Советский районный суд г. Волгограда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 11-54/2011
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 26 августа 2011 года
Советский районный суд г. Волгограда
В составе судьи Лазаренко В.Ф.
При секретаре Цветовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Волгограда и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области на решение мирового судьи судебного участка № 107 Волгоградской области от 15.06.2011 года по исковому заявлению Волковой Любови Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе России № 10 по Волгоградской области, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Волгограда о возврате сумм переплаченных налогов, процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Волкова Л.А. обратилась к мировому судье с иском Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области о возврате сумм переплаченных налогов, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выявлена переплата по следующим видам налогов и сборов: налог на доходы с физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере - 958 рублей 24 копейки, единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - 8 300 рублей, единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 112 рублей, единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 798 рублей, страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии - 1 810 рублей, страховой взнос на пенсионное страхование в РФ, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 780 рублей, страховой взнос в виде фиксированного платежа, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии - 6 427 рублей, страховой взнос в виде фиксированного платежа, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 1 668 рублей, единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности 206 рублей 55 копеек, переплата по штрафу по взносам в Пенсионный Фонд РФ - 168 рублей. Общая сумма переплаты по всем платежам составила 21 227 рублей 79 копеек. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области с заявлением о возврате указанных переплаченных сумм, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области оставила без исполнения заявление о возврате денежной суммы со ссылкой на отсутствие правовых оснований для возврата сумм переплаченных налогов, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она прекратила свою деятельность как индивидуальный предприниматель и ее налоговые обязательства закрыты. Волкова Л.А. полагает данный отказ неправомерным, поскольку налоговый орган известил ее о факте переплаты ДД.ММ.ГГГГ, в то время как уплаченные суммы осуществлялись в 2002 году - 2005 году. В связи с чем, она просит обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области возвратить ей за счет средств Федерального бюджета РФ сумму излишне уплаченного налога на доходы с физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 958 рублей 24 копейки, единого социального налога, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 8 300 рублей, единого социального налога, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 112 рублей, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, перечисленного в Пенсионный Фонд РФ, на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 810 рублей, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, переплаченного в Пенсионный Фонд РФ, на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 780 рублей, страхового взноса в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный Фонд РФ, на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 6 427 рублей, страхового взноса в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1 668 рублей, по штрафу по взносам в Пенсионный Фонд РФ в размере 168 рублей, а всего 20 223 рубля 24 копейки. Обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области возвратить ей за счет средств бюджета Волгоградской области единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 798 рублей, единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности в размере 206 рублей 55 копеек, а всего 10 004 рубля 55 копеек. Несоблюдение МИ ФНС Росси № 10 по Волгоградской области своих обязательств повлекло начисление процентов в соответствии со ст. 78 НК РФ. Сумма процентов согласно ее расчету составила из средств Федерального бюджета РФ 6 016 рублей 41 копейка, из средств бюджета Волгоградской области 298 рублей 85 копеек, которую она также просила взыскать с налоговой инспекции. Также просит обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области выплатить ей судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины из средств Федерального бюджета РФ в размере 988 рублей, за счет средств бюджета Волгоградской области 400 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 107 Волгоградской области от 16.05.2011 года в качестве соответчика привлечено Управление Пенсионного Фонда России в Советском районе г. Волгограда.
В последующем истец уточнила и дополнила свои требования, просила обязать УПФ России в Советском районе г. Волгограда возвратить ей за счет средств Федерального бюджета РФ сумму излишне уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, перечисленного в Пенсионный Фонд РФ, на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 810 рублей, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, переплаченного в Пенсионный Фонд РФ, на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 780 рублей, страхового взноса в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный Фонд РФ, на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 6 427 рублей, страхового взноса в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1 668 рублей, по штрафу по взносам в Пенсионный Фонд РФ в размере 168 рублей, а всего 10 853 рубля, проценты за пользование денежными средствами в размере 3 165 рублей 66 копеек. Обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области возвратить ей за счет средств Федерального бюджета РФ сумму излишне уплаченного налога на доходы с физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 958 рублей 24 копейки, единого социального налога, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 8 300 рублей, единого социального налога, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 112 рублей, а всего 9 370 рублей 24 копейки, проценты за пользование денежными средствами 2773 рубля 41 копейка. Обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области возвратить ей за счет средств бюджета Волгоградской области единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 798 рублей, единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности в размере 206 рублей 55 копеек, а всего 10 004 рубля 55 копеек, проценты за пользование денежными средствами 292 рубля 95 копеек. Также просит обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области и УПФ России в Советском районе г. Волгограда выплатить солидарно истице за счет средств Федерального бюджета РФ судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 988 рублей, с оплатой услуг представителя в размере 10 000 рублей, оформлением доверенности в размере 575 рублей, обязать МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области выплатить ей за счет средств бюджета Волгоградской области судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 107 Волгоградской области от 15.06.2011 года исковые требования Волковой Л.А. были удовлетворены.
С решением мирового судьи ответчик МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области не согласна, в связи с чем ею была подана апелляционная жалоба, в которой она просила решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Волковой Л.А. В обоснование указывали на то, что решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Так, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в отношении Волковой Л.А. в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, по результатам которой был составлен акт №, согласно которому у Волковой Л.А. имеется переплата по следующим налогам и сборам: налог на доходы физических лиц - 959,24 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - 8 300 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 112 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 799 рублей; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 206,55 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии - 1 810 рублей; страховые взносы на пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 780 рублей; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии - 6 427 рублей; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 1 668 рублей; недоимка, пени и иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд РФ. ДД.ММ.ГГГГ Волкова Л.А. обратилась в инспекцию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне уплаченного налога, сбора и пени в размере 21 227,79 рублей. Инспекция письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщила Волковой Л.А. об оставлении заявления без исполнения, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и закрытием налоговых обязательств. Кроме того, не все указанные в акте сверки суммыфактически являются переплатой. Волкова Л.А. в период осуществления предпринимательской деятельности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со ст. 207 НК РФ признавалась плательщиком налога на доходы физических лиц, как налоговый агент, за своих работников. Волкова Л.А. в период осуществления предпринимательской деятельности являлась налоговым агентом, так как у неё были заключены трудовые договора с физическими лицами (в 2002 году 3 работника, в 2003 - 2 работника, в 2004 - 1 работник). Таким образом, она должна была исчислить, удержать НФДЛ с дохода своих работников. Согласно выпискам из лицевого счета Волковой Л.А. по НДФЛ за период с 2003 по 2006 года оплата указанного налога ею производилась дважды: в размере 439, 24 рублей, и в размере 520 рублей ДД.ММ.ГГГГ по платежному извещению №. Также из выписок следует, что Волкова Л.А. не исполняла обязанность, установленную п. 2 ст. 230 НК РФ по представлению сведений о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. В данном случае нет начисления налога, но есть его уплата, в связи с чем, уплаченный НДФЛ в размере 959,24 рублей по лицевому счету числится как переплата, из-за отсутствия сведений по установленной форме. В данном случае Волковой Л.А. не представлены доказательства того, что уплаченная ею сумма НДФЛ в размере 959,24 рублей является переплатой. Не представлены доказательства того, что в период осуществления предпринимательской деятельности Волкова Л.А. уплатила НДФЛ в размере большем, чем предусмотрено законом. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течении трех лет со дня уплаты этой суммы.В акте сверки № указаны суммы переплаты, образовавшиеся за пределами срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, данный факт также подтверждается представленными заявителем платежными документами, согласно которым все платежи были произведены в 2002, 2003, 2004, 2005 годах. В период осуществления предпринимательской деятельности Волкова Л.А. являлась плательщиком единого налога на вмененный налог (далее - ЕНВД). Волкова Л.А. являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, при исчислении и уплате данного налога руководствовалась положениями Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно главой №.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и не могла не знать о том, что в силу положений статьи 346.26 НК РФ освобождена от уплаты единого социального налога. В данном случае Волковой Л.А. не представлены доказательства того, что ей были неизвестны положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которыми она сама руководствовалась в ходе своей предпринимательской деятельности, и которые являются общедоступными. Таким образом, в данном случае истек не только срок установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, но и общий срок исковой давности, установленный п. 1 ст. 200 ГК РФ. Информация по вопросу уплаты налогов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности была доступна не только Волковой Л.А., но и всем налогоплательщикам. Суд в решении от ДД.ММ.ГГГГ, освободив Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г. Волгограда от ответственности по возврату сумм перечисленных налогов, процентов за пользование чужими денежными средствами, не указал нормы ГПК РФ, на основании которых, суд имеет право освободить одного из ответчиков от обязанности по исполнению заявленных к нему исковых требований, и возложении этой обязанности на другого ответчика. Вместе с тем, подобными действиями суда были нарушены процессуальные положения ГПК РФ, а именно права инспекции как ответчика, установленные ст. 35 ГПК РФ, п. 2 ст. 149, так как в части возврата сумм страховых взносов инспекция свои возражения не представляла, в силу того, что в данной части исковые требования были предъявлены второму ответчику - пенсионному фонду. В период осуществления предпринимательской деятельности Волкова Л.А. обязанабыла уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Вместе с тем, согласно документам, расчетам и письменными пояснениями, представленными пенсионным фондом от ДД.ММ.ГГГГ № переплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии составила 3 рубля.Переплата страховых взносов за наемных работников на страховую часть трудовой пенсии составила 660 рублей, на накопительную часть 216 рублей.Кроме того, согласно документам, представленным пенсионным фондом, переплата подтверждается только в указанных размерах. Нормы Налогового Кодекса Российской Федерации не предусматривают взыскание с налогового органа процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд в решении от ДД.ММ.ГГГГ не исследовал вопрос о разумных приделах взыскания с государственного органа судебных расходов, заявленных истцом.
УПФР (ГУ) в Советском районе г. Волгограда также не согласен решением мирового судьи судебного участка № 107 Волгоградской области от 15.06.2011 года, в связи с чем им была подана апелляционная жалоба, в которой оно просило решение суда от 15.06.2011 года отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Волковой Л.А. В обоснование указывали на то, что оно вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Так, УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда не согласно с выводами суда о взыскании излишне уплаченных сумм страховых взносов. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей -накопительной. Уплата фиксированного платежа страхователями, в том числе адвокатами, осуществляется путем зачисления его на счета территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, по месту регистрации страхователей. При этом размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае если рассчитанный на месяц размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере. Платеж за текущий год производился не позднее 31 декабря соответствующего года. Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере обусловлена наличием у физического лица статуса индивидуального предпринимателя. И только после утраты физическим лицом статуса предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность этого лица по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Кроме того, индивидуальные предприниматели, нанимающие работников по трудовым договорам либо договорам гражданско-правового характера, обязаны исчислить и оплачивать в бюджеты взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам по тарифам, установленным пп.1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР до ДД.ММ.ГГГГ, платились ежемесячно в день выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Отчетность до ДД.ММ.ГГГГ предоставляется не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Волковой Л.А. были нарушены указанные сроки представления отчетности, в связи с чем взысканы штрафные санкции за 2002 год в сумме 210 рублей (1650+450*10), за 2003 год в сумме 168 рублей (1320+360*10). По имеющейся информации у УПРФ в Советском районе г. Волгограда по страховым взносам за наемных работников за 2005 год Волковой Л.А. была уплачена излишне на страховую часть трудовой пенсии в сумме 660 рублей, на накопительную в сумме 216 рублей. В случае неуплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа до 31 декабря текущего года за каждый день просрочки начислялась пени в процентах от неуплаченной суммы, а процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России на день начисления пени. Таким образом, Волкова Любовь Алексеевна, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. По информации УПФР в Советском районе г. Волгограда всего начислено по страховой и накопительной частям сумма в размере 9 117 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из которой на страховую часть 7 149 рублей, на накопительную часть 1 968 рублей. В соответствии с ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ начислено страховых взносов за расчетный период 1 146 рублей. Уплачены страховые взносы в сумме 1 149 рублей. Переплата суммы на страховую часть трудовой пенсии составила 3 рубля. Заявляя исковые требования о возврате сумм излишне уплаченных сумм страховых взносов, Волкова Л.А. в силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ должна была доказать, что суммы указанные в акте сверки № от ДД.ММ.ГГГГ действительно являются переплатой. Согласно документам, расчетам и письменным пояснениям, представленными Управлением в судебное заседание, переплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии составила 3 рубля. Переплата страховых взносов за наемных работников на страховую часть трудовой пенсии составила 660 рублей, на накопительную часть 216 рублей.Переплата подтверждается только в указанных размерах. С заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов Волкова Л.А. в УПФР в Советском районе г. Волгограда не обращалась. Суд в решении от 15.06.2011 года указал на то, что в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Волкова Л.А. не могла не знать об имеющейся у нее переплате, поскольку в соответствии с пунктом 2 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователь обязан уплачивать фиксированный платежа в расчете на месяц установленный исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Кроме того, индивидуальные предприниматели, нанимающие работников по трудовым договорам либо договорам гражданско-правового характера, обязаны исчислить и оплачивать в бюджеты взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам по тарифам, установленным пп.1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ. Таким образом, Волкова Л.А. не могла не знать, что уплачивает в бюджет суммы более тех, которые установленные законом, а также тех, которые исчислила сама.
Представитель ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области по доверенности Роговенко Ю.Ю. в судебном заседании доводы своей жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, решение мирового судьи от 15.06.2011 года отменить, в удовлетворении требований Волковой Л.А. отказать.
Представитель ответчика УПФР (ГУ) в Советском районе г. Волгограда по доверенности Астафьев А.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно.
Истец Волкова Л.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело по апелляционным жалобам МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области и УПФР в Советском районе г. Волгограда без ее участия, с апелляционными жалобами не согласна, просила оставить без изменения решение мирового судьи от 15.06.2011 года, рассмотреть дело с участием ее представителя.
Представитель истца Волковой Л.А. по ордеру и доверенности Волков А.В. в судебном заседании доводы апелляционных жалоб не признал, просил отказать в их удовлетворении, решение мирового судьи от 15.06.2011 года - оставить без изменения.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно.
Выслушав представителя истца Волковой Л.А. по ордеру и доверенности Волкова А.В., представителя ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области по доверенности Роговенко Ю.Ю., представителя ответчика УПФР (ГУ) в Советском районе г. Волгограда по доверенности Астафьева А.М., проверив материалы дела, доводы жалобы, суд находит решение мирового судьи законным, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
В силу п.9 ст. 7 Федерального закона РФ от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 5 п.1 ст. 321 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов установлен в статье 78 НК РФ.
Согласно пункту 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В силу пункту 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волкова Л.А. осуществляла предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.196-198).
Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностным лицом налогового органа ФИО6, была выявлена переплата по следующим видам налогов и сборов: налог на доходы с физических лиц с доходов в размере -958 рублей 24 копейки, единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет - 8 300 рублей, единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 112 рублей, единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 798 рублей, страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии - 1 810 рублей, страховой взнос на пенсионное страхование в РФ, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 780 рублей, страховой взнос в виде фиксированного платежа, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии - 6 427 рублей, страховой взнос в виде фиксированного платежа, зачисляемый в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии - 1 668 рублей, единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности 206 рублей 55 копеек, переплата по штрафу по взносам в Пенсионный Фонд РФ - 168 рублей. Общая сумма налога, излишне уплаченного истцом в бюджет, составила 21 227 рублей 79 копеек (л.д.7-13).
ДД.ММ.ГГГГ истец Волкова Л.А. обратилась в МИ ФНС РФ №10 по Волгоградской области с заявлением о возврате указанной переплаченной суммы (л.д.14).
Письмом МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без исполнения заявление Волковой Л.А. о возврате денежной суммы со ссылкой на отсутствие правовых оснований для возврата заявленных сумм, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она прекратила свою деятельность как индивидуальный предприниматель и ее налоговые обязательства закрыты (л.д.16).
Факт оплаты Волковой Л.А. налогов в результате осуществления последней предпринимательской деятельности, подтверждается свидетельством МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области, частично платежными квитанциями (л.д.38, 48-70), выписками из лицевого счета (л.д. 97-118) и декларациями по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 121-195).
Также судом установлено, что Волкова Л.А. не имеет задолженности по налогам. Досудебный порядок урегулирования спора Волковой Л.А. соблюден путем предъявления в налоговую инспекцию соответствующего заявления, по результатам рассмотрения которого налоговой инспекцией принято решение об оставлении без исполнения заявления истца о возврате излишне уплаченных налогов, после чего Волкова Л.А. обратилась в суд.
В виду данных обстоятельствах, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что отсутствуют препятствия для возврата Волковой Л.А. излишне уплаченных налогов в заявленном ею размере.
При этом доводы представителя ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области о том, что уплаченная Волковой Л.А. сумма налога на доходы на физических лиц в размере 959 рублей 24 копейки, не является переплатой, ввиду того, что согласно выпискам из лицевого счета, Волковой Л.А. по налогу на доходы физических лиц за период с 2003 года по 2006 год оплата производилась дважды в размере 439 рублей 24 копейки и в размере 520 рублей по платежному извещению № и последней не предоставлены налоговые декларации, подтверждающие начисление данного налога, платежные извещения по данному налогу и доказательства уплаты налога на доходы физических лиц в большем размере, чем предусмотрено законом, суд считает несостоятельными, поскольку опровергаются актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным должностным лицом налогового органа, из которого устанавливается факт наличия оспариваемой суммы в качестве переплаты.
По этим же основаниям суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области о том, что уплаченные Волковой Л.А. суммы единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 8 300 рублей, единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 112 рублей и единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 799 рублей также не являются переплатами.
Доводы налогового органа о том, что Волкова Л.А. в период осуществления предпринимательской деятельности признавалась плательщиком единого социального налога, судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 346.26 НК РФ уплата индивидуальным предпринимателем единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Налоговый кодекс не предоставляет право выбора режима налогообложения за налогоплательщиком. Кроме того, в соответствии со ст. 32 НК РФ обязанность информирования о порядке исчисления и уплаты налогов и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов лежит на налоговых органах.
Следовательно, налоговый орган на основании первичных документов должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате конкретных налогов.
Доводы представителя УПФ России в Советском районе г. Волгограда о том, что по сведениям УПФ России в Советском районе г. Волгограда переплата по страховым взносам составила 3 рубля, опровергается актом совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что общая сумма налога по страховым взносам составила 10 853 рубля. Кроме того, представитель ответчика подтвердил, что Волковой Л.А. ежегодно предоставлялась отчетность, имелись случаи нарушения сроков предоставления отчетности, в связи с чем, с нее были взысканы штрафные санкции.
Между тем, допущенные Волковой Л.А. нарушения по сроку предоставления отчетности не являются основанием для отказа в возврате сумм переплаченных налогов.
Ссылки представителей ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области и УПФ России в Советском районе г. Волгограда, в обоснование отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, на пропуск Волковой Л.А. срока, установленного ст. 78 НК РФ для возврата налога, поскольку последняя не могла не знать об имеющейся у нее переплате, поскольку обязана была самостоятельно производить расчет налогов, уплачиваемых в бюджет на основании представленных ею в налоговый орган деклараций, суд считает не состоятельной по следующим основаниям.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0 разъяснено, что содержащаяся в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации норма, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Об излишней уплате налога на общую сумму 21 227 рублей 79 копеек истец Волкова Л.А. узнала только из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № от ДД.ММ.ГГГГ, полученного ею ДД.ММ.ГГГГ и подписанного инспекцией. Ранее указанной даты Волкова Л.А. не могла узнать о наличии у нее переплаты указанной суммы налога, поскольку осуществляла предпринимательскую деятельность, подпадающую, по ее мнению, под специальный режим налогообложения.
Таким образом, право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов у истца возникло в момент получения последней акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №, то есть после ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Поскольку заявление о возврате суммы излишне уплаченных налогов направлено по почте Волковой Л.А. в суд ДД.ММ.ГГГГ, то на момент ее обращения срок на возврат излишне уплаченных сумм налогов не истек.
При таких обстоятельствах, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что доводы истца о возврате излишне уплаченных сумм налогов нашли подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, признал исковые требования Волковой Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При разрешении вопроса о возложении ответственности по возврату сумм переплаченных налогов, мировой судья исходил из требований статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», из которой следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Довод ответчика о том, что судом не были учтены изменения в указанный закон от 24.07.2009 года, согласно которым правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно письму Федеральной налоговой службы № ЯК-17-8/58 и Пенсионного Фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 года «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование», часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России.
В этой связи положения Порядка применяются только в части возвратов излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в вышеуказанный период.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года N 116н (далее -Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, поскольку в нормах Закона РФ N 167 не устанавливается порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статья 78 НК РФ «Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени».
При таких обстоятельствах, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что действующим законодательством функции по проведению возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, порядок проведения возврата регламентируется нормами Налогового кодекса РФ. В связи с чем, мировой судья правомерно освободил УПФ России в Советском районе г. Волгограда от ответственности по возврату сумм переплаченных налогов и процентов за пользование чужими денежными средствами и возложил обязанность на МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области.
В силу пункта 8, 9, 10 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Поскольку письмом МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области от 28.05. 2008 года оставлено без исполнения заявление Волковой Л.А. о возврате налогов, правомерно начисление процентов, подлежащих уплате Волковой Л.А. за каждый календарный день, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания срока начисления пени, указанная Волковой Л.Г.).
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащий взысканию с МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в пользу истца из средств федерального бюджета, мировым судьей произведен следующим образом.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 34 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 205 рублей 32 копейки (20 223 рубля 24 копейки х 10,75 % : 360 дней х 34 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 121 день. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 747 рублей 69 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 11 % : 360 дней х 121 день).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 19 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 128 рублей 08 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 12 % : 360 дней х 19 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 144 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 13% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 1 051 рубль 60 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 13 % : 360 дней х 144 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 20 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 140 рублей 43 копейки (20 223 рубля 24 копейки х 12,5 % : 360 дней х 20 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 22 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 148 рублей 29 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 12 % : 360 дней х 22 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 38 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 245 рублей 48 копеек (20 223 рублей 24 копейки х 11,5 % : 360 дней х 38 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 28 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 173 рубля 02 копейки (20 223 рубля 24 копейки х 11 % : 360 дней х 28 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 36 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 217 рублей 39 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 10,75% : 360 дней х 36 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 15 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,5%) годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 88 рублей 47 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 10,5% : 360 дней х 15 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 30 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 168 рублей 52 копейки (20 223 рубля 24 копейки х 10% : 360 дней х 30 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 25 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9,5%) годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 133 рубля 41 копейка (20 223 рубля 24 копейки х 9,5% : 360 дней х 25 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 161 рубль 78 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 9% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 58 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 285 рублей 09 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 8,75% : 360 дней х 58 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 33 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 157 рублей 57 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 8,5% : 360 дней х 33 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 148 рублей 30 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 8,25% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 143 рубля 80 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 8% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 272 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 7,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 1 184 рубля 18 копеек (20 223 рубля 24 копейки х 7,75% : 360 дней х 272 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 64 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 287 рублей 61 копейка (20 223 рубля 24 копейки х 8% : 360 дней х 64 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 18 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 83 рубля 42 копейки (20 223 рубля 24 копейки х 8, 25% : 360 дней х 18 дней).
Таким образом, с МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из средств федерального бюджета в размере 5 899 рублей 45 копеек.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащий взысканию с МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в пользу истца из бюджета Волгоградской области, мировой судья произвел следующим образом.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 34 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 10 рублей 19 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 10,75 % : 360 дней х 34 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по 11.112008 года, количество дней просрочки составляет 121 день. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 37 рублей 14 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 11 % : 360 дней х 121 день).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 19 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 6 рублей 36 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 12 % : 360 дней х 19 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 144 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 13% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 52 рубля 23 копейки (1 004 рубля 55 копеек х 13 % : 360 дней х 144 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 20 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 6 рублей 97 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 12,5 % : 360 дней х 20 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 22 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 7 рублей 36 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 12 % : 360 дней х 22 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 38 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 12 рублей 19 копеек (1 004 рублей 55 копеек х 11,5 % : 360 дней х 38 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 28 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 8 рублей 59 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 11 % : 360 дней х 28 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 36 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 10 рублей 79 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 10,75%» : 360 дней х 36 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 15 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 4 рубля 39 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 10,5% : 360 дней х 15 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 30 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 10% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 08 рублей 37 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 10% : 360 дней х 30 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 25 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 6 рублей 62 копейки (1 004 рубля 55 копеек х 9,5% : 360 дней х 25 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 8 рублей 03 копейки (1 004 рубля 55 копеек х 9% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 58 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 14 рублей 16 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 8,75% : 360 дней х 58 дней).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 33 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,5% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 7 рублей 82 копейки (1 004 рубля 55 копеек х 8,5% : 360 дней х 33 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 7 рублей 36 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 8,25% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 32 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 7 рублей 14 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 8% : 360 дней х 32 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 272 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 7,75% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 58 рублей 82 копейки (1 004 рубля 55 копеек х 7,75% : 360 дней х 272 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 64 дня. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 14 рублей 28 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 8% : 360 дней х 64 дня).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, количество дней просрочки составляет 18 дней. Согласно указанию ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8, 25% годовых. Размер подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 4 рубля 14 копеек (1 004 рубля 55 копеек х 8, 25% : 360 дней х 18 дней).
Таким образом, с МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из средств бюджета Волгоградской области в размере 292 рубля 95 копеек.
Вместе с тем, мировой судья также правильно взыскал с МИ ФНС России по Волгоградской области расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 988 рублей (л.д.2), на оформление доверенности в размере 575 рублей (л.д.21),так как согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, с учетом представленных документов Волкова Л.А. понесла расходы на оказание юридической помощи, которые в силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ мировой судья правомерно взыскал с МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области в пользу истца.
Утверждения представителя ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области о том, что истцом не предоставлено достаточно доказательств понесенных ею судебных расходов, суд считает не состоятельными, поскольку расходы, понесенные Волковой Л.А., в связи с оплатой услуг представителя в размере 10 000 рублей подтверждаются представленной квитанцией (л.д.71) и соглашением на оказание правовой помощи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96).
Таким образом, вынесенное мировым судьей решение является законным, с правильным применением норм материального права, процессуальных нарушений судебная апелляционная инстанция не усматривает и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 107 Волгоградской области от 10.06.2011 года по исковому заявлению Волковой Любови Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе России № 10 по Волгоградской области, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Волгограда о возврате сумм переплаченных налогов, процентов за пользование чужими денежными средствами - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Волгограда и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит, может быть обжаловано в надзорном порядке в Волгоградский областной суд.
Судья В.Ф. Лазаренко