НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2021 № 88-1213/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-1213/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 27 января 2021 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кузнецов С.Л., рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» на решение мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение Котласского городского суда Архангельской области от 27 августа 2020 года, по делу № 2-4558/2019 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителей.

В обоснование требований ФИО1 указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> Также, он является инвалидом I группы. Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном многоквартирном доме является ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» (до реорганизации - ООО «ТЭК п. Вычегодский). В платёжных документах на оплату коммунальной услуги горячее водоснабжение вышеуказанного жилого помещения указываются сведения о размере предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1993 года компенсации расходов на оплату предоставляемой коммунальной услуги в размере 50 % платы, передаваемые в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года в государственное учреждение социальной защиты Архангельской области для осуществления выплаты.

05 декабря 2018 года он обратился с заявлением в ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» о предоставлении подробного расчета по начислению льготы с указанием нормативно-правовых актов, выразив несогласие с предоставленной льготой, просьбой при выявлении неправильно произведённых расчетов по предоставлению льготы незамедлительно произвести перерасчет и выдать новый платежный документ.

По результатам рассмотрения заявления 13 декабря 2019 года от ООО «Объединения котельных и тепловых сетей» получен ответ, в котором указано, что льгота начислена правильно, так как начисляется только на половину объема предоставленных коммунальных услуг.

Он считает, что для инвалида I группы законодательством установлен объем коммунальных услуг, на который предоставляется льгота не менее 50 %, данный объем рассчитываться исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определённого по показаниям прибора учёта, а в случае, если объем потреблённого коммунального ресурса превышает норматив - в размере норматива, вне зависимости от количества проживающих в квартире граждан.

Нормативы потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях утверждены Постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 30 августа 2012 года № 49-пн. Для жилых помещений п. Вычегодский Архангельской области норматив утверждён в размере 3,405 куб.м/чел. в месяц.

Как он полагает, инвалид I группы имеет право получить льготу на коммунальные услуги в размере 50 % в полном объёме от установленного норматива потребления, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Поскольку норматив потребления горячего водоснабжения составляет 3,405 куб.м/чел. в месяц, то 50 % от норматива льгота инвалида I группы составит 1,7025 куб.м/чел. в месяц (максимально возможный объем на инвалида). Льгота на коммунальную услугу горячее водоснабжение ему, как собственнику указанной квартиры должна, составить: за ноябрь 2018 года в размере 274,62 рублей, за декабрь 2018 года в размере 241,98 рубля, за январь 2019 года в размере 277,15 рублей копеек, за февраль 2019 года в размере 277,15 рублей, за март 2019 года в размере 277,15 рублей, за апрель 2019 года в размере 277,15 рублей, за май 2019 года в размере 277,15 рублей, за август 2019 года в размере 242,88 рублей. Таким образом, разница между предусмотренной законом и фактически выплаченной компенсацией составила 763,49 рубля.

В связи с ненадлежащим оказанием ООО «Объединением котельных и тепловых сетей» услуг по расчету компенсации по оплате коммунальных платежей, ФИО1 просил суд:

признать действия ответчика по начислению ему льготы на коммунальную услугу горячее водоснабжение в платёжных документах с ноября 2018 года по август 2019 года на половину объёма предоставленных коммунальных услуг, что привело к обсчёту в размере 763,49 рублей, незаконными;

взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;

обязать ответчика произвести перерасчёт льготы (денежной выплаты) по коммунальной услуге горячее водоснабжение истцу с учётом объёмов фактически потреблённой коммунальной услуги по показаниям прибора учёта, но не более установленного норматива потребления, а именно: за ноябрь 2018 года 1,7025 куб.м., декабрь 2018 года 1,5 куб.м., январь 2019 года 1,7025 куб.м., февраль 2019 года 1,7025 куб.м., март 2019 года 1,7025 куб.м., апрель 2019 года 1,7025 куб.м., май 2019 года 1,7025 куб.м., август 2019 года 1,5 куб.м., и указать льготу (денежную выплату) в размере 763,49 рублей в текущей квитанции на оплату коммунальной услуги горячее водоснабжение в течение 10 дней с даты вынесения решения.

Определениями мирового судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены отделение социальной защиты населения по Котласскому району государственного казённого учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 20 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Котласского городского суда Архангельской области от 27 августа 2020 года, исковые требования удовлетворены.

Признаны незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» по расчёту льготы (денежной выплаты) инвалиду первой группы ФИО1, проживающему по адресу: <данные изъяты> в платёжных документах по оплате коммунальной услуги «горячее водоснабжение» за период с ноября 2018 года по август 2019 года на половину объёма предоставленных коммунальных услуг.

ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» обязано произвести перерасчёт льготы (денежной выплаты) по коммунальной услуге «горячее водоснабжение» инвалиду первой группы ФИО1, проживающему по адресу: <данные изъяты> с учётом объёмов фактически потреблённой коммунальной услуги по показаниям прибора учёта, но не более установленного норматива потребления, а именно: за ноябрь 2018 года - 1,7025 куб.метров, за декабрь 2018 года - 1,5 куб.метров, за январь 2019 года - 1,7025 куб. метров, за февраль 2019 года - 1,7025 куб.метров, за март 2019 года - 1,7025 куб.метров, за апрель 2019 года -1,7025 куб.метров, за май 2019 года - 1,7025 куб.метров, за июнь 2019 года - 1,7025 куб.метров, за июль 2019 года - 1,7025 куб.метров, за август 2019 года - 1,5 куб.метров, в течение 10 дней со дня вступление решения суда в законную силу, отразить перерасчет льготы в сумме 763,49 рублей в текущей квитанции на оплату коммунальной услуги.

Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 600 рублей, а также штраф в размере 681,74 рубль.

С ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» в пользу бюджета муниципального образования МО «Котлас» взыскана государственная пошлина в размере 700 рублей.

В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» просит об отмене решения мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 20 декабря 2019 года и апелляционного определения Котласского городского суда Архангельской области от 27 августа 2020 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. По утверждению представителя ответчика выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на установленных по делу обстоятельствах.

Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, оснований для её удовлетворения не усматриваю, в силу следующего.

В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом I группы, проживает и зарегистрирован в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> совместно с <данные изъяты> получает меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 22 августа 2011 года.

В квартире истца установлен прибор учёта, по показаниям которого он ежемесячно производит оплату коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Согласно части 13 статьи 17 Закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп (далее - Порядок № 61-пп), расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, в том числе специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах либо владельцами специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа.

В соответствии с пунктом 23 Порядка № 61-пп (в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 10 апреля 2018 года № 166-пп, от 16 июля 2019 года № 377-пп, от 10 сентября 2019 года № 491-пп) организации жилищно-коммунального хозяйства, за исключением регионального оператора и владельца специального счета, на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до 5-го числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также списки получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг I (при наличии такого соглашения), содержащие сведения за предыдущий месяц.

Из материалов дела следует, что расчет указанных денежных выплат осуществляет ООО «Объединение котельных и тепловых сетей» (ранее - ООО «ТЭК п. Вычегодский»), при этом инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, меры социальной поддержки рассчитываются ответчиком только на долю потребленных коммунальных услуг, приходящихся на этого инвалида, рассчитанных исходя из tпоказаний приборов учета в равных долях с учетом количества лиц, проживающих в жилом помещении, что не соответствует требованиям Закона № 181-ФЗ, Порядка № 61-пп, которыми предусмотрено только одно ограничение при расчете размера денежной выплаты (льготы) - норматив потребления коммунальных услуг на 1 человека, при этом действующим законодательством предусмотрена возможность применения дополнительного коэффициента в целях определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам I группы.

Так, в соответствии с пунктом 11(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в целях определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам I и II групп и семьям, имеющим детей- инвалидов, при наличии установленных индивидуальных или общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (горячей воды), газоснабжения, электрической энергии, отопления и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме могут устанавливаться с применением коэффициента вразмере от 1,1 до 1,8 к соответствующему нормативу потребления, установленному в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 24).

Следовательно, в том случае, если общее потребление всеми членами семьи не превысит норматив, установленный на одного человека, то расчет денежной выплаты (льготы) следует производить из всего объема, потребленного в расчетном месяце. Если потребление горячей воды в конкретном месяце превысит установленный норматив, то льгота должна быть рассчитана исходя из размера норматива на 1 человека.

Иного подхода к расчету платы за коммунальные услуги при применении льготы законодательством не установлено.

Основываясь на установленных по делу данных, и приведенных выше нормах материального права, суд первой инстанции, пришел к выводу о правомерности заявленных истцом в конкретном случае требованиях.

Суд апелляционной инстанции признал приведенные выше выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Нахожу выводы судов основанными на установленных по делу обстоятельствах, отвечающим указанным судами нормам материального права. При этом судами не допущено нарушений норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о необходимости начисления платы, исходя из объема фактически потребленного коммунального ресурса на 1 человека, определяемого расчетным путем при делении всего объема на количество проживающих в жилом помещении лиц, основаны на неверном толковании норм права и влекут за собой неправомерное ограничение прав инвалидов на получение льготы в полном объеме с учетом норматива потребления коммунальной услуги.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы проверены, ранее они уже были предметом проверки и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций. Данные доводы сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения и апелляционного определения либо опровергали выводы судов.

В силу ст. ст. 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Правовых доводов, влекущих за собой пересмотр судебных актов в кассационной жалобе нет.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение Котласского городского суда Архангельской области от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» - без удовлетворения.

Судья С.Л. Кузнецов