ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2332/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
27 января 2021 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Бросовой Н.В., Кириченко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шадриной В.Н. на решение Лузского районного суда Кировской области от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 сентября 2021 года по гражданскому делу № 2-87/2021 по иску Шадриной В.Н. к администрации Лузского городского поселения о признании незаконными решений комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения и взыскании задолженности по невыплаченной муниципальной пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Шадрина В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области о защите пенсионных прав. Указала, что 31 декабря 2015 года распоряжением администрации Лузского городского поселения №-к она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с высшей муниципальной должности - заместителя главы администрации Лузского городского поселения. Общий стаж муниципальной службы на момент увольнения составил 30 лет 01 месяц 27 дней. Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения, от 11 января 2016 года № Шадриной В.Н. назначена пенсия за выслугу лет в размере 7826 руб. 60 коп. с 01 января 2016 года. С 01 марта 2016 года решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения, от 26 февраля 2016 года № размер пенсии был уменьшен до 1732 руб. 18 коп., а с 01 августа 2016 года решением той же комиссии размер пенсии уменьшен и установлен в фиксированном размере 1055 руб., с 01 января 2018 года пенсия увеличена до 1097 руб.
Не согласившись с действиями ответчика, 26 января 2021 года истец обратилась в администрацию Лузского городского поселения с просьбой произвести перерасчет назначенной ей пенсии за выслугу лет в соответствии с нормативными правовыми актами Лузского городского поселения, незаконные решения комиссии по назначению пенсий отменить. В перерасчете пенсии отказано.
В связи с изложенным Шадрина B.Н. просила суд признать незаконными решения комиссии по назначению пенсии зa выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Лузского городского поселения, от 14 января 2020 года № (пункт 1), от 13 августа 2020 года № и от 25 февраля 2021 года №, отменить их, взыскать с ответчика задолженность по невыплаченной пенсии за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2021 года в размере 204060 руб. 96 коп. и судебные расходы.
Решением Лузского районного суда Кировской области от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 сентября 2021 года, исковые требования Шадриной В.Н. удовлетворены частично, суд взыскал в пользу Шадриной В.Н. с МО «Лузское городское поселение Лузского района Кировской области» невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 01 по 31 января 2018 года в размере 5568 руб. 36 коп., в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шадрина В.Н. просит решение и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Лузского городского поселения утверждено Положение от 15 октября 2015 года № об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.
С 01 марта 2013 года Шадрина В.Н. замещала высшую должность муниципальной службы - заместителя главы администрации в администрации Лузского городского поселения, с августа 2014 года являлась получателем страховой пенсии по старости.
Распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 11 января 2016 года № размер муниципальной пенсии за выслугу лет без учета валоризации у Шадриной В.Н. составил 7826 руб. 60 коп.
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от 18 февраля 2016 года № внесено изменение в пункт 4.5 Положения, согласно которому размер среднемесячного заработка (денежного содержания), исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (4 - в старой редакции), установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством РФ, законодательством Кировской области и муниципальными правовыми актами Лузского городского поселения.
В связи с данными изменениями в Положении комиссией был произведен перерасчет пенсии и распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 29 февраля 2016 года №-к размер муниципальной пенсии за выслугу лет у истца с 01 марта 2016 года установлен 1732 руб. 78 коп.
В соответствии с решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет от 22 июля 2016 года № Шадриной В.Н. с 01 августа 2016 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 1055 руб. в соответствии с пунктом 5.8 Положения об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № от 17 декабря 2015 года «О внесении изменений в Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, утвержденное Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения от 15 октября 2015 года №» раздел 5 Положения «Исчисление размера среднемесячного заработка» дополнен пунктом 5.9, согласно которому размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.
Решением Собрания депутатов Лузского городского поселения № от 30 января 2018 года исключен из раздела 5 «Исчисление размера среднемесячного заработка» пункт 5.8 о том, что минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1055 руб.; решение Собрания депутатов Лузского городского поселения Кировской области от 17 декабря 2015 года № (которым был введен пункт 5.9 Положения) признано утратившим силу с 01 февраля 2018 года.
Распоряжением администрации Лузского городского поселения Лузского района Кировской области от 30 января 2018 года № 38 «О повышении размеров пенсий ы выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области» повышен с 01 января 2018 года размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области. установленные данным распоряжением и увеличенные в соответствии с Указами Губернатора Кировской области от 08 ноября 2012 года № 141 «О повышении размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления» и от 08 ноября 2013 года № 157 «О повышении размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала органов местного самоуправления».
В связи с данным распоряжением размер муниципальной пенсии истцу увеличен с 01 января 2018 года с 1055 руб. до 1097 руб.
Шадрина В.И. неоднократно оспаривала размер назначенной ей пенсии за выслугу лет.
Решениями администрации Лузского городского поселения от 14 января 2020 года №, от 13 августа 2020 года №, от 25 февраля 2021 года № размер пенсии за выслугу лет Шадриной В.Н. оставлен без изменений, в связи с чем Шадрина В.Н. обратилась в суд с настоящим иском, оспаривая указанные решения и требуя перерасчета пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Шадриной В.Н.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Указал, что до 01 февраля 2018 года действовал пункт 6.3 Положения, определяющий порядок индексации муниципальной пенсии.
По расчету истца размер муниципальной пенсии с 01 января 2018 года с учетом увеличения (индексации) ее размера с 01 января 2018 года и действующего пункта 6.3 Положения должен составлять 6765 руб. 36 коп.
Поскольку пункт 6.3 Положения отменен решением Собрания депутатов от 30 января 2018 года № с 01 февраля 2018 года, с ответчика в пользу истца взыскана недовыплаченная за январь 2018 года муниципальная пенсия в размере 5668 руб. 36 коп. (6765,36 - 1097).
В указанной части доводы жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции указал, что оснований для перерасчета муниципальной пенсии в размере 1097 руб. за период с 01 февраля 2018 года по 31 марта 2021 года в связи с отменой пункта 6.3 Положения, не имеется.
Вопреки утверждениям истца, с применением действующего порядка индексации пенсии за выслугу лет распоряжением администрации Лузского городского поселения от 30 января 2018 года № истцу была проиндексирована пенсия за выслугу лет до размера 1097 руб. По условиям Положения пенсия за выслугу лет не ограничена единым фиксированным размером. Указов Губернатора Кировской области, содержащих указания об индексации пенсии за выслугу лет государственным служащим, за период с 2018 года не принималось. Указы Губернатора Кировской области от 28 декабря 2017 года №, от 03 октября 2019 года №, от 11 августа 2020 года № к пенсионному обеспечению (индексированию пенсии) истца применены быть не могут, так как регулируют индексацию пенсий иных служащих.
В связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что оснований для признания незаконным, противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов Лузского городского поселения от 30 января 2018 года № об исключении пункта 6.3 Положения, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Учитывая, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушение права на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.
При определении размера муниципальных доплат бывшим муниципальным служащим надо исходить из реалий настоящего времени и обеспеченности бюджета поселения.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов РФ) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
Из пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ следует, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Кировской области и правовое положение муниципальных служащих Кировской области урегулированы Законом Кировской области от 02 апреля 2015 года № 521-ЗО«О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области», принятым Законодательным собранием Кировской области.
В соответствии со статьей 4 данного Закона порядок установления пенсии за выслугу лет, включая назначение, перерасчет ее размера, минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств cooтветствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
27 декабря 2019 года Шадрина В.Н. обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной муниципальной пенсии с 01 января 2017 года в соответствии с пунктом 5.9 Положения, согласно которому размер пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии но старости с учетом районного коэффициента, и выплате задолженности по пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2017 года по31 декабря 2019 года (исключив период с 10 июля 2019 года по 10 сентября 2019 года).
Поскольку в перерасчете ей было отказано, Шадрина В.Н. подала в суд исковое заявление о признании незаконными решений комиссии от 26 февраля 2016 года №, от 22 июля 2016 года №, от 14 января 2020 года № и взыскании с администрации Лузского городского поселения задолженности по невыплаченной пенсии с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Решением Лузского районного суда Кировской области от 13 мая 2020 года по делу № 2-41/2020 иск Шадриной удовлетворен, изыскана задолженность за указанный период в сумме 91859 руб. 14 коп.
Суд исходил из того, что на требуемый истицей период перерасчета с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2017 года распространял свое действие пункт 5.9 Положения, который ограничивал минимальный размер муниципальной пенсии размером базовой части трудовой пенсии по старости с учетом районного коэффициента.
Поскольку до отмены пункта 5.9 Положения истец обладала правом на получение ежемесячных доплат к пенсии, какие предусматривал пункт 5.9, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Шадриной В.Н. о взыскании задолженности за период с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2017 года.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции учел, что с01 февраля 2018 года пункт 5.9 Положения прекратил свое действие, соответственно с 01 августа 2018 года оснований для перерасчета истцу пенсии за выслугу лет не имелось. Преюдициальным решение суда от 13 мая 2020 года для рассматриваемого дела не являлось, так как в нем разрешались иные требования, установлены иные обстоятельства, применены нормативные правовые акты, действовавшие в спорный период. Размер установленной истцу пенсии за выслугу лет, определенный с учетом взысканной решением суда от 13 мая 2020 года задолженности, за период до 31 декабря 2017 года, с 01 февраля 2018 года сохранен быть не мог, с учетом внесенных с 01 февраля 2018 года изменений в муниципальные правовые акты.
Судебная коллегия соглашается с правовым обоснованием и примененными нормами права, приведенными судами первой и апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Шадриной В.Н. являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
Доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Шадриной В.Н.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лузского районного суда Кировской области от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шадриной В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
А.Д.Кириченко
Определение04.02.2022