Тамбовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тамбовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело: № 33-2407
Судья: Фокина Т.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2012 г. город Тамбов
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Белоусовой В.Б.,
судей: Тюриной Н.А., Бучневой О.А.,
при секретаре Коломытцевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шараповой Л.Г. к ГУ Управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и обязании произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Шарапова Л.Г. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе об установлении размера заработка за определенный период и перерасчете пенсии. Указала, что с ***. включительно работала на Машиностроительном заводе «***» *** крановщиком 4 разряда и вышла на пенсию досрочно в 45 лет. Архивные документы о ее заработной плате за указанный период были уничтожены во время военных действий на территории Чеченской Республики, что подтверждено ответом Архивного Управления Правительства ЧР ***-Ш от ***
Ею в компетентный орган была предоставлена справка Росстат о размере соответствующего заработка за период с *** по ***, являющийся наиболее благоприятным для расчета пенсии. Однако, содержание данной справки не было принято УПФ в качестве основания для перерасчета размера пенсии, что побудило истца обратиться в суд с настоящими требованиями.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года исковые требования Шараповой Л.Г. удовлетворены.
Судом установлен факт получения Шараповой Л.Г. заработной платы:
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.;
с *** по *** ежемесячно в размере *** руб.
При этом суд исходил из содержания справки Росстат о заработной плате работников отрасли машиностроения в Российской Федерации.
Суд обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области произвести перерасчет пенсии Шараповой Л.Г. с учетом вышеуказанного заработка за период с *** по ***
В апелляционной жалобе представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит решение суда отменить. Указывает, что Шарапова Л.Г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с *** Размер пенсии был определен в соответствии с ее заработком на заводе «***» за период с *** по *** по справке о заработной плате, выданной заводом. В конвертации пенсионных прав на основании представленных истицей документов (справке Росстат) ПФ отказано верно, поскольку требуется подтверждение именно индивидуального заработка работника. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при этом пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы которых утрачены. В соответствии с информационным письмом Минтруда РФ от 27.11.2001 г. в случае утраты документов по причине наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в частности к таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюзов и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, однако истцом указанные документы не были представлены. Усредненные показатели использованы быть не могут.
В возражениях на апелляционную жалобу Шарапова Л.Г. считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что УПФ не оспаривает факт осуществления ею трудовой деятельности в спорный период, тем не менее безосновательно отказывается учитывать ее заработок. Данные Росстата, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, отражают определенный размер заработка работника конкретной отрасли конкретного субъекта, региона, и являются достоверными, более того, содержащими лишь сведения об окладах работников без учета доплат, надбавок и премий, то есть минимальный заработок, установление факта получения которого при отсутствии определенных документов допускается законодательством.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, поддержанной представителем ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Волосевич Ю.С., выслушав возражения Шараповой Л.Г., суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 15, 19, 39, 55 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, исходя из равенства прав и свобод граждан.
Как следует из Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии могут состоять из двух частей, в том числе страховой (статья 5), которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст.30).
Таким образом, получение гражданами заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит возникновение определенных имущественных прав у данных лиц, и законодателем представлена возможность заинтересованному лицу выбрать наиболее выгодный для него вариант определения пенсионного капитала, при котором применяется порядок подтверждения среднемесячного заработка, действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона №173 –ФЗ от 17.12.2001 г.
В соответствии с указанным порядком среднемесячный заработок при перерасчете пенсии устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим государственными или муниципальными органами, организациями (за период до регистрации в качестве застрахованного лица), или на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учета (за период после регистрации в качестве застрахованного лица).
Такими документами за период до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с п. 26 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" являются справки о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно информационному письму Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 г. N8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 в случае утраты архивных данных о заработной плате
в результате чрезвычайных ситуаций органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут принять комиссионно решение об исчислении пенсии по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника. К таким документам могут быть отнесены карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В судебном заседании установлено, что Шарапова Л.Г. с *** по *** работала в *** в том числе в *** г. крановщиком и машинистом, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке и не отрицается ответчиком.
С *** Шарапова Л.Г. является получателем трудовой пенсии по старости, исчисление размера которой исходя из среднемесячного заработка за период ее работы с *** г. она находит наиболее благоприятным.
Однако, справка о ее заработной плате за спорный период предоставлена ею быть не может по объективным причинам. Так, по данным Архивного управления Правительства Чеченской республики ***-Ж от *** в сохранившихся после военных действий на территории Чеченской Республики в *** гг., *** гг. архивных документах сведений о заработной плате Шараповой Л.Г. за период ее работы на ***. *** не сохранилось. Согласно справке *** от *** архивы завода сожжены в результате боевых действий.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В подтверждение доводов об определенном размере получаемой заработной платы Шараповой Л.Г. представлена справка Федеральной службы государственной статистики от *** ***-***, в которой отражены размеры среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в спорный период.
Учитывая то обстоятельство, что осуществление трудовой функции в обязательном порядке предполагает соответствующее вознаграждение, в совокупности с законодательно определенными полномочиями Росстата как службы, сведения которой носят официальный характер, при том, что в справке Росстата содержатся определенные на основании статотчетности по первичным бухгалтерским документам усредненные данные о заработной плате работников в определенной отрасли (в соответствии с положениями КЗоТ – без учета доплат, надбавок, а также премий и других поощрительных выплат), то судебная коллегия приходит к выводу о возможности использования справочной информации Росстат о размерах заработной платы как допустимого средства доказывания при разрешении спорных правоотношений.
Вместе с тем, представленная стороной истца справка содержит сведения о заработной плате в спорный период в целом по экономике в РФ в сравнении с заработной платой в целом по экономике в Чечено - Ингушской АССР, откуда следует, что первые показатели гораздо выше вторых; а также – сведения о заработной плате в отрасли машиностроения в РФ, которые, соответственно, существенным образом разнились с показателями средней заработной платы работников по отрасли машиностроения в Чечено - Ингушской АССР, где работала истец.
С учетом изложенного выводы суда о возможности установления размера заработной платы истца по данным о заработной плате в отрасли машиностроения в РФ являются необоснованными, несоответствующими обстоятельствам дела.
Иных доказательств в обоснование требований о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения стороной истца не представлено.
Так, конкретные данные о заработной плате работников отрасли машиностроения в Чечено - Ингушской АССР справка Росстат не содержит. Согласно справочной информации Росстат от *** предприятия машиностроения включались в отрасль промышленности и сводные статистические данные по последней содержат статистические данные по первой. Однако, представленные Росстат сведения о заработной плате в спорный период по отрасли промышленности в Чечено - Ингушской АССР в составе различных подотраслей наряду с подотраслью машиностроения, не могут быть положены в основу выводов суда, поскольку из них нельзя сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника на предприятии конкретной отрасли.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии судебная коллегия также считает безосновательными.
Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что в случае, если истица обнаружит необходимые документы, подтверждающие ее фактический заработок за спорный период, она не лишена возможности повторно обратиться в ГУ УПФ РФ с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шараповой Л.Г. к ГУ Управлению Пенсионного фонда в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи: