УИД 11RS0002-01-2022-003726-82
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19233/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 27 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Сенчуковой Е.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года по гражданскому делу № 2-117/2023 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о перерасчете пенсии, включении периодов работы в расчет страховой пенсии и фиксированной выплаты, выплате денежных средств.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного Фонда РФ по Республике Коми, просила произвести перерасчет пенсии исходя из общего стажа 25 лет (включить периоды работы в Республике Беларусь с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2010 г. в расчет страховой пенсии) и фиксированной выплаты жителям Крайнего Севера, которая не может быть меньше 7 972, руб. 64 коп., выплатить разницу пенсии согласно перерасчету за период с 31 января 2018 г. по настоящее время, возложить на пенсионный орган обязанность выплатить истцу пенсию за Республику Беларусь за период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2019 г. включительно, за 18 месяцев по 177,80 белорусских рублей ежемесячно по курсу Нацбанка РФ каждого месяца в российских рублях.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не согласна с расчетом общего стажа при назначении пенсии без учета периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не согласна с суммарным размером страховой и фиксированной выплаты в размере 6 761 руб. 26 коп., поскольку фиксированная выплата к страховой пенсии жителям Крайнего Севера в Российской Федерации не может быть меньше чем 7 972 руб. 64 коп. Полагает, что ей подлежит выплате пенсия за стаж работы в ФИО2 Беларусь.
Решение Воркутинского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО6 отказано.
Судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Коми на правопреемника ГУ - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми).
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов как принятых с нарушением норм материального права, полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, полагает, что исковые требования подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и ФИО2 Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ, пропорционально имеющемуся стажу в Российской Федерации.
Вторую часть пенсии ФИО1 получает за стаж работы в ФИО2 Беларусь после 1992 года, что является ее правом в соответствии с пунктом 1 статьи 23 указанного Договора.
Стаж истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой 15 лет 02 месяца 13 дней, страховой стаж 16 лет 08 месяцев 14 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 01 год 06 месяцев 01 день.
Судами установлено, что первоначально при назначении пенсии ФИО1 на территории Республики Беларусь пенсионным органом были учтены периоды работы в промежутке 27 июня 1992 г. – 28 сентября 2010 г.
Территориальным пенсионным органом РФ при назначении пенсии ФИО1 учтены при расчете страхового стажа периоды её работы, в том числе в Республике Беларусь, в промежутках с 1 сентября 1980 г. по 2 января 1992 г. и с 1 августа 2011 г. по 31 января 2013 г.
Общий размер пенсии с 1 октября 2018 г. составляет 6 754 руб. 42 коп., в том числе размер фиксированной выплаты – 4 683 руб. 92 коп.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции исходил из того, что на основания заявления ФИО1 пенсия ей на территории Российской Федерации назначена с применением пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г., в силу которой каждая сторона исчисляет пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на её территории, согласно своего законодательства. Расчет пенсии произведен в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Договора между Российской Федерацией и ФИО2 Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 договора, согласно заявлению ФИО1 Спорный период работы 2002-2010 г.г. включен в стаж ФИО1 на территории ФИО2 Беларусь, с его учетом назначена пенсия.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых заявителем судебных актов по доводам его жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ).
24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Белрусь заключен договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее по тексту – Договор).
В соответствии со статьей 10 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства. При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Согласно статьи 11 Договора, при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 1),
в случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Согласно статье 12 Договора, в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (пункт 1).
Положения статьи 10 и абзаца второго пункта 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 года путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (пункт 2).
В случае, если общий размер назначенных и выплачиваемых лицу обеими Договаривающимися Сторонами пенсий по возрасту (старости) не достигает минимального размера пенсии (в Российской Федерации - размера базовой части трудовой пенсии, а в установленных случаях - суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии при наличии не менее 5 лет страхового стажа, выработанного на территории Договаривающихся Сторон) согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает лицо, то эта Договаривающаяся Сторона, согласно своему законодательству, выплачивает разницу, обеспечивающую: в Российской Федерации - размер базовой части трудовой пенсии, а в установленных случаях - суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии; в Республике Беларусь - минимальный размер трудовой пенсии соответствующего вида (пункт 3).
Статьей 23 Договора, назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (пункт 1).
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2).
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования ФИО1. проанализировав изложенные нормативные положения применительно к расчёту страховой пенсии, назначенной истцу, указал, что данный расчет соответствует пенсионного законодательства и условиям Договора.
При разрешении исковых требований судом было непосредственно изучено пенсионное дело ФИО1
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания комиссии по назначению пенсий администрации Центрального района г. Минска, согласно статье 11 закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от17 апреля 1992 г. № 1596-ХII право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют женщины при стаже работы не менее 20 лет, по достижению общеустановленного пенсионного возраста в 2018 году женщины в возрасте 56 лет, в 2019 году 56 лет 6 месяцев. На дату обращения за обращением пенсии – 16 января 2018 г. возраст ФИО1 составлял 54 года 11 месяцев 15 дней. Указано, что заявительница имеет право обратиться за назначением пенсии по достижению возраста 56 лет 6 месяцев, но не ранее 30 июня 2019 г.
Включение спорного периода в стаж работы ФИО1, учтенного при назначении и выплате пенсии, подтверждается также представленными в материалы дела письмами и разъяснениями ОПФР по ФИО2, УПФР в г.ФИО2 как в адрес ФИО1, так и в адрес суда.
Правомерно судами при разрешении настоящих исковых требований ФИО1 учтено и решение Воркутинского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 было отказано в удовлетворении иска к пенсионному органу в г. ФИО2 о возложении обязанности установить момент передачи документов о подтверждении стажа от ФСЗН <адрес> в ПФР г. ФИО2, предоставлении вариантов расчета пенсии по Российскому законодательству и согласно соглашению Российской Федерации и Рспублики Беларусь о пенсионном обеспечении, выплате пенсии после предоставления выгодного расчета с компенсацией за задержку выплаты.
Из содержания данного решения, представленного в материалы настоящего дела, следует, что судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в УПФР по г.ФИО2 с заявлением о назначении пенсии. Пенсионным органом ей было разъяснено её право предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, в том числе за периоды работы в ФИО2 Беларусь. В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выразила намерение о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 23 догоовра от ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и ФИО2 Беларусь. Размер пенсии определен по выбору ФИО1. Судом был проверен расчет размера пенсии ФИО1, определенный при её назначении на территории Российской Федерации, в том числе стажевый коэффициент и отношение заработков, и признан соответствующим требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением условий Договора от ДД.ММ.ГГГГ
Установив, что пенсия ФИО1 назначена в соответствии с требованиями пенсионного законодательства РФ, с учетом требований Договора от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований и для удовлетворения иска ФИО1 в части возложении на ответчика обязанности выплатить пенсию за ФИО2 Беларусь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 177,80 белорусских рублей ежемесячно по курсу Банка РФ в российский рублях и произвести перерасчет фиксированной выплаты как жителю Крайнего Севера, поскольку истец является получателем пенсии с учетом Договора между Российской Федерацией и ФИО2 Беларусь.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 400-ФЗ (ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 17 указанного Федерального закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Поскольку период работы ФИО1 2002-2010 г.г. на территории Республики Беларусь включен при исчислении стажа и размера пенсии истца компетентным органом Республики Беларусь, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности включить перечисленные периоды в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера для повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем, то обстоятельство, что ФИО1 является работающим пенсионером, следует непосредственно из материалов пенсионного дела, изученного судом при принятии решения по делу.
При таких обстоятельствах, приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правильными, мотивированными, они подтверждены исследованными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, сделаны на основе правильно примененных норм права и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушение судами норм материального и процессуального права, сводятся к иной, отличной от данной судами оценки обстоятельств по делу, что в соответствии с вышеприведенными положениями процессуального закона не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья