НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 17.08.2021 № 33-11616/2021

Мотивированное определение изготовлено 17.08.2021

УИД 66RS0009-01-2021-001563-56

Дело № 33-11616/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 13.08.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кокшарова Е.В., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области», обязании включить в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области»,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17.05.2021 (дело № 2-920/2021).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя ответчика по доверенности № 53 от 31.05.2021 ФИО2, истца ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к ТОИОГВСО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21, в обоснование которого указала, что имея награждение нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» от 26.11.2008, 27.12.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в списки на присвоение звания «Ветеран труда». 10.01.2020 был получен ответ об отказе во включении в списки на получение данного звания. Полагая отказ незаконным, ФИО1 просила признать незаконным решение об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», признать за ней право на включение ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с возложением обязанности на Управление включить истца в указанный список.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17.05.2021 исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Решение Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району от 30.12.2019 № 238 об отказе во включении истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признано незаконным. Признано за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».

Возложена на ТОИОГВСО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 обязанность включить ФИО1 в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Награда истца не соответствует требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку в действовавшем на момент награждения истца Положении о нагрудном знаке «За заслуги», утвержденном приказом МЧС России 25.03.1998 № 200 не указано, что награда является ведомственным знаком отличия МЧС России, учрежденным за многолетний труд. В Положении о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги», утвержденном приказом МЧС России от 06.12.2010 № 620 определено, что нагрудный знак «За заслуги» является ведомственным знаком отличия МЧС России, однако не содержится указание на продолжительный добросовестный труд, являющееся обязательным условием для присвоения звания «Ветеран труда».

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности от 31.05.2021 № 53 ФИО2 на доводах жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, истец полагала решение суда законным и обоснованным.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФИО1 26.12.2019 через «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в Ленинском районе города Нижний Тагил обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение факта награждения ее ведомственным знаком отличия в труде 26.11.2008 копию удостоверения к нагрудному знаку МЧС России «За заслуги».

Решением Управления от 30.12.2019 № 238 в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения звания «Ветеран труда».

Как следует из письма Управления N 57 от 10.01.2020, которым ФИО1 уведомлена о принятом решении, отказ во включении истца в соответствующий список обоснован тем, что имеющийся у нее нагрудный знак МЧС России «За заслуги» не подлежит учету при присвоении звания «Ветеран труда». По мнению ответчика, указанный знак отличия не соответствует требованиям п. 6 Положения N 458-УГ о награждении за особые услуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ), Положения № 458-УГ, приказа МЧС России от 25.03.1998 № 200 «О нагрудных знаках МЧС России», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее Закон № 388-ФЗ), пришел к выводу о правомерности заявленного ФИО1 иска, поскольку истец имеет необходимую продолжительность трудового стажа (выслуга лет только в области гражданской обороны составляет 20 лет 06 месяцев 03 дня - справка л.д. 65) и награждена ведомственным знаком отличия в труде.

Судебная коллегия соглашается с решением суда об удовлетворении иска по следующим мотивам.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Положением № 458-УГ.

На момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в Список действовала редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, определенная Законом № 388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.

Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением № 458-УГ (подп. 1 ч. 1 п. 1).

Из редакции этих норм следует, что у лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», должна быть ведомственная награда за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

На дату награждения истца нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» действовало Положение о нагрудном знаке, утвержденное приказом МЧС России от 25.03.1998 № 200 (л.д.49-54), согласно которому нагрудный знак «За заслуги» является нагрудным знаком МЧС России, сотрудники МЧС России могут быть награждены нагрудным знаком при стаже работы в системе министерства, как правило, не менее двух лет. Награждение нагрудным знаком сотрудников МЧС России производится за добросовестную и результативную работу, качественное выполнение служебных обязанностей и оперативных задач.

Действующим в настоящее время Положением о нагрудном знаке МЧС России «За заслуги», утвержденным приказом МЧС России от 06.12.2010 № 620, предусмотрено, что данный нагрудный знак является ведомственным знаком отличия МЧС России, им может награждаться личный состав МЧС России при стаже работы в системе МЧС России (в том числе в службах, органах, учреждениях и организациях, переданных в ведение МЧС России) не менее двух лет. Награждение нагрудным знаком производится за добросовестную работу, качественное выполнение служебных обязанностей и оперативных задач. Нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» могут награждаться граждане, внесшие значительный вклад в развитие и обеспечение успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах.

В силу приведенных положений нагрудный знак МЧС России «За заслуги» не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку в Положениях об указанном нагрудном знаке не указано, что он вручается при продолжительности службы не менее 15 лет.

Приказом от 04.10.2018 № 423 МЧС России нагрудный знак «За заслуги» не отнесен к ведомственным знакам отличия Министерства, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Между тем, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в силу положений ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ.

Согласно указанной норме, за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

У истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на дату обращения в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», имелся общий страховой стаж не менее 20 лет, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 19-28), стаж работы только в области гражданской обороны на 13.05.2021 составил с 2000 года - 20 лет 06 месяцев 03 дня (справка л.д. 65), общая трудовая деятельность истцом начата с 1986 года.

Нагрудный знак МЧС России «За заслуги», которым 26.11.2008 награждена истец, отвечает требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде до 30.06.2016, поскольку в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения № 458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.06.2016, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а в силу приказов МЧС России от 25.03.1998 № 200 и от 06.12.2010 № 620 нагрудный знак «За заслуги» отнесен к числу ведомственных наград МЧС России.

Поскольку законодательством, действовавшим по состоянию на 30.06.2016, к ведомственным знакам отличия в труде не предъявлялись требования о награждении за 15-летний стаж работы в соответствующей сфере деятельности (в данном случае – в системе органов МЧС России), нагрудный знак, которым награждена истец, относился к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом положений ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ.

То обстоятельство, что в соответствии с положениями о данной награде обязательным условием ее вручения является стаж работы в системе МЧС России не менее двух лет, не опровергает вывода суда первой инстанции об отнесении награды к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

В силу п. 5 Положения № 458-УГ (в редакции, действовавшей по состоянию на 30.06.2016) к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято, в т.ч. руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти.

Критериев продолжительности труда законодательство не содержало до 30.06.2016, поэтому и установленный положениями о награде срок работы не менее двух лет не может быть расценен в качестве непродолжительного труда.

Из преамбулы приказа МЧС России от 26.11.2008 № 294-К о награждении следует, что награждение производится «за заслуги в деле развития и обеспечения успешного функционирования РСЧС, выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и образцовое исполнение служебных обязанностей». Согласно п.3 Положения о награде (л.д52) награждение производится за добросовестную и результативную работу, качественное выполнение служебных обязанностей.

Таким образом, основанием награждения являлись как проявленные сотрудниками МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций такие личные качества как отвага и самоотверженность, так и трудовые заслуги, выражающиеся в личном вкладе в развитие и совершенствование мероприятий в области гражданской обороны, высоком профессионализме.

Из указанного следует, что ФИО1 начальник курсов гражданской обороны г. Нижнего Тагила областного государственного учреждения дополнительного образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области», награждена нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» именно за отличия в труде. На момент награждения истца стаж ее работы в указанной организации составлял практически 8 лет (трудовая книжка истца – л.д. 23), что также свидетельствует о награждении ее именно за продолжительный и добросовестный труд в соответствующей отрасли.

Таким образом, награждение истца ведомственной наградой МЧС России «За заслуги» с формулировкой «за образцовое исполнение служебных обязанностей» в полной мере соответствует требованиям к ведомственным знакам, приведенным в п. 6 Положения № 458-УГ, согласно которым награждение должно осуществляться «за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)». Утверждение апеллянта об обратном основано на субъективном толковании понятия «особые заслуги в труде (службе) и продолжительная работа (служба)».

Учреждение, в котором работала истец (ГКУ ДПО Свердловской области «Учебно-методический центр по ГОЧС Свердловской области»), относится к системе МЧС России, поскольку согласно п. 1 Устава учреждения, последнее находится в ведомственном подчинении территориального органа МЧС России. Правильность данного вывода (об отнесении учреждения к системе МЧС России) следует и из положений п. 3 Указа Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которым МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России.

То обстоятельство, что истец не относится к личному составу МЧС России, а является работником подведомственного учреждения по трудовому договору правового значения не имеет, поскольку ни Закон № 5-ФЗ, ни п. 6 Положения № 458-УГ не ставят возможность учета ведомственных знаков отличия в труде (службе) при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в зависимость от того, проходило лицо, награжденное знаком отличия, службу в специальном звании либо осуществляло работу в подведомственных органах и учреждениях по трудовому договору.

По изложенным мотивам доводы ответчика в жалобе о том, что имеющаяся у истца награда не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде, не является наградой «за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)», не могут быть признаны состоятельными как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Истец, имеющая стаж работы в учреждении, подведомственном МЧС России, более 20 лет, награжденная по состоянию на 30.06.2016 ведомственной наградой за отличие в труде и имеющая страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, вправе претендовать на включение ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17.05.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Кокшаров

Судьи Т.Л. Редозубова

А.Е. Зонова