НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Светловского городского суда (Калининградская область) от 27.01.2017 № 2-49/2017

Дело № 2-49/2017

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 января 2017 года город Светлый Калининградской области

Светловский городской суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Довгаля А.А.,

при секретаре Дороховой Н.Г.,

с участием

старшего помощника военного прокурора Калининградского гарнизона Божко А.Д.,

представителя ответчика акционерного общества «150 авиационный ремонтный завод» - Писаренко Л.Д.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Калининградского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к акционерному обществу «150 авиационный ремонтный завод» о признании действий ответчика незаконными и обязании ответчика совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Военный прокурор Калининградского гарнизона Лазуткин О.И. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, к акционерному обществу «150 авиационный ремонтный завод» о признании незаконными действий ответчика по не возврату оставшейся суммы авансирования в рамках заключенного с Министерством обороны Российской Федерации контракту от ДД.ММ.ГГГГ и использованию их на цели, не предусмотренные контрактом, и обязании ответчика возвратить Министерству обороны Российской Федерации денежные средства в сумме 36 070 662 рубля 75 копеек путем перечисления в Управление финансового обеспечения международной деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование иска прокурор указывает, что проведеннной военной прокуратурой Калининградского гарнизона проверкой соблюдения должностными лицами законов в сфере исполнения государственного оборонного заказа выявлены нарушения законодательства о сохранности федеральной собственности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.12.1995 №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон) государственный оборонный заказ - установленные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона, основой для формирования государственного оборонного заказа являются военная доктрина Российской Федерации, планы строительства и развития Вооруженных Сил Российский Федерации, других войск, воинских формирований и органов, программы и планы военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также решения Президента Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности Российской Федерации.

В состав государственного оборонного заказа могут включаться поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона, финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Указ) Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Указа, Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности Подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

Согласно пункту 7 Указа, Минобороны России разрабатывает предложения по проектам государственных программ в области обороны, в том числе касающиеся развития оборонного промышленного комплекса, а также предложения по формированию государственного оборонного заказа, осуществляет в пределах своей компетенции внешнеполитическую деятельность по вопросам обороны у военной безопасности Российской Федерации, международное военное сотрудничество и военно-техническое сотрудничество.

Согласно пункиту 8 Указа, Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера.

Согласно пункту 10 Указа, Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр обороны) осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России.

Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, представляет в установленном порядке предложения по расходам на оборону, издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение

Во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации Министр обороны дает поручения подведомственным Минобороны России федеральным органам исполнительной власти и контролирует их исполнение.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Минобороны России во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 02.12.2008 № 746-рпс и Правительства России от 18.12.2008 № 1883 подписан контракт (далее - Контракт) по оказанию военно-технической помощи инозаказчику «192».

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Дополнительным соглашением к Контракту, между Минобороны России, в лице Главнокомандующего Военно- воздушными силами, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и Открытым акционерным обществом «150 авиационный ремонтный завод» (далее - АО «150 АРЗ») в лице Генерального директора, действующего на основании Устава общества, именуемое в дальнейшем «Исполнитель» заключили контракт (далее - Контракт) в соответствии с которым, последнее изготавливает, закупает, ремонтирует, укомплектовывает, подготавливает к отгрузке, отгружает и передает Грузополучателю продукцию военного назначения, именуемую в дальнейшем «Имущество».

Согласно пункту 4.1 Контракта, общая стоимость работ, выполняемых по Контракту, составляет 209 784 163 руб. 14 коп.

Согласно пункту 3.1 Контракта, срок изготовления, закупки, ремонта, укомплектования, подготовки к отгрузке Имущества по Контракту составляет 6 месяцев от даты поступления на счет Исполнителя денежных средств согласно пункту 4.4.1 Контракта.

Согласно пункту 4.4.1 Контракта, аванс в размере 30% общей стоимости работ, выполняемых по Контракту, выплачивается в течение 10 банковских дней со дня получения от Исполнителя документов предусмотренных контрактом.

В соответствии с Контрактом Заказчик перечислил, а ОАО «150 АРЗ» в декабре 2009 года получил аванс в размере 62 935 248 руб. 84 коп.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «150 АРЗ» была произведена частичная поставка продукции инозаказчику «192» на сумму 26 864 586 руб. 19 коп., после чего работы Исполнителем были приостановлены по причине отсутствия необходимого ремфонда принадлежности ВВС Минобороны России с остатком назначенного ресурса не менее межремонтного и снятия заявленной в Перечне номенклатуры с производства заводами - поставщиками, что сделало невозможным дальнейшее исполнение обязательств Исполнителем.

Согласно раздела 10 Контракта, финансирование указанного Контракта осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 4.4.1 Контракта, в случае невыполнения Исполнителем обязательств, под выполнение которых был выдан аванс, Исполнитель возвращает Заказчику сумму выданного аванса, что сделано не было.

ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Калининградского гарнизона в порядке статьи 131 ГПК РФ в досудебном порядке направлено обращение к ответчику о представлении сведений о наличии на банковском счете завода указанной суммы денежных средств и готовности вернуть их на р/счета Минобороны России.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что остаток авансовых средств, в размере 36 070 662 руб. 75 коп. на расчетном счете АО «150 АРЗ» отсутствует.

В ходе проверки установлено, что указанные денежные средства израсходованы АО «150 АРЗ» на цели не связанные с исполнением данного Контракта, в связи с чем выведены из ведения собственника.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением и вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Конституции РФ и действующего федерального законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности и возмещение вреда, причиненного федеральной собственности.

В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество - Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 26 закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации.

В судебном заседании от военного прокурора Калининградского гарнизона Лазуткина О.И. поступило заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу, в связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке удовлетворены исковые требования в полном объёме, путем возвращения денежных средств в сумме 36 070 662 рубля 75 копеек Министерству обороны Российской Федерации.

Представитель ответчика акционерного общества «150 авиационный ремонтный завод» - Писаренко Л.Д. подтвердил факт добровольного исполнения ответчиком исковых требований и не возражал против прекращения производства по делу, в связи с отказом прокурора от иска.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации не явился в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены (л.д. причину неявки представителя суду не сообщили.

Прокурору известны последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Суд считает возможным принять отказ истца от иска, так как этим не нарушаются интересы государства, законные права и интересы других лиц.

Руководствуясь статьями 39, 173, 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

Принять отказ военного прокурора Калининградского гарнизона от иска в защиту интересов Российской Федерации, в лице Министерства обороны Российской Федерации, к акционерному обществу «150 авиационный ремонтный завод» о признании незаконными действий ответчика по не возврату оставшейся суммы авансирования в рамках заключенного с Министерством обороны Российской Федерации контракту от ДД.ММ.ГГГГ и использованию их на цели, не предусмотренные контрактом, и обязании ответчика возвратить Министерству обороны Российской Федерации денежные средства в сумме 36 070 662 рубля 75 копеек путем перечисления в Управление финансового обеспечения международной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, и производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светловский городской суд Калининградской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Судья Довгаль А.А.