НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 05.12.2012 № 33-3075

                                                                                    Тамбовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Тамбовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 33-3075

Судья Широкова Н.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи Уварова В.В.,

судей: Курохтина Ю.А., Бурашниковой Н.А.,

при секретаре Теткиной Е. А.,

рассмотрев в судебном заседании 05 декабря 2012 года апелляционные жалобы Военного комиссариата Тамбовской области и Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 июня 2012 года по делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Тамбовской области и Управлению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии.

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 является пенсионером Министерства обороны РФ с 29 сентября 2003 года. Перед уходом на пенсию с 30 июля 1996 года проходил военную службу в должности ***) Тамбовского филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты (до реорганизации Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты).

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области (далее ВКТО) о перерасчете пенсии. В обоснование своего иска указал, что в период прохождения военной службы в вышеуказанной должности, он исполнял обязанности, которые были связаны с непосредственным участием в проведении практических занятий, полигонных практик с курсантами филиала, сопряженных с использованием компонентов химического оружия. При этом, он руководствовался государственными стандартами, учебными программами, тематическими планами и другими руководящими документами, определяющими использование токсических химикатов, относящихся к химическому оружию. Истец считаетл, что его пенсия, согласно требованиям Федерального закона от 07.11.2000г.№ 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», постановления Правительства РФ № 187 от 29.03.2002г. «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», должна быть пересмотрена и выплачена задолженность с 01 сентября 2003 года по дату перерасчета. В марте 2012 года он обратился к ВКТО с соответствующей просьбой, однако ответчик ответил отказом, предложив обратиться в иные организации. В связи с чем ФИО1 просил: обязать ВКТО произвести перерасчет и выплачивать пенсию с применением коэффициента 1,25 к должностному окладу ***) Тамбовского филиала Военного университета радиационной химической и биологической защиты в связи с работой с химическим оружием по второй группе; а также обязать ответчика произвести выплату недополученной пенсии за период с 01 сентября 2003 года по дату перерасчета с учетом увеличения должностного оклада с применением коэффициента 1,5 за период с 01 сентября 2003 года по 31 декабря 2011 года, с применением коэффициента 1,25 с 01 января 2012 года по дату перерасчета.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил привлечь в качестве ответчика Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации (далее РХБЗ).

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 20 июня 2012 года исковые требования ФИО1 к ВКТО удовлетворены полностью. В удовлетворении иска к Управлению начальника войск РХБЗ отказано.

В апелляционной жалобе ВКТО считает решение незаконным, необоснованным, просит его отменить. Указывает, что Комиссариат не располагает сведениями о внесении Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, в котором проходил службу истец, в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.

Кроме того, нормативно-правовые акты РФ о мерах социальной поддержки отдельной категории военнослужащих не содержат прямых указаний о праве на перерасчет пенсий из увеличенных (повышенных) окладов по должностям лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу этих нормативных правовых актов, а военные комиссариаты не располагают сведениями о праве лиц, уволенных с военной службы на соответствующие меры социальной поддержки. Рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, соответствующими нормативными документами Министерства обороны отнесено к компетенции того органа военного управления, из которого данный военнослужащий увольнялся. Поэтому работа по утверждению списков военнослужащих, непосредственно занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 ФЗ от 07 ноября 2000г. №136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», работа на которых даёт право на социальные гарантии, возложена на Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил Российской Федерации и Управление Финансово-экономической деятельности Центрального Аппарата.

По мнению автора жалобы истец был единственным преподавателем ***), никаких доказательств подтверждающих работу с химическими оружием ФИО1 не представил, а по этой аналогичной должности действующий офицер коэффициент не получает, что и подтверждает начальник войск РХБЗ.

Более того, каких либо работ с токсическими химикатами, относящимся к химическому оружию не проводили и химические материалы со склада не получали. В обязанности истца не входило выполнение работ на постоянной основе с химическим оружием, поэтому должностной оклад ему не повышался.

В апелляционной жалобе Управление начальника войск РХБЗ просит решение отменить, указывая, что в должностные обязанности истца не входило выполнение на постоянной основе работ с химическим оружием и к данной работе он не привлекался. ФИО1 проводил лишь занятия по изучению материально-технической части стрелкового (огнестрельного) оружия, а также по выполнению учебных и контрольных стрельб из стрелкового (огнестрельного) оружия, при этом токсичные химикаты не применялись. Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты, в котором ФИО1 проходил военную службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06 июня 2002 года № 386-25, не включено, в связи с чем истец права на предоставление ему мер социальной поддержки не имеет. Допрошенные в судебном заседании свидетели давали суду ложные сведения. Так, свидетель ФИО2 был уволен в 1999 году и не мог знать к каким работам привлекался истец с 1999 года по 2003 год.

В возражениях на апелляционные жалобы ФИО1 считает решение законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения. Указывает, что в жалобах не приведено ни одного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом, которые могли бы явиться основанием для отмены или изменения решения суда, суть жалобы сводится к переоценке доказательств положенных в основу решения. По мнению авторы жалобы в деле соблюдены правила относимости и допустимости доказательств, правильно оценены имеющиеся в деле доказательства. Суд правомерно и обоснованно применил законы, подлежащие применению к данным отношениям. Полагает, что ответчики в апелляционных жалобах указывают на не соответствующие действительности сведения, которые направлены на введение в заблуждение суд. Так, свидетель ФИО2 работал вместе с истцом с июля 1996 года по 1999 год, то есть в то время, когда истец занимал указанную выше должность. Показания ни одного из свидетелей ответчиками не опровергнуты, хотя вся документация относительно всего периода работы истца, в том числе и о выездах на ученые занятия на полигоне, хранится у ответчиков.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Военного комиссариата Тамбовской области ФИО3, поддержавшего жалобу, ФИО1 и его представителя ФИО4, считавших решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отменны постановленного решения.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения, т.е. в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 № 186-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно части второй и части третьей статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» (пункт 10) в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 внесены изменения, согласно которым размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящейся ко второй группе работ с химическим оружием с 1 января 2012 года составляет 1,25.

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25 (в редакции постановлений от 31 декабря 2004 года № 910-49, от 17 декабря 2005 года № 769-44, от 10 сентября 2007 года № 573-27, от 27 января 2009 года № 26-1), введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями и дата вступления в должность.

Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты с 01.11.1998 г. было переименовано в Тамбовский филиал Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, который включен в Список производств с вредными условиями труда, работа которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 7 ноября 2000 года, что фактически не оспаривается ответчиками.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 010-49 список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятых на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденный Постановлением Правительства Российской федерации от 6 июня 2002 года № 386-25, дополнен примечанием, согласно которому военнослужащие и другие граждане реорганизованных воинских частей, ВУЗов и учреждений имеют право на социальные гарантии в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», если образовавшееся в результате реорганизации воинские части, ВУЗы и учреждения включены в указанный список производств с вредными условиями труда.

ФИО1 исключен из списков личного состава филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты (Тамбовский) с 28 августа 2003 года, досрочно по организационно-штатным мероприятиям с должности ***).

В списке производств с вредными условиями труда и списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа в котрых дает право гражданам на льготы согласно Федеральному закону от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ включена должность преподавателя (всех категорий и наименований).

Проанализировав вышеназванные нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказателсьва, суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1, занимавший перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также в связи с включением филиала Военного университета радиационной, химической и биологической защиты (Тамбовский) в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрел право на указанные социальные гарантии.

В силу ст. 54 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в ч.1 приведенной статьи.

Как видно из материалов дела и это не оспаривается сторонами, по заявлению истца ему была назначена пенсия, но без учета указанных выше социальных гарантий. Сведений о направлении в адрес истца каких-либо разъяснений, в деле не имеется. О нарушении своих прав истец узнал в декабря 2011 года и в начале 2012 года обратился к ответчику (ВКТО) с соответствующим заявлением, отказ в удовлетворении которого послужил основанием для обращения в суд в целях защиты нарушенного права на пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав вышеназванные нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ВКТО в неполучении истцом социальных гарантий, в связи с чем правомерно возложил на ВКТО обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 с 01 августа 2003 года и выплате ему образовавшейся задолженности.

При этом ответчики, в ведении которых находится вся документация о военной службе истца в указанной должности, указывая на необоснованность исковых требований, не представили ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции объективных доказательств, опровергающих требования истца и подтверждающие обоснованность возражений ответчиков.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушения норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения ответчиков об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела и не опровергаются доводами жалоб.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Военного комиссариата Тамбовской области и Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: