Мотивированное определение изготовлено 18.01.2024
УИД: 66RS0051-01-2023-001943-20
дело № 33-902/2024 (33-21231/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург | 16.01.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е.,
судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о взыскании заработной платы, денежной компенсации,
по апелляционной жалобе истца на решение Серовского районного суда Свердловской области от 28.09.2023 (дело № 2-1987/2023).
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя ответчика по доверенности от 09.01.2024 ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, просила взыскать своевременно не выплаченную заработную плату в размере 23494 руб. 37 коп., единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 25932 руб. 00 коп., почтовые расходы в размере 243 руб. 50 коп.
В обоснование исковых требований истец указала, что согласно приказу № 04-04/215 от 29.03.2021 была назначена на должность государственной гражданской службы специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск по срочному служебному контракту. Согласно приказу (распоряжению) от 14.03.2023 № 04-04/114 освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена в соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 17.03.2023 истец ознакомилась со Срочным служебным контрактом № 9 о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы от 29.03.2021, а также с дополнительными соглашениями и расчетными листками, после чего пришла к выводу о том, что заработную плату за период прохождения службы она получила не в полном объеме, а именно за январь 2023 ей не выплачено 11016 руб. 04 коп., за февраль 2023 – 12478 руб. 33 коп. Согласно графику отпусков на 2023 от 18.11.2022 ей был предоставлен отпуск с 01.03.2023 в количестве 5 дней, полагала, что к отпуску ей полагалась единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания, которая предоставлена ей не была, согласно окладу 12966 руб. 00коп., считала размер единовременной выплату подлежит взысканию в размере 25932 руб. 00коп.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 28.09.2023 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом не обоснованно было принято в качестве доказательства ее уведомление якобы от 01.11.2022, которое таковым не является. Данное уведомление было подписано истцом 17.03.2023, о чем внизу контракта была сделана запись о том, что с коллективным договором, служебным распорядком и другими локальными актами ознакомлена 17.03.2023. Дата в уведомлении от 01.11.2022 является недостоверной, почерк не принадлежит истцу, что не принято судом во внимание. Со срочным служебным контрактом от 29.03.2021 истец была ознакомлена 17.03.2023, в день увольнения, о чем была сделана запись на контракте. 07.02.2023 истцом было написано заявление о предоставлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, поставлена виза руководителя непосредственного, однако судом принято решение без учета представленных истцом доказательства, применен закон, не подлежащий применению (ч. 11 ст.43 Федерального закона № 79-ФЗ). При ознакомлении с материалами дела также было установлено отсутствие в нем заключения прокурора об отказе в удовлетворении требований истца, но данное заключение отсутствует в материалах дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности от 09.01.2024 ФИО2 полагала решение суда не подлежим отмене или изменению, доводы жалобы не обоснованными.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. Сведений об уважительных причинах неявки не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (истец извещена телефонограммой), в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет» (08.12.2023). С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения представителя ответчика, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поступивших на нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что ФИО3 назначена на должность государственной гражданской службы по срочному служебному контракту на период отсутствия основного работника с 29.03.2021 (л.д.51-52), приказ о назначении на должность (л.д.50).
Приказом от 29.08.2022 ФИО1 установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 % (л.д.56).
С 01.01.2023 на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 20.12.2022 № 04-04/592 (л.д.60) «Об установлении надбавок к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы», уведомлением об изменении существенных условий срочного служебного контракта от 01.11.2022 ФИО1 (л.д.59) установлено денежное содержание, которое состоит из:
- должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в размере 12966 руб. 00 коп. в месяц;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 15% этого оклада;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 20 % этого оклада;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 (двух) окладов денежного содержания (1 раз в год);
- материальной помощи и премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя.
- других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
01.02.2023 ФИО1 присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса» и установлен оклад за классный чин в размере 8939 руб. (л.д.61).
За период службы в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области ФИО1 предоставлены очередные отпуска:
- за рабочий период 29.03.2021-28.03.2022 (всего 31 к.д.): 01.10.2021 в количестве 14 к.д. (на основании личного заявления); 28.03.2022 в количестве 10 к.д. (в соответствии с утвержденным графиком отпусков на 2022 год); с 01.06.2022 в количестве 7 к.д. (в соответствии с утвержденным графиком с отпусков на 2022 год);
Единовременная выплата за 2021 год в размере 2 (двух) окладов денежного содержания выплачена к отпуску с 01.10 2021.
- за рабочий период 29.03.2022-28.03.2023 (всего 19 к.д. из 31 к.д.): 08.06.2022 в количестве 7 к.д. (в соответствии с утвержденным графиком с отпусков на 2022 год); 28.11.2022 в количестве 7 к.д. (в соответствии с утвержденным графиком с отпусков на 2022 год); 01.03.2023 в количестве 5 к.д. (в соответствии с утвержденным графиком отпусков на 2023 год, извещением о времени начала ежегодных отпусков сотрудников от 10.02.2023). Единовременная выплата за 2022 год в размере 2 (двух) окладов денежного содержания выплачена к отпуску с 08.06.2022.
При увольнении 17.03.2023 ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 12 календарных дней за рабочий период 29.03.2022-28.03.2023.
За период службы с 29.03.2021 по 17.03.2023 в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области ФИО1 выплачена единовременная выплата к отпуску за 2021 год в сентябре 2021 и за 2022 год в июне 2022.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, проанализировав представленные расчетные листки по начислению заработной платы истцу, пришел к выводу, что с учетом изменения системы оплаты труда государственных гражданских служащих в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2021 № 749, истцу была изменена с 01.01.2023 система оплаты труда, о чем она была уведомлена 01.11.2022, что подтверждается самим уведомлением и приказом об установлении надбавки к окладу. Оснований для удовлетворения требований истца о взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска суд первой инстанции также не усмотрел, поскольку пришел к выводу, что при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска 01.03.2023 за период 29.03.2022-28.03.2023, ФИО1 не могла реализовать право на получение единовременной выплаты в размере 2 (двух) окладов денежного содержания, поскольку новый рабочий период начинается с 29.03.2023, а единовременная выплата в размере 2 (двух) окладов денежного содержания за период 29.03.2022 - 28.03.2023 уже была предоставлена 08.06.2022.
Из материалов дела следует, что стороны состояли в служебных правоотношениях, истец занимала должности специалиста-эксперта территориального отдела.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст.14 данного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), к числу которых отнесена в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Из материалов дела следует, что при приеме ФИО1 на государственную гражданскую службу в составе оплаты ее труда как государственного гражданского служащего были включены оклад 4322 рублей, оклад за классный чин 4322 рублей, надбавка за особые условия государственной службы 60 % (в соответствии с представленным срочным служебным контрактом).
Несмотря на то, что ФИО1, действительно, была ознакомлена со срочным служебным контрактом от 29.03.2021 только при увольнении 17.03.2023, о чем свидетельствует копия представленного контракта, истец не оспаривала установление указанных составляющих оплаты ее труда с момента заключения контракта. Кроме того, из представленных расчетных листков следовало, что все составляющие оплаты труда отражены в данном документе относительно размера и сумм. Доказательств невозможности ранее ознакомления истца с расчетными листками не представлено.
Приказом начальника Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 29.08.2022 с 27.08.2022 ФИО1 установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 %.
Приказом начальника Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 01.02.2023 ФИО1 с 01.02.2023 присвоен классный чин в соответствии с занимаемой должностью и установлен оклад за классный чин в сумме 8939 рублей.
Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - должностные оклады) и ежемесячного денежного поощрения согласно.
В соответствии с редакцией данного Указа на момент заключения срочного служебного контракта с истцом, было установлено в пункте 5 выплачивать федеральным государственным гражданским служащим ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в следующих размерах: а) по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200 процентов должностного оклада; б) по главной группе должностей гражданской службы - от 120 до 150 процентов должностного оклада; в) по ведущей группе должностей гражданской службы - от 90 до 120 процентов должностного оклада; г) по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90 процентов должностного оклада; д) по младшей группе должностей гражданской службы - до 60 процентов должностного оклада.
Также в п.6 установлено, что конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, выплачиваемой согласно пункту 5 настоящего Указа, по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо руководителем органа публичной власти федеральной территории "Сириус" или его аппарата, либо руководителем территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" или ее аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).
Указом Президента РФ от 31.12.2021 N 749 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих", которым изменены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих в сторону увеличения.
Одновременно данным Указов изменен абзац первый пункта 5, который изложен в следующей редакции: выплачивать федеральным государственным гражданским служащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы в соответствующих размерах.
Дополнен Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 пунктом 5.1 следующего содержания: выплачивать федеральным государственным гражданским служащим, за исключением федеральных государственных гражданских служащих, указанных в пункте 5 настоящего Указа, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы в следующих размерах: а) по высшей группе должностей гражданской службы - от 50 до 70 процентов должностного оклада; б) по главной группе должностей гражданской службы - от 40 до 50 процентов должностного оклада; в) по ведущей группе должностей гражданской службы - от 30 до 40 процентов должностного оклада; г) по старшей группе должностей гражданской службы - от 20 до 30 процентов должностного оклада; д) по младшей группе должностей гражданской службы - до 20 процентов должностного оклада."
В данной части изменений Указ Президента РФ вступил в силу с 01.01.2023.
С учетом выше приведенных положений законодательства, регулирующего оплату труда государственных гражданских служащих, основанного на установлении системы оплаты такого труда на нормативных актах, утверждаемых Президентом Российской Федерации, 01.11.2022 ФИО4 была уведомлена ответчиком об изменении условий труда с 01.01.2023: установлении оклада специалиста-эксперта (согласно срочному контракту отнесена к старшей группе должностей) в размере 12966 рублей в месяц (вместо 4322 рублей), ежемесячного денежного поощрения 0,3 должностного оклада и ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы от 20 до 30 %. Конкретный размер надбавки устанавливается приказом руководителя Управления.
Соответствующий приказ принят 20.12.2022, специалистам-экспертам Управления установлена с 01.01.2023 надбавка за особые условия государственной гражданской службы РФ размере 20 %.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы истца о несогласии с выводами суда относительно правомерности принятия в качестве доказательства уведомления от 01.11.2022, поскольку на данном уведомлении стоит подпись самого истца о согласии на изменение условий оплаты труда, что ответчиком правомерно расценено как согласие на изменение условий контракта (произведенных в данном случае в силу изменения нормативного регулирования).
Доводы истца о том, что дата в уведомлении проставлена не ею (01.11.2022) отклоняется, поскольку на данном уведомлении истца имеется ее подпись о согласии на изменение существенных условий контракта, применяемых с 01.01.2023. Иной даты на уведомлении нет, в том числе 17.03.2023, если следовать утверждениям истца об ознакомлении в данную дату со всеми документами.
Более того, истец в иске указывала, что 17.03.2023 начальник территориального отдела ознакомил ее со срочным контрактом, а частью приложений к нему (дополнительные соглашения от 24.02.2022, 17.10.2022, 01.02.2023), также была ознакомлена с расчетными листками.
При этом истец указывает, что именно 17.03.023 была ознакомлена со всеми локальными нормативными актами работодателя, однако уведомление к таковым не относится.
Отсутствие подписанного дополнительного соглашения к контракту в связи с изменением условий оплаты труда в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2021 N 749 не может свидетельствовать в данном случае о неприменении с 01.01.2023 условий труда в измененной редакции согласно уведомлению от 01.11.2022, поскольку согласие на изменение условий было получено от истца и фактически реализовано было работодателем путем выплаты истцу сумм оплаты труда в измененном, итоговом большем размере, что подтверждается представленными расчетными листками. Доказательств обратного не представлено.
Более того, истец в исковом заявлении просила произвести расчет оплаты труда в соответствии с ежемесячной надбавкой за особые условия службы 60 % за январь – февраль 2023, однако не учитывала, что с 01.01.2023 изменены была не только данная надбавка, но и размер оклада истца, который составил 12966 рублей в месяц именно с 01.01.2023 (на декабрь оклад составлял 4495 рублей согласно расчетному листу за январь 2023), следовательно, если следовать логике истца о неприменении уведомления об изменении условий оплаты труда, начисление оплаты должно производиться, исходя из прежнего оклада и соответствующих его составляющих, тогда как истец производит исчисление надбавки из нового оклада 12966 рублей, что противоречит условиям оплаты труда как до изменения системы оплаты, так и после (с 01.01.2023).
Что касается отказа в удовлетворении требований ФИО1 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 25932 руб. 00коп., то судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (часть 11).
Судом установлено, что единовременная выплата за период 2022/2023 в размере 2 (двух) окладов денежного содержания выплачена к отпуску с 08.06.2022.
При увольнении 17.03.2023 года ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 12 календарных дней за рабочий период 29.03.2022-28.03.2023.
За период службы с 29.03.2021 по 17.03.2023 в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области ФИО1 выплачена единовременная выплата к отпуску: за 2021 год в сентябре 2021 и за 2022 год в июне 2022.
Из представленного ответчиком содержания коллективного договора Управления Роспотребнадзора по Свердловской области на 2022-2025, из раздела 4 Положения о премировании, материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Управления (приложение к коллективному договору) следует, что служащим управления производится единовременная выплата к отпуску в размере 2 окладов денежного содержания в расчете на один год.
В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска в установленном порядке на несколько частей единовременная выплата к отпуску выплачивается один раз при предоставлении первой части отпуска.
Условия коллективного договора в данной части не противоречат ч.11 ст. 49 закона, поскольку последняя не конкретизирует порядок предоставления единовременной выплаты.
Из материалов дела следует, что первая часть отпуска истца за рабочий период 29.03.2022 – 29.03.2023 предоставлена была ФИО1 с 08.06.2022 с выплатой спорной суммы единовременной выплаты в полном объеме.
Истец же просила взыскать единовременную выплату при предоставлении оставшейся части отпуска за период с 29.03.2022 – 28.03.2023 в марте 2023, предоставленного истцу согласно графику отпусков на 2023 год в количестве 5 календарных дней, что противоречит условиям коллективного договора с учетом произведения истцу уже выплаты при предоставлении отпуска впервые за необходимый рабочий период.
Из материалов дела следует, что предоставление отпуска истцу за рабочий период 2023/2024 год было запланировано с 03.07.2023, однако служебные правоотношения были прекращены с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено, доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения.
Доводы истца об отсутствии в материалах дела заключения прокурора, на наличие которого указано в решении суда, не являются основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку разрешение споров настоящей категории не предполагает участие прокурора в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключения по делу. Существенных нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 28.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: | А.Е. Зонова |
Судьи: | С.В. Сорокина |
Ж.А. Мурашова |