.3.1. указанного Положения предусмотрено, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"  . За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского муниципального служащего.

В соответствии с пп.6.8., 6.9. Положения при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается администрацией Ибресинского района. Пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания муниципальных служащих с учетом Положений, предусмотренных пунктами 3.1 и 5.2 настоящего Положения в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

По смыслу вышеуказанных норм Положения указанная пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в муниципальной службе, носит компенсационный характер, определяется при наличии соответствующего стажа муниципальной службы в размере от 45% до 75% процентов среднемесячного заработка гражданского муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей установленной трудовой пенсии по старости, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского муниципального служащего.

Таким образом, изменение размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости влияет на размер установленной пенсии за выслугу лет и действия администрации района по перерасчету пенсии за выслугу лет при изменении в соответствии с законодательством РФ размера трудовой пенсии по старости основано на нормах законодательства. Кроме того, администрацией района размер пенсии за выслугу лет пересчитывался заявителю при централизованном повышении денежного содержания муниципальных служащих.

В рамках настоящего дела Брагин В.И. оспаривает также действия администрации района по не осуществлению перерасчета с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. №187-ФЗ пенсии за выслугу лет с применением коэффициента ограничения среднемесячного заработка муниципального служащего, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, в 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности.

Согласно ст.3 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» размеры пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих  , назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с 1 января 2009 года с учетом положений статей 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В случае если среднемесячный заработок, из которого производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2009 года, не превышает 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета, перерасчет производится из среднемесячного заработка, увеличенного на коэффициент 1,22. При этом размер увеличенного среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета.

Вместе с тем, как указывалось выше, выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы, по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.05.2003г. №16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики» и Положением «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», утв. решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 г. №26/4. При осуществлении перерасчета назначенной Брагину В.И. пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, выплачиваемой за счет муниципальных средств, требования указанных правовых норм, в том числе п..5.2. Положения о размере среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, соблюдались.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 г. №26/4 и прекратить производство по делу в части указанных требований Брагина В.И. о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 г. №26/4.

В остальной части решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Брагина В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: