НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 № 88-20814/2021

УИД 29RS0003-01-2021-000171-43

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 – 78/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Ирышковой Т.В.,

судей Белинской С.В., Птоховой З.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 августа 2021 г. по делу № 2-112/2021 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» об обязании признать пенсионером общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», включить в состав участников акционерного общества «Негосударственный Пенсионный фонд «Газфонд», перечислить пенсионные взносы в акционерное общество «Негосударственный Пенсионный фонд «Газфонд».

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее также–ООО «Газпром трансгаз Ухта») о возложении на ответчика обязанности признать его пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта», включить в состав участников акционерного общества «Негосударственный Пенсионный фонд «Газфонд» (далее также–АО «НПФ «Газфонд»), перечислить пенсионные взносы в АО «НПФ «Газфонд».

В обоснование иска ФИО1 указал, что состоял в трудовых отношениях с ООО «Газпром трансгаз Ухта» в период с 19 июля 1999 г. по 11 сентября 2020 г., его рабочее место находилось в Урдомском линейном производственном управлении магистральных газопроводов, которое расположено по адресу: <адрес>.

До работы в ООО «Газпром трансгаз Ухта» он в период с 5 августа 1977 г. по 19 мая 1999 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

С учетом работы в ООО «Газпром трансгаз Ухта» и прохождением службы его страховой стаж на 31 декабря 2019 г. составил 42 года 2 месяца 8 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 20 лет 3 месяца 23 дня. Право на назначение страховой пенсии по старости наступило 8 сентября 2019 г.

Согласно Положению о социальной защите пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Ухта», утвержденному приказом ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 24 января 2013 г. № 141, работники признаются пенсионерами ООО «Газпром трансгаз Ухта» с назначением негосударственной пенсии, выплачиваемой наравне с иной пенсией.

Ответчиком было отказано в признании его пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» и включении в состав участников АО «НПФ «Газфонд», поскольку на момент увольнения он не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости (62 года) и не оформил пенсию по старости.

Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Газпром трансгаз Ухта» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 августа 2021 г. решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 работал в ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское линейное производственное управление магистральных газопроводов инженером 2 категории службы связи в период с 19 июля 1999 г. по 11 сентября 2020 г., уволен с 11 сентября 2020 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости.

ФИО1 является получателем государственной пенсии за выслугу лет, как военнослужащий, получателем пенсии по старости не является.

В ноябре 2020 г. ФИО1 обратился в ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское линейное производственное управление магистральных газопроводов с заявлением о признании его пенсионером общества, включении в состав участников АО «НПФ «Газфонд», перечислении пенсионных взносов, в чем отказано ввиду отсутствия оснований для признания пенсионером и включения в состав участников вышеуказанного фонда.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями п. 1 ст.8, пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации», принимая во внимание положение Коллективного договора ООО «Газпром трансгаз Ухта» на 2019-2021 годы и нормы Положения о социальной защите пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Ухта», утверждённого приказом ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 24 января 2013 г. №141 с последующими его изменениями, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 ввиду отсутствия условий, при которых истец может быть признан пенсионером вышеуказанного общества и включен в состав участников негосударственного пенсионного фонда.

Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.

В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 2).

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (п. 2 ст.2).

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (ст.10 вышеуказанного закона).

В силу ст. 13 вышеназванного закона права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

В ООО «Газпром трансгаз Ухта» утверждено и действует Положение о социальной защите пенсионеров от 24 января 2013 г. № 141 (с изменениями, утвержденными приказами ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 30 мая 2014 г. № 1342, от 19 декабря 2014 г. № 2984, от 30 декабря 2015 г. № 3074, от 29 декабря 2018 г. № 2380, от 30 декабря 2019 г. № 2081) (далее - Положение).

Пунктом 2.1 данного Положения установлено, что пенсионерами ООО «Газпром трансгаз Ухта» признаются бывшие работники, имеющие стаж работы, исчисленный с Перечнем периодов работы, учитываемых при исчислении стажа работы в организациях системы ПАО «Газпром», не менее 15 лет, прекратившие трудовые отношения с Обществом или ОПО Общества по любым основаниям (за исключением увольнения по п.п. 5-11 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при наличии на дату увольнения из Общества одного из следующих условий:

а) достижение возраста, дающего право на пенсию по старости;

б) оформление работником, в соответствии с законодательством РФ, пенсии по старости досрочно;

в) установление работнику инвалидности первой или второй, либо третьей группы в случае, если организация не может выполнить требования медицинского заключения о создании работнику необходимых условий труда либо перевести на другую работу в соответствии с медицинским заключением.

Как указано в п. 1.3 Положения, возраст, дающий право на пенсию по старости - возраст, дающий право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по 31 декабря 2018 г., а также возраст, достижение которого с 1 января 2019 г. дает право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350- ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также- ФЗ О страховых пенсиях») (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-Ф3) следует, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно приложению 6 к ФЗ О страховых пенсиях», при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в 2019 г. срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 12 месяцев, а в 2020 г. - не ранее 24 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 г.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

При разрешении спора судом правомерно учтено, что пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» признаются бывшие работники, имеющие соответствующий стаж работы, прекратившие трудовые отношения с Обществом при наличии на дату увольнения одного из условий, указанных в п.п. «а», «б» либо «в» п. 2.1 Положения. При этом возраст, дающий право на пенсию по старости, с достижением которого бывший работник, уволенный в 2020 году, может быть признан пенсионером Общества, это возраст для мужчины - 62 года, поскольку по состоянию на 31 декабря 2018 года в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имели мужчины, достигшие возраста 60 лет. С учетом переходных положений в силу указанной статьи в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ, для мужчин такой возраст составит 62 года.

Поскольку истец, 29 июня 1960 года рождения, на момент увольнения 11 сентября 2020 года не достиг возраста 62 лет, отказ в признании истца пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» соответствует действующему у ответчика Положению о социальной защите пенсионеров от 24 января 2013 г. № 141.

Доводы заявителя о наличии необходимого количества страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», достижение возраста, необходимого для ее назначения по данному основанию, являлись предметом оценки суда и правомерно не признаны подтверждением незаконности действий ответчика, так как перечисленные условия в силу действующего у ответчика Положения, к условиям для признания работника пенсионером общества не отнесены.

Исходя из п. «а» п. 2.1, п. 1.3 данного Положения, возраст, с достижением бывший работник может быть признан пенсионером общества, - это общий возраст, установленный п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». В силу п. «б» п. 2.1 Положения бывший работник общества на момент увольнения и при наличии необходимого стажа работы в обществе должен являться получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно, а не достигнуть возраста, дающего права на ее назначение.

Истец, как установлено судом и следует из материалов дела, получателем такого вида пенсии не является, а указание пенсионного органа на наличие у него необходимых для назначения пенсии страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при отсутствии обращения за ее назначением, нельзя приравнивать к назначению такой пенсии в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», при этом условий, предусмотренных п. «в» данного Положения, также не имеется, что стороной истца не оспаривалось.

Пунктом 6.1.16 Коллективного договора ООО «Газпром трансгаз Ухта» для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель обязуется осуществлять дополнительное пенсионное обеспечение работников через НПФ «Газфонд» в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утверждаемым ПАО «Газпром».

ПАО «Газпром» 1 июня 2018 г. утверждено Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников данного общества, его дочерних обществ и организаций.

В силу раздела 5 Положения, работники включаются в состав участников Фонда на основании п.п. 5.1.4-5.1.8 при соблюдении указанных в них условий.

Исходя из п. 5.1.5 Положения, в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ПАО «Газпром» не менее 15 лет, при увольнении по любому основанию (за исключением увольнения виновные действия) и оформлении пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

- при достижении возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости;

- при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в случае наличия страхового стажа не менее 42 лет (мужчины) и 37 лет (женщины).

Таким образом, для включения бывшего работника ПАО «Газпром», уволенного по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия), в состав участников негосударственного пенсионного фонда данного общества необходима совокупность условий: наличие стажа в организациях системы ПАО «Газпром», оформление пенсии в порядке, установленном законодательством, досрочно либо на общих основаниях, достижение возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости, либо достижение возраста, дающего право на пенсию по старости, в случае наличия страхового стажа не менее 42 лет (мужчины) и 37 лет (женщины).

Под возрастом, дающим право на пенсию по старости, согласно указанному положению, понимается возраста, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено судом и указано выше, истец получателем страховой пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», оформленной в установленном законом порядке, не является, то есть оснований для включения его в состав участников общества не имеется. Ссылка истца, что он является получателем государственной пенсии по выслуге лет, как военнослужащий, уволенный в запас, с учетом вышеприведенных локальных нормативных актов ответчика, незаконность обжалуемых судебных актов не подтверждает.

Принимая во внимание, что в силу вышеуказанного Положения пенсионный взнос – денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора, а пенсионный договор – соглашение между Фондом и вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд – выплачивать участнику-пенсионеру негосударственную пенсию в соответствии с Пенсионными правилами Фонда, истец участником-пенсионером не является, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика по перечислению пенсионных взносов в НПФ «Газпром».

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.

Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.

По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи