Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Чернышева Л.И. Дело №33-1425/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от5 июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Жолудевой М.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Брыковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопоапелляционной жалобе представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску Тонких А.Н. (доверенность от 10.01.2012) на решение Советского районного суда г.Томска от 3 апреля 2012 года
по заявлению Городилова М. Ю. о признании незаконным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску об уплате земельного налога.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заинтересованного лица ИФНС России по г.Томску Кадочниковой Н.С. (доверенность от 10.01.2012), поддержавшей апелляционную жалобу, заявителя Городилова М.Ю. и его представителя Покровского А.С. (доверенность от 14.05.2012), полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Городилов М.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным налогового уведомления № 530075 в части предложения об уплате земельного налога (за участок по /__/) за 2009 год в сумме /__/ руб. Полагает, что при определении налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год ИФНС России по г.Томску необоснованно применил результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Томской области, утвержденные постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. Полагает исчисление налога на основании кадастровой оценки земельного участка, установленной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, незаконным, поскольку налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, являющегося налоговым периодом. Указал, что постановление Администрации Томской области 262а от 24.12.2008 официально опубликовано 31.12.2008 и подлежит применению не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В судебном заседании представитель заявителя Упорова Н.В. (доверенность от 13.10.2010) требования Городилова М.Ю. поддержала.
Представитель ИФНС России по г.Томску Тонких А.Н. (доверенность от 10.01.2012) полагал требования Городилова М.Ю. не подлежащими удовлетворению.
Суд на основании ст.57 Конституции Российской Федерации, ст. 65, абз.2 п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 5, 23, п.2 ст.52, ст.388, 389, п.1 ст.390, п.1 ст. 391, ст.393, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил: «заявление Городилова М.Ю. удовлетворить частично. Признать незаконным направленное Городилову М.Ю. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Томску налоговое уведомление № 530075 (об уплате до 02.05.2012 земельного налога за 2009 год за земельный участок - кадастровый номер /__/ по /__/ в /__/ в сумме /__/ руб.) в части необходимости уплаты налога в сумме, превышающей /__/ руб. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску в пользу Городилова М.Ю. 200 рублей в счет судебных расходов».
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по г.Томску Тонких А.Н. (доверенность от 10.01.2012) просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Городилова М.Ю. в полном объеме. Ссылаясь на определение ВАС Российской Федерации от 20.02.2008 № 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 № А12-12852/06, полагает, что налоговый орган правомерно при исчислении земельного налога за 2009 год применил кадастровую стоимость земельного участка, установленную постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. То обстоятельство, что утвержденная постановлением Администрации Томской области № 262а кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, по мнению апеллянта, не свидетельствует о том, что постановление является правовым актом о налогах и сборах. Ссылаясь на постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 24.07.2009 по делу № А2911130/2008, указывает, что сама по себе возможность ознакомления налогоплательщика с результатами кадастровой оценки земли, опубликованными в официальном печатном издании, размещенными на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, означает доведение указанных сведений до налогоплательщика.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель заявителя Городилова М.Ю. Упорова Н.В. (доверенность от 13.10.2010) просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст.356 Налогового кодека Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006, согласно п. 1.1 которого земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования «Город Томск» всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога.
В соответствии с п.1.2 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно с п.1, п.4, п.5 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.4 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Согласно п.3 и п.4 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п.5 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Городилову М.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/ (/__/) общей площадью /__/ м2 (категория земель – земли поселений) (л.д.8).
ИФНС России по г.Томску заявителю направлено уведомление № 530075 на уплату земельного налога за 2009 год в размере /__/ руб. в срок до 02.05.2012 (л.д.6).
Обращаясь с заявлением, Городилов М.Ю. просит признать незаконным указанное уведомление в части предложения об уплате земельного налога в сумме /__/ руб., полагает, что при определении налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год ИФНС России по г.Томску необоснованно применил результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Томской области, утвержденные постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.
Представитель ИФНС России по г.Томску считает, что для исчисления земельного налога, подлежащего уплате истцом, должна была принята кадастровая стоимость земельного участка, исходя из кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», которое не относится к нормативно-правовому акту о налогах и сборах, и, следовательно, на него не распространяются нормы ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное постановление, по мнению судебной коллегии, является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Так, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить соответствующие налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования ( ч.1 ст.8, ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, конституционные гарантии прав налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка, и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения регламентируются нормами налогового и земельного законодательства.
Из указанного следует, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
В то же время такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В силу изложенного доводы представителя ИФНС России по г.Томску Тонких А.Н. об исчислении земельного налога за 2009 год, исходя из кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, не могут быть приняты во внимание. А для исчисления земельного налога за 2009 год при определении налоговой базы в отношении принадлежащего Городилову М.Ю. земельного участка, расположенного по адресу: /__/, должна быть использована кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2009.
При таких обстоятельствах оспариваемое уведомление ИФНС России по г.Томску № 530075 в части необходимости уплаты налога в сумме, превышающей /__/ руб., является незаконным, на что верно указал суд.
С учетом удовлетворения требований заявителя суд на основании ст.98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с ИФНС России по г.Томску в пользу Городилова М.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г.Томска от 3 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску Тонких А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: