НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 № 88-1882/2024

Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д

О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

УИД 29RS0014-01-2022-004228-12

Дело № 88-1882/2024 - (88-27781/2023)

город Санкт-Петербург 31 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Стешовиковой И.Г.,

судей Лепской К.И., Шевчук Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное будущее» на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 18 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 г. по гражданскому делу № 2-269/2023 по иску У.Е.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное будущее» о возложении обязанности внести изменения в реестр застрахованных лиц, осуществить перевод денежных средств, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения представителя ответчика акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное будущее» – Нольской А.В.,

УСТАНОВИЛА:

У. ЕА. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Отделение), акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное БУДУЩЕЕ» (далее - АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ»), Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Социальный фонд РФ, Фонд), после уточнения заявленных требований просила:

- признать действия Отделения при приеме заявления о переходе из АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» к новому страховщику УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами» в период проведения реорганизации фонда АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», выразившееся в отказе принять причину перехода, а именно - реорганизация фонда АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», поданного в месячный срок после получения уведомления о реорганизации фонда, незаконными;

- признать заявление о смене страховщика пенсионных накоплений от 06 сентября 2021 г., включая письменное заявление от 08 сентября 2021 г., с указанием причины перехода - реорганизация, поданным с соблюдением сроков, установленных п. 15 ст. 33 Федерального закона от 07 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»), и условий - сохранение дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, действующих на дату подачи заявления, в период проведения реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ»;

- признать незаконным решение Отделения об удовлетворении заявления при смене страховщика пенсионных накоплений из АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» к УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами» с указанием причины досрочного перехода;

- обязать Фонд внести изменения в единый государственный реестр застрахованных лиц в части указания причины перехода, а именно: указать, что заявление подано в связи с реорганизацией;

- признать действия АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» по переносу даты завершения реорганизации и отказу от ее проведения нарушением условий по сохранению дохода от инвестирования средств и прав истца на получение дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, действующих на дату подачи заявления;

- признать незаконным удержание инвестиционного дохода в размере 5319,94 руб. при переводе средств АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» на счет нового страховщика УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами» и нарушением ее прав;

- восстановить права на получение инвестиционного дохода в размере 5319,94 руб.;

- обязать АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» исполнить обязательства по переводу денежных средств к новому страховщику УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами» (АО «ВИМ Инвестиции») на условиях (сохранение дохода), действующих на дату подачи заявления о смене страховщика пенсионных накоплений 06 сентября 2021 г., включая письменное заявление от 08 сентября 2021 г., путем перевода удержанных денежных средств в размере 5319,94 руб. (инвестиционный доход за 2020-2021 годы) новому страховщику УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами» (АО «ВИМ Инвестиции»);

- взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., оплате почтовых расходов в размере 800 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что получила письменное уведомление от АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» от 13 августа 2021 г. о начале процедуры реорганизации данного фонда и возможности сменить страховщика пенсионных накоплений. В связи с этим 06 сентября 2021 г. ею подано заявление в клиентскую службу Отделения о переводе средств накопительной части пенсии в УК ПФ АО «ВТБ Капитал управление активами». При подаче заявления она неоднократно говорила работнику пенсионного органа, что причина, по которой она подает заявление, реорганизация АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ». Однако в заявлении выбрана причина с формулировкой «досрочный перевод средств» (без примечания - «реорганизация»). На этом заявлении она от руки указала настоящую причину перевода средств к другому страховщику. В связи с отказом работником пенсионного органа указать реальную причину перевода средств она неоднократно направляла в адрес ответчиков, в том числе АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», заказные письма, содержащие указанную информацию. При сверке сведений о переведенных пенсионных накоплениях установлено, что средства в размере 5319,94 руб. удержаны из суммы средств, отраженных на ее счете на 31 декабря 2021 г. и не переведены на счет нового страховщика.

Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 18 января 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 г., исковые требования удовлетворены частично.

На АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» возложена обязанность передать в АО «ВИМ Инвестиции» инвестиционный доход за 2020-2021 годы в размере 5319,94 руб., удержанный в связи с досрочным переходом У. Е.А. к другому страховщику.

В удовлетворении исковых требований У. Е.А. к АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» в остальной части, в удовлетворении исковых требований У. Е.А. к Отделению, Фонду отказано.

С АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» в пользу У. Е.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 309 руб., всего взыскано 609 руб.

В удовлетворении требований У. Е.А. о взыскании судебных расходов в остальной части отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерного судебных актов.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное будущее» – Нольская А.В., доводы кассационной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях свидетельствуют.

Как установлено судом и следует из материалов дела, пенсионные накопления истца были переданы на хранение в АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ». Первый расчет размера средств пенсионных накоплений истца осуществлен по состоянию на 2015 год.

В июне 2021 г. АО «НПФ Эволюция», АО «НПФ «БУДУЩЕЕ», АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», АО «НПФ «УГМК-Перспектива», АО НПФ «БОЛЬШОЙ» объявили о начале процедуры реорганизации, в связи с чем АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» уведомило Фонд о начале процедуры реорганизации, а 13 августа 2021 г. - истца о начале процедуры реорганизации.

6 сентября 2021 г. Отделение уведомило истца об условиях досрочного перехода в ПФР с указанием по состоянию на 25 марта 2021 г. сведений о сумме дохода, не подлежащего передаче.

От истца в Отделение поступило заявление о досрочном переходе из АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» в Фонд, которое зарегистрировано в Журнале регистрации Отделения 06 сентября 2021 г. за номером 209-21-001-8479-6633. Уведомления об отказе от смены страховщика истцом в Фонд не подавалось. Решение Банка России о согласовании проведения реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» или об отказе в выдаче такого согласования в ПФР по состоянию на 1 марта 2022 г. не направлялось.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» также по состоянию на 1 марта 2022 г. не направляло уведомление о завершении реорганизации в Фонд.

Ввиду отсутствия информации о получении ходатайства о согласовании проведения реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», а также отсутствия информации о согласовании Банком России процедуры реорганизации либо отказе в согласовании процедуры реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» по состоянию на 1 марта 2022 г., заявление истца о досрочном переходе рассмотрено в общем порядке и удовлетворено.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец считала, что поскольку ею заявление о переходе подавалось в связи с получением уведомления о реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», о чем она неоднократно извещала как данный фонд, так и Отделение, удержание дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений являлось незаконным.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, возлагая на ответчика АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» обязанность по передаче в АО «ВИМ Инвестиции» (общество, куда истец пожелала передать пенсионные накопления) инвестиционный доход истца за 2020-2021 годы в размере 5319,94 руб., удержанный в связи с досрочным переходом истца к другому страховщику, суд первой инстанции исходил из того, что именно АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» без законных оснований удержало данный доход, в связи с чем, в целях восстановления прав истца возложил на него обязанность по передаче дохода.

Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда суд апелляционной инстанции с указанными выводами о наличии оснований для удовлетворения требований истца согласился, указав, что истец подала заявление о досрочном переходе от одного страховщика к другому именно в связи с предстоящей реорганизацией АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», о чем указывала в своих обращениях к данному НПФ, подаваемых отдельно от заявления о переходе. При этом, реорганизация АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» не состоялась не по причине отказа в ее согласовании Банком России, а ввиду принятия самим НПФ решения об ее отмене, которое принято только в 2022 году и о принятии которого НПФ ни кредитор, ни Социальный фонд РФ не извещены, что не позволило истцу, получившему уведомление о реорганизации и соблюдшему установленный законом срок по подаче соответствующего заявления отказаться от смены страховщика и оставить свои пенсионные накопления в данном НПФ, как не позволило и Социальному фонду РФ при отсутствии оснований для оставления заявления истца без рассмотрения либо отказа в его удовлетворении, предусмотренных законом, не рассматривать это заявление истца.

При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что действия истца при получении уведомления АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», извещении ею данного ответчика о досрочном переходе в связи с реорганизацией, не могли быть квалифицированы ответчиком как досрочный переход, вызванный лишь желанием истца, а не реорганизацией НПФ, с определением размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе (досрочном переходе) в порядке, предусмотренном ст. 36.6-1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в связи с чем суд первой инстанции обоснованно возложил на АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» обязанность вернуть удержанный доход в АО «ВИМ Инвестиции» - страховщику, к которому истец изъявила желание передать пенсионные накопления.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами сделан обоснованный вывод, что действиями по удержанию инвестиционного дохода права истца были нарушены и подлежали восстановлению, вместе с тем находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы, что юридически значимые обстоятельства установлены судами не в полном объеме, данная судами оценка доказательств не соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда не основаны на доказательствах, в нарушение ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок реорганизации негосударственных пенсионных фондов предусмотрен ст. 33 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В соответствии с п. 3 ст. 33 указанного закона реорганизация фонда осуществляется на основании решения общего собрания акционеров по согласованию с Банком России при условии не ухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с аудиторским и актуарным заключениями.

Реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) в течение тридцати рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в Банк России в письменной форме направляет (направляют) уведомление о начале процедуры реорганизации своим кредиторам, в том числе вкладчикам, участникам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров) и застрахованным лицам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании), а также размещает (размещают) уведомление о начале процедуры реорганизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и по месту нахождения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов), включая обособленные подразделения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов).

Уведомление о начале процедуры реорганизации, направляемое кредиторам, должно содержать сведения: 1) о форме реорганизации, порядке и примерных сроках ее проведения; 2) о предполагаемом месте нахождения фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации, направляемое кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, дополнительно должно содержать сведения об установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке реализации ими права на переход из реорганизуемого фонда в другой фонд или Социальный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 ст. 33 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» кредиторы фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, вправе осуществить в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», переход в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации с передачей средств пенсионных накоплений в размере, определенном пунктом 2 статьи 36.6.1 настоящего Федерального закон.

Заявления о переходе в другой фонд или Социальный фонд Российской Федерации в связи с реорганизацией фонда направляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в Социальный фонд Российской Федерации кредиторами фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании.

Требования кредиторов фонда в связи с его реорганизацией, включая заявления кредиторов фонда о переходе в другой фонд или Социальный фонд РФ, подлежат удовлетворению при условии выдачи Банком России согласования проведения реорганизации фонда (фондов).

Требования кредиторов фонда в связи с реорганизацией фонда, включая заявления кредиторов фонда о переходе в другой фонд или Социальный фонд Российской Федерации, остаются без рассмотрения в случае: 1) если Банк России отказал в согласовании проведения реорганизации фонда (фондов); 2) нарушения сроков направления требований, установленных в пункте 15 настоящей статьи; 3) подачи кредитором уведомления об отказе от смены страховщика.

В силу ст. 36.8 данного закона застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход в Социальный фонд Российской Федерации не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Социальный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

Формы заявления застрахованного лица о переходе и заявления застрахованного лица о досрочном переходе в Фонд и инструкции по заполнению форм указанных заявлений утверждаются Фондом.

Заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) в Фонд подается застрахованным лицом в Фонд не позднее 1 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Фонда лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

При этом, формы заявлений о переходе (досрочном переходе) утверждены постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 г. № 502п «Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению». Отдельной формы заявления о досрочном переходе в связи с реорганизации действующим законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено.

Суды пришли к выводу, что поскольку отсутствуют основания, предусмотренные ст. ст. 33, 36.0 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», отсутствует на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация о получении им ходатайства о согласовании проведения реорганизации, а также отсутствует информация о согласовании Банком России процедуры реорганизации либо отказе в согласовании процедуры реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» по состоянию на 01 марта 2022 г. заявление истца о досрочном переходе рассмотрено ПФР в общем порядке и удовлетворено в соответствии с требованиями закона с удержанием дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Поскольку, как указал суд, законом не предусмотрена возможность отказа Фонда в удовлетворении или оставления без рассмотрения заявления о досрочном переходе, поданного в связи с реорганизацией, если на момент рассмотрения НПФ не проинформировал Фонд об отказе от проведения реорганизации либо если Банком России не принято решение о согласовании (отказе в согласовании) проведения реорганизации фонда. При этом только в случае выдачи Банком России согласования проведения реорганизации НПФ заявление истца от 06 сентября 2021 г. подлежало удовлетворению без удержания дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений или с учетом гарантийного восполнения убытка, полученного в результате инвестирования средств пенсионных накоплений.

На основании вышеизложенного суды пришли к выводу, что действия Фонда при вынесения решения об удовлетворении заявления истца от 06 сентября 2021 г. о досрочном переходе в Фонд с удержанием дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений является законным и оснований для удовлетворения заявленных к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации требований не имеется.

Вместе с тем, пунктами 44 - 47 ст. 33 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что передача средств пенсионных накоплений застрахованных лиц осуществляется после того, как в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации присоединяемого фонда и запись о реорганизации присоединяющего фонда. Указанные записи вносятся в единый государственный реестр юридических лиц после получения фондами решения банка России о согласовании проведения реорганизации фонда (фондов), которое принимается одновременно с решением о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, к которому осуществляется присоединение фонда (фондов), о регистрации изменений в пенсионные и страховые правила фонда, к которому осуществляется присоединение.

Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносятся соответствующие изменения в Единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, при условии, что фонд уведомил Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о вновь заключенном с застрахованным лицо договоре об обязательном пенсионном страховании в порядке, установленном абзацем вторым статьи 36.2 настоящего Федерального закона, договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами и заявление застрахованного лица о переходе в фонд, поданное в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном статьей 36.7 настоящего Федерального закона, удовлетворено.

Согласно уведомлению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) о внесении изменений в Единый реестр застрахованных лиц № 20220228-23627 28.02.2022 на основании заявления о досрочном переходе договор об обязательном пенсионном страховании от 16.12.2013 г. прекратил действие. 21.03.2022 г. средства пенсионных накоплений были переведены под управление нового страховщика СФР.

Несмотря на поданное истцом заявление о досрочном переходе в связи с реорганизацией, и о чем истцом было указано от руки на бланке заявления, ответчик отразил тип поданного заявления – досрочный перевод средств, доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, сформированный НПФ за 2020-2021 г.г., был удержан НПФ (5 319,94 руб.), а оставшаяся СПН переданы новому страховщику в СФР.

Между тем, согласно п. 19 ст.33 Закона № 75-ФЗ требования кредиторов фонда в связи с его реорганизацией, включая заявления кредиторов фонда о переходе в другой фонд или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подлежат удовлетворению при условии выдачи Банком России согласования проведения реорганизации фонда (фондов).

Несмотря на отсутствие информации о согласовании с Центральным Банком процедуры реорганизации АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», Фонд, ввиду наличия обязанности по рассмотрению заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи такого заявления, рассмотрел заявление У. Е.А., поданное как заявление о досрочном переходе с удержанием дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В дальнейшем АО «НПФ Эволюция» уведомил Фонд об отмене 10 июня 2022 г. ранее принятых решений о проведении реорганизации негосударственного пенсионного фонда в форме присоединения к нему, АО «НПФ «БУДУЩЕЕ», АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», АО НПФ «УГМК-Перспектива», АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» и о внесении 22 июня 2022 г. данных об отмене реорганизации указанных фондов в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.

Таким образом, права У. Е.А., подавшей заявление о переходе в СФР в связи с реорганизацией фонда, были нарушены в связи с удовлетворением заявления до момента выдачи Банком России согласия на проведение реорганизации НПФ.

Факт отсутствия утвержденной формы заявление застрахованного лица о переходе в связи с реорганизацией не может нарушать права истца, которая обратилась к ответчику с целью реализации права, предусмотренного Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ - переход в связи с реорганизацией НПФ.

Вышеизложенные обстоятельства не установлены судами первой и апелляционной инстанции, а выводы о признании решения пенсионного органа об удовлетворении заявления о досрочном переходе из АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», с удержанием дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не могут быть признаны законными и обоснованными.

Кроме того, заслуживают внимание доводы кассационной жалобы о не исследованности вопроса исполнимости постановленного решения в силу правового положения АО «ВИМ Инвестиции».

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации передает доверительному управляющему средства пенсионных накоплений в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» в целях обеспечения права застрахованных лиц на выплаты за счет средств пенсионных накоплений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Между У. Е.А. и АО «ВИМ Инвестиции» отсутствуют какие-либо правоотношения, нет действующих договоров доверительного управления активами, У. Е.А. не является владельцем инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляет Общество.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» застрахованное лицо подает заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации рассматривает заявление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Согласно ст. 34 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обеспечивает перевод средств пенсионных накоплений в управляющую компании согласно договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющей компанией (утв. Приказом Минфина России от 05.11.2009 г. «Об утверждении типовых договоров об оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному фонду Российской Федерации, доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющей компанией и об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений (зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2009 г. № 15558).

Согласно ч.3 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» по Договору Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации передает Управляющей компании в доверительное управление средства пенсионных накоплений, учредителем доверительного управления и выгодоприобретателем по договору является Российская федерация в лице Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» общая обезличенная сумма пенсионных накоплений участников системы обязательного пенсионного страхования, передается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в управляющую компанию с целью доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Общество не обязано вести и, соответственно, не ведет персонифицированный учет средств пенсионных накоплений по каждому участнику, а управляет общим объемом средств пенсионных накоплений, переданных ей Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» персонифицированный учет средств пенсионных накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, помимо прочего, обязан вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также с суммами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммами взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммами взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммами средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплении.

По требованию Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации управляющая компания возвращает часть средств пенсионных накоплений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации при необходимости выплаты денежных средств пенсионерам.

АО «ВИМ Инвестиции», в соответствии с действующим законодательством, не вправе производить выплаты пенсионерам напрямую или передавать средства пенсионных накоплений, у АО «ВИМ Инвестиции» отсутствуют основания в приеме денежных средств от третьих лиц в части доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для передачи средств пенсионных накоплений в АО «ВИМ Инвестиции».

Указанное подтверждается также письмом АО «ВИМ Инвестиции» исх. №6947 от 23.10.2023 г., которое получено Фондом в ответ на запрос о способе исполнения судебного решения.

При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили все обстоятельства, имеющие значение для дела, не оценили в совокупности, имеющиеся доказательства, в связи с чем, выводы судов не могут быть признаны основанными на законе.

На указанные выше нарушения норм материального права судом первой инстанции ответчик указывал в апелляционной жалобе, однако судом апелляционной инстанции эти нарушения устранены не были.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 г. подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Архангельский областной суд.

Председательствующий

Судьи