Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Забоева Е. Л. Дело № 33-2317/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В. П.
судей: Ковалевой Т. И.,
Ишенина Д. С.
при участии прокурора Истоминой И. В.
при секретаре Беляковцевой С. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.02.2011 гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Харюшиной О.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности по приобретению жилого помещения, его распределению, безвозмездной передаче в муниципальную собственность и передаче Харюшиной О.С., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на условиях социального найма
по кассационному представлению прокурора на решение Березовского городского суда Свердловской области от 28.12.2010.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В. П., заключение прокурора Истоминой И. В., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Березовского обратился в суд с иском в интересах Харюшиной О. С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Березовского городского округа о приобретении за счет средств областного бюджета жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Харюшиной О. С. во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указал, что Харюшина О. С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список на внеочередное получение жилого помещения на основании Постановления Главы Березовского городского округа от 01.04.2009 ... Однако до настоящего времени жилое помещение ей так и не предоставлено. На основании изложенного, просил обязать ответчиков предоставить Харюшиной О. С. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Харюшина О. С. поддержала заявленные требования, указывая, что жилое помещение за ней закреплено не было, в настоящее время она также не имеет иного жилья.
Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Березовскому - Пугачева Т. В. исковые требования прокурора в интересах Харюшиной О. С., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, полностью поддержала.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, каких-либо заявлений, ходатайств от представителя данного ответчика суду не поступало.
Представитель ответчика - Администрации Березовского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований прокурора по тем основаниям, что: во-первых, прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку избранный истцом способ защиты жилищных прав Харюшиной О. С. не соответствует ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, иных способов защиты жилищных прав ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает; во-вторых, администрация Березовского городского округа является ненадлежащим ответчиком, поскольку субъектом Российской Федерации принят нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то необходимо руководствоваться данным нормативным актом, а именно, «Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП. В соответствии с п.п. 8, 10 указанного Порядка для распределения детям сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади, указанные жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и только после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Администрацией БГО в соответствии с п. 9 указанного Порядка были сформированы списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе. В 2010 году СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направил в администрацию БГО адресный перечень, состоящих из трех жилых помещений, предложения по распределению их детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, были представлены в Фонд 20.10.2010 ..., в предложении указаны лица, состоящие на очереди среди лиц того же статуса ранее Харюшиной О. С., данное предложение было согласовано с органом опеки и попечительства ..., квартиры, указанные в перечне, в муниципальную собственность не передавались.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) - в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление прокурора, в котором выразил свое несогласие с ним, указав, при этом, что согласно «Порядку обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП, средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство и приобретение жилых помещений. В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья в муниципальных образованиях на территории Свердловской области состоит более 5566 человек, из них у более 2744 человек возникло право на получение жилого помещения (достижение 18 лет). Харюшина О. С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Березовскому городскому округу, состоит под номером ... Фонд, исходя из суммы средств, предусмотренных областным бюджетом на 2010 год на строительство жилых помещений для детей-сирот, 05.05.2010 заключил государственный контракт ... на строительство жилых помещений, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с указанным контрактом в Березовском городском округе построено 3 жилых помещения для лиц указанного статуса, в настоящее время ведутся работы по оформлению правоустанавливающих документов на субъект - Свердловскую область.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц - Министерства финансов Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своих письменных возражениях указали о том, что на указанные министерства не возлагались обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Решением Березовского городского суда от 28.12.2010 в удовлетворении исковых требований прокурору города Березовского Свердловской области в интересах Харюшиной О. С. к Администрации Новоуральского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о приобретении за счет средств областного бюджета жилого помещения и о предоставлении жилого помещения, – отказано.
Не согласившись с данным решением, Прокурор города Березовского в кассационном представлении просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что принятие ответчиками активных мер по обеспечению Харюшиной О. С. жилым помещением не свидетельствует об устранении нарушения прав последней, поскольку до настоящего времени Харюшина О. С. жилым помещением так и не обеспечена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Как верно указал суд, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. То есть часть 2 данной статьи не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от обеспечения жильем других очередников, а также от включения в список внеочередников.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Установив, что Харюшина О. С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, достигла совершеннолетнего возраста, в связи с чем, опекунство над ней прекращено, однако до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, не имеет собственного постоянного места жительства и материальных средств для приобретения жилья, суд, тем не менее, отказал в удовлетворении иска.
При этом суд сослался на то, что оснований для возложения обязанности по предоставлению Харюшиной О. С. жилья на Администрацию Березовского городского округа не имеется, при адресном распределении приказами Министра строительства и архитектуры приобретенного или построенного за счет средств областного бюджета жилья Харюшиной О. С., и передаче его в установленном порядке на возмездной основе в муниципальную собственность, данное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма и без того будет предоставлено Харюшиной О. С. Что касается Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, то в 2010 году уже сформированы списки и адресный перечень жилых помещений, представлены предложения по распределению этих жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и готовится приказ о распределении жилых помещений данной категории граждан, согласованный с Администрацией Березовского городского округа, в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств. Учитывая перечисленные активные действия Министерства строительства и архитектуры, направленные на предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и Харюшиной О. С., суд не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для передачи его в собственность Администрации Березовского городского округа с последующим предоставлением Харюшиной О. С.. Поэтому суд посчитал целесообразным в удовлетворении иска прокурору города Березовского, заявленного в интересах Харюшиной О. С., отказать.
Однако данные выводы суда не могут быть признаны состоятельными.
Постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04.2010 утвержден Порядок обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. Согласно данному Порядку уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей–сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона, перечисления средств областного бюджета на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве.
Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для распределения построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которое осуществляется приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам. И только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Наличие сформированных списков, в которые включена Харюшина О. С., выделенных бюджетных средств на строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного контракта на строительство жилья в г. Березовском и подготовка Министерством строительства и архитектуры приказа о распределении жилых помещений не свидетельствуют об устранении нарушения прав Харюшиной О. С., которая до настоящего времени жильем не обеспечена. Поэтому то обстоятельство, что указанные активные действия ответчиков и без судебного решения направлены на обеспечение Харюшиной О. С., не могло служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора города Березовского. Поскольку только после предоставления Харюшиной О. С. жилого помещения в соответствии с установленными нормами и в установленном порядке можно судить об отсутствии нарушения ее прав.
Таким образом, судебная коллегия находит возможным решение суда отменить, возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Березовском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Харюшиной О. С. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа, с тем чтобы, Администрация Березовского городского округа Свердловской области заключила с Харюшиной О. С. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Руководствуясь ст. 360, абз. 2, 4 ст. 361, ст. 366, 367 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 28.12.2010 отменить, постановить новое решение:
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Березовском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Харюшиной О.С. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Березовского городского округа для его предоставления на условиях договора социального найма Харюшиной О.С.
Председательствующий:
Судьи: