Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Галанова Л.В. Дело № 33-2387/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.
при секретаре Кошкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Романа А. К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 3033 от 29.12.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 04 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения Романа А.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Роман А.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ -УПФ РФ), в котором просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 29.12.2011 № 3033 об отказе в перерасчете Роману А.К. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, признать незаконным назначение Роману А.К. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа продолжительностью 33 года 9 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, обязать ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Роману А.К. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы – 33 года 9 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы 33 года 9 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с 20.04.2009.
В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса – ОАО «Сибирский химический комбинат» 33 года 9 месяцев. С 20.04.2009 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», - 19 лет 5 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. 28.12.2011 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 29.12.2011 № 3033 в перерасчете ДМО ему отказано.
В судебном заседании Роман А.К. заявленные исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области и третьего лица ОАО «СХК», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд на основании Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса» исковые требования Романа А.К. удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Роману А.К. в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ», и чья работа была сопряжена с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывает, что при определении размера ДМО учет страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса не предусмотрен, а потому суд неверно истолковал положения закона при вынесении решения. Указывает, что увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ. Полагает, что расчет ДМО был произведен верно, оснований для его перерасчета не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Роман А.К. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области и ОАО «СХК», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что с 31.05.1996 Роману А.К. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 12 «а» Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Страховой стаж работы Романа А.К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними, составляет 19 лет 5 месяцев, при этом страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составляет 33 года 9 месяцев, что подтверждается справкой ОАО «СХК» № 19/117 от 20.04.2009. Распоряжением УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № 71/18 от 04.05.2009 № Роману А.К. с 20.04.2009 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/ руб. Согласно выписке из пенсионного дела 076340 Романа А.К. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 64 %, расчетный ДМО составляет /__/ руб. Решением ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 29.12.2011№ 3033 Роману А.К. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 33 года 9 месяцев со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 19 лет 5 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.
Удовлетворяя исковые требования Романа А.К., суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы истца в организации ядерного оружейного комплекса составляет более 20 лет, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а потому истец имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 33 года 9 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (далее- Указ) установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (п.2).
Ч. 6 п. 2 Указа предусмотрено, что действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) также распространяется на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.
В силу подп. «б» п. 3 Указа суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно пп. 3, 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (далее – Положение) дополнительное обеспечение при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, устанавливается также гражданам, осуществлявшим предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, вышедшим на пенсию до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" или на основании действовавших до вступления в силу указанного Закона нормативных правовых актов, регулирующих аналогичный порядок выхода на пенсию в связи с особыми условиями труда. Минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с преамбулой Указа целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер дополнительного обеспечения и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости.
С учетом установленных обстоятельствах, а также признания ОАО «СХК» наличия у истца страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 33 года 9 месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ДМО Роману А.К. должно быть назначено с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса – 33 года 9 месяцев.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права.
Судебная коллегия данные доводы отвергает, так как считает верным толкование норм материального права, примененное судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований Романа А.К.
При таких обстоятельствах оснований не соглашаться с решением суда у судебной коллегии не имеется, оно является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 04 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: