НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2022 № 88-15575/2022

УИД - 11RS0009-01-2021-001291-16

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 –15575/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 5 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стешовиковой И.Г.

судей Ирышковой Т.В., Шлопак С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2022 г. по делу № 2-651/2021 по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Коми, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Княжпогостскому району о признании незаконным решения от 26 мая 2021 г. об установлении ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка, о взыскании недовыплаченной компенсации утраченного заработка.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., заключение старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А., полагавшей, что имеются основания для отмены постановленных по делу судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Княжпогостскому району (далее также–ОМВД России по Княжпогостскому району) о признании незаконным решения от 26 мая 2021 г. № 39/5911 об установлении ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью без учета процентной надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237, возложении обязанности выплачивать ежемесячно компенсацию утраченного денежного довольствия с учетом указанной надбавки, начиная с мая 2021 года в размере 54 961, 45 руб., взыскании невыплаченной компенсации утраченного денежного довольствия в возмещение вреда здоровью за период с мая по сентябрь 2021 года в сумме 109 089,00 руб.

В обоснование иска указано, что истец с марта 1999 г. по июль 2002 г. проходил службу в ОМВД России по Княжпогостскому району Республики Коми в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска, уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья в связи с военной травмой.

На основании заочного решения Ивнянского районного суда Белгородской области от 6 января 2004 г. (с учетом дополнительного решения от 15 марта 2004 г.) являлся получателем ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью, при расчете которой ответчиком учитывалась процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера.

С мая 2021 г. указанная надбавка из расчета ежемесячной выплаты была исключена на основании письма договорно-правового департамента МВД России от 14 мая 2021 г. № 25/19253.

Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство внутренних дел по Республике Коми (далее также–МВД по Республике Коми), рассмотрел заявление ФИО1 в порядке гражданского судопроизводства.

Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2022 г., иск ФИО1 удовлетворен частично.

Признано незаконным решение ОМВД по Княжпогостскому району от 26 мая 2021 г. № 39/5911 об изменении размера ежемесячной компенсации утраченного денежного довольствия, подлежащего выплате ФИО1 с 1 мая 2021 г. в размере 33 143, 65 руб., с ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми в пользу ФИО1 взыскана ежемесячная компенсация утраченного денежного довольствия за период с мая 2021 г. по сентябрь 2021 г. включительно в сумме 73 737,80 руб., на ОМВД России по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми возложена обязанность выплачивать ФИО1 ежемесячно компенсацию утраченного денежного довольствия в размере 47 443,82 руб., начиная с 1 октября 2021 г. с последующей индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и перерасчетом в связи с изменениями суммы выплачиваемой ФИО1 пенсии.

В кассационной жалобе МВД по Республике Коми ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, вынесении решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились они в следующем.

Как установлено судами нижестоящих инстанций, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОВД Княжпогостского района МВД по Республике Коми в период с 4 марта 1999 г. по 10 июля 2002 г.

При исполнении служебных обязанностей в период служебной командировки в Чеченской республике 22 сентября 2001 г. истцу причинено увечье, в связи с которым заключением ВВК МВД Республики Коми от 13 марта 2002 г. № 713 он был признан ограниченно годным к военной службе и приказом МВД Республики Коми от 8 июля 2002 г. № 361 л/с в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» уволен со службы по п. «з» части 6 статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) с 10 июля 2002 г.

Заочным решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 6 января 2004 г., с учетом дополнительного решения от 15 марта 2004 г. с ОВД Княжпогосткого района Республики Коми в пользу ФИО1 в счет возмещения причиненного здоровью вреда взыскана денежная компенсация утраченного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80%, подлежащая ежемесячной выплате, начиная с 10 июля 2002 г. в течение всего срока, на который установлена инвалидность.

ОМВД по Княжпогостскому району МВД по Республике Коми ежемесячно выплачивает ФИО1 денежную компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью.

В период с января по апрель 2021 г. размер указанной компенсации составлял 54 582,58 руб. в месяц, с 1 мая 2021 г. он был пересчитан и установлен в сумме 33 143,65 руб., о чем истец уведомлен письмом от 26 мая 2021 года № 39/5911 с приложением расчета ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью от 21 мая 2021 г.

Размер денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью изменен в сторону уменьшения, поскольку из расчета денежного довольствия исключена процентная надбавка за военную службу (службу) в РКС и приравненных к ним местностях, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237, в размере 50 % к денежному довольствию (северная надбавка).

Суды нижестоящих инстанций, разрешая спор, руководствовались Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г., Федеральным законом № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее также– Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1), признав установленным, что ФИО1 имеет право на получение ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью в размере, исчисленном исходя из: должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки за выслугу лет, повышающего коэффициента - 1,55, районного коэффициента - 1,2, северной надбавки за работу в РКС - 50 %, степени утраты трудоспособности - 80 %, исходили из того, что действующее законодательство не содержит норм, исключающих применение процентной надбавки к окладу денежного содержания и ежемесячной надбавке к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) при расчете размера компенсации.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), эти требования относятся и к апелляционному определению.

Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из заочного решения Ивнянского районного суда Белгородской области от 6 января 2004 г., с учетом дополнительного решения от 15 марта 2004 г. (л.д.96-99), с ОВД Княжпогосткого района Республики Коми приказом МВД Республики Коми №287 от 31 июля 2002 г. ФИО1 установлена выплата денежной компенсации утраченного заработка в размере, определенном в соответствии с п. 22 приказа МВД РФ №805 от 15 сентября 1999 г. и ст. 1086 ГК РФ, начиная с 15 мая 2002 г.

На основании заключения экспертизы утрата профессиональной трудоспособности ФИО1, в результате травмы полученной 22 сентября 2001 г., определена в размере 80 %.

С учетом данных справки ОВД Княжпогосткого района Республики Коми о размере денежного довольствия ФИО1 за период с 10 июля 2002 г. по 1 января 2005 г., в пользу ФИО1 с ОВД Княжпогосткого района Республики Коми в возмещение причиненного вреда здоровью за период с 10 июля 2002 г. по 1 января 2004 г. взыскано 118085,35 руб., на ОВД Княжпогосткого района Республики Коми возложена обязанность с 1 января 2004 г. в течение всего срока, на который установлена инвалидность, производить ежемесячные выплаты денежной компенсации утраченного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 80% и размера денежного довольствия.

На основании части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшего на момент возникновения у истца права на возмещение вреда, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Порядок возмещения ущерба в случае причинения увечья сотруднику органов внутренних дел был определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. №805.

Согласно пункта 22 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. №805, размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на 22 сентября 2001 г.) установлено, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении.

Справка ОВД Княжпогосткого района Республики Коми о составляющих при исчислении размере денежного довольствия ФИО1 доходах за период с 10 июля 2002 г. по 1 января 2005 г. в материалы дела не представлена. Таким образом, судом не установлено была ли учтена в составе среднего заработка истца процентная надбавки за работу в РКС - 50%, о чем утверждал истец в иске.

Согласно частям 6,7 статьи 43 вступившего в силу с 1 марта 2011 г. Федерального закона № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее также–Федеральный закон о полиции), в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590 (далее также- Инструкция № 590).

В соответствии с пунктом 17 Инструкции № 590 (в редакции, действовавшей до издания Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 марта 2014 г.) размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г., а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего Приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55. В силу пункта 2 этого Приказа указанные выплаты производятся с 1 января 2012 г.

Размер оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки за стаж, применяемый для исчисления пенсии, определен в ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в силу которой для исчисления пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Оплата труда сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также–Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ), предусматривающей, что в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел включаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.

Другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются (пункт 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 утверждены прилагаемые Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (пункт 2).

Пунктом 9 Приложения размер районного коэффициента за военную службу (службу) в Республике Коми (за исключением районов: Вуктыльский, Ижемский, Печорский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Усть- Цилемский, Усинский и Удорский, городов: Вуктыл, Сосногорск, Ухта, Усинск и Печора) составляет 1,2.

Республика Коми (за исключением районов: Ижемский, Печорский, Усть-Цилемский и Усинский, а также городов Воркута, Инта и Печора) относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) (пункт 20 Приложения).

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 Правилами определен порядок применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) (далее - коэффициенты) и процентных надбавок для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, в том числе находящихся в распоряжении командира (начальника, органа, организации, учреждения), проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее соответственно - районы (местности), сотрудники, военнослужащие).

Выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия военнослужащего (сотрудника) в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности) (пункт 2 Правил).

Военнослужащим (сотрудникам) для районов (местностей), отнесенных к III группе территорий, устанавливается процентная надбавка - 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 50 процентов (пункт 5 Правил).

Согласно имеющимся в материалах дела сообщениям ОВД Княжпогосткого района Республики Коми от 23 декабря 2013 г., расчету (л.д.13-14), от 11 июля 2014 г., расчету (л.д. 15-16), расчету от 16 июля 2015 г. (л.д. 57-58) расчет ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью ФИО1 за период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2014 г., с 1 января 2015 г. производился на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 августа 2013 г. (дело №33-4089/2013), исходя из должностного оклада, оклада по специальному воинскому званию, ежемесячной надбавки за стаж службы, степени утраты трудоспособности (80%), коэффициента 1,55; районного коэффициента 1,2, процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50%.

Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции» часть 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ изложена в следующей редакции: при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.".

В случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у указанного гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере (статья 2).

Приказом МВД России от 5 июня 2020 г. № 396 утвержден Порядок выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам ( действует с 13 июля 2020 г.).

Согласно пунктам 24 и 26 Порядка №396 выплаты производятся ФЭД МВД России, финансовым подразделением (централизованной бухгалтерией, бухгалтерией) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник (гражданин Российской Федерации) проходит (проходил) службу, или в котором прикомандированный сотрудник проходил службу до прикомандирования в течение всего срока, на который установлена инвалидность.

В случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Закона о полиции (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 г. № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции») гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 6 статьи 43 Закона о полиции (в редакции Закона № 15-ФЗ), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у указанного гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.

Согласно сообщению ОВД Княжпогосткого района Республики Коми (л.д.54) с 1 января по 30 апреля 2021 г. размер ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда ФИО1 составил 54582,58 руб., с 1 мая 2021 г. размер ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда ФИО1 составил 33143,35 руб.

Из возражений на иск ответчика МВД по Республике Коми (л.д. 84-87) следует, что с 1 мая 2021 г. из расчета утраченного заработка истца была исключена процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50% со ссылкой, в том числе, на определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2013 г. № 69-КГ13-9, в котором отражена позиция, что согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», при расчете размера утраченного денежного довольствия процентная надбавка к денежному довольствию не применяется в отношении не работающих лиц.

Положения статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» предусмотрена выплата процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 Правилами определен порядок применения процентных надбавок для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, заслуживает внимание позиция заявителя жалобы, что при расчете утраченного заработка не может быть учтена процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50%.

Вместе с тем, с учетом приведенных выше нормативных положений, предъявленных ФИО1 требований и возражений на них ответчиков, являются юридически значимыми и подлежащими установлению обстоятельства исчисления компенсации утраченного заработка истцу с 10 июля 2002 г. с учетом процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50%, основания для включения ответчиком ОВД Княжпогосткого района Республики Коми в расчет компенсации утраченного заработка ФИО1 процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50% с 1 января 2012 г., однако, в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечисленные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора судами не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.

Тогда как, в зависимости от установленных оснований включения истцу ответчиком спорной надбавки в расчет компенсации утраченного заработка, суду следовало определить, вправе ли был ответчик изменить размер ежемесячной денежной компенсации, установленный ФИО1, исключив данную надбавку из расчета компенсации с мая 2021 г., оценив действия ответчика, в том числе, с точки зрения соблюдения права истца, которому был гарантирован такой вид социального обеспечения на протяжении длительного периода времени.

В материалы дела не представлено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 августа 2013 г., явившееся, как усматривается из приобщенных к материалам дела документов, основанием для расчета ежемесячной денежной компенсации утраченного заработка в возмещение вреда здоровью ФИО1 с 1 января 2012 г.

Следует отметить, что при разрешении настоящего дела по иску ФИО1 вопрос о применении в расчете компенсации утраченного заработка районного коэффициента 1,2 предметом спора не являлся, тогда как в судебных актах приводится позиция Верховного Суда Российской Федерации относительно исчисления размера утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации с учетом районного коэффициента, предусмотренного Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237, в отношении лица, проходившего службу и проживающего на момент разрешения спора в местности с неблагоприятными климатическими условиями.

Учитывая, что судами нижестоящих инстанций не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований ФИО1, обжалуемые судебные постановления судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признаёт незаконными, подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции- Княжпогостский районный суд Республики Коми

Председательствующий

Судьи