НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 № 88-10646/2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-10646/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

20 мая 2021 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Плеханова А.Н., Кизирбозунц Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павловой Р.К. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2021 года по гражданскому делу № 2(1)-1138/2020 по иску Павловой Р.К. к Совету депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения Павловой Р.К., заключение прокурора Хлебниковой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Павлова Р.К. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она с 4 марта 2016 года работала в Совете депутатов муниципального образования Абдудинский городской округ Оренбургской области в должности председателя контрольно-счетной палаты. Распоряжением от 11 сентября 2020 года она была уволена с 14 сентября 2020 года в связи с истечением срока трудового договора по статье 79 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения - пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, стаж работы в должности председателя контрольно-счетной палаты на момент увольнения составил 4 года 6 месяцев и 10 дней. Профсоюзный орган в Совете депутатов отсутствует, согласительная комиссия не создана. Председатель Совета депутатов 14 сентября 2020 года сложил свои полномочия.

Полагала свое увольнение неправомерным, поскольку Положением о контрольно-счетной палате регламентировано, что председатель контрольно-счетной палаты назначается на должность Советом депутатов по результатам конкурса в порядке, определенном правовым актом Совета депутатов на срок полномочий Совета. Контрольно-счетная палата является структурным подразделением юридического лица - Совета депутатов. Председатель контрольно-счетной палаты относится к высшей должности муниципальной службы.

В соответствии с Уставом муниципального образования Совет депутатов городского округа является представительным органом муниципального образования и избирается сроком на 5 лет.

Таким образом, в муниципальных правовых актах срок полномочий председателя контрольно-счетного органа не может быть связан с фактическим сроком полномочий, осуществляемых представительным органом муниципального образования конкретного состава депутатов. Если представительный орган избирается на 5 лет, то срок назначения на должность председателя контрольно-счетной палаты не может быть менее
5 лет. В случае же, если время начала полномочий представительного органа и время начала полномочий председателя контрольно-счетной палаты не совпали, то неправомерна увязка окончания срока полномочий председателя контрольно-счетной палаты со сроком окончания срока полномочий депутатов действующего созыва представительного органа. Таким образом, по её мнению, фразу «председатель контрольно-счетной палаты назначается на должность на срок полномочий Совета» Положения о контрольно-счетной палаты следует понимать исключительно как установление равенства продолжительности срока полномочий между ними, но не как основание для прекращения этих полномочий одновременно, если время назначения председателя контрольно-счетной палаты и образования Совета депутатов не совпало. Следовательно, срок её полномочий заканчивается не ранее 3 марта 2021 года.

Считала, что в связи с неправомерным увольнением ответчик должен выплатить ей средний заработок за время вынужденного прогула со дня, который следует за увольнением и вплоть до восстановления на работе.

Просила суд восстановить ее на работе в Совете депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в должности председателя контрольно-счетной палаты; взыскать с Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула и по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от
18 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Павловой Р.К. к Совету депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, отказано.

В кассационной жалобе Павлова Р.К. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

Выслушав объяснения Павловой Р.К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшего решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, представительный орган муниципального образования Абдулинский городской округ в первом созыве сформирован 15 ноября 2015 года сроком полномочий на 5 лет.

Решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва от
18 января 2016 года № 42 исполнение обязанностей председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области до принятия соответствующего решения Советом депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области были возложены на Павлову Р.К.

Решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва от
3 марта 2016 года № 71 на должность председателя контрольно-счетной палаты Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области назначена Павлова Р.К.

На основании распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 4 марта 2016 года Павлова Р.К. принята с 4 марта
2016 года в контрольно-счетную палату Совета депутатов председателем на муниципальную службу на срок полномочий Совета депутатов в связи с избранием на должность, о чем с ней был заключен контракт от 4 марта 2016 года.

В соответствии с пунктом 3 контракта председатель контрольно-счетной палаты назначается на должность на срок полномочий Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и приступает к исполнению полномочий с 4 марта 2016 года.

В силу пункта 19 контракта полномочия председателя контрольно-счетной палаты прекращаются в связи с истечением срока контракта.

Решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва от
23 июня 2020 года № 358 назначены выборы Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области второго созыва на 13 сентября 2020 года.

Поскольку выборы Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области второго созыва признаны состоявшимися, Совет депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва, назначивший Павлову Р.К. председателем контрольно-счетной палаты, сложил свои полномочия в установленный срок.

Распоряжением председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 11 сентября 2020 года прекращено действие контракта от 4 марта
2016 года и Павлова Р.К. уволена с 14 сентября 2020 года в связи с истечением срока трудового договора (статья 79 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения - пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обращаясь в суд, истец мотивировала свои требования тем, что председатель контрольно-счетной палаты избирается на срок 5 лет, то есть срок ее полномочий не мог закончиться ранее 3 марта 2021 года, в связи с чем полагала свое увольнение незаконным.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что прекращение полномочий председателя контрольно-счетной палаты Павловой Р.К. фактически связано с прекращением срока полномочий представительного органа муниципального образования соответствующего состава - Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва, при этом порядок процедуры увольнения ответчиком был соблюден.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Согласно части 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.

О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

Решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва от
3 марта 2016 года № 74 утверждено Положение о контрольно-счетной палате Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном расторжении контракта с истцом ранее 3 марта 2021 года, заявлялись в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Согласно пункту 5 статьи 4 Положения председатель контрольно-счетной палаты назначается на должность Советом депутатов по результатам конкурса в порядке определенным правовым актом Совета депутатов на срок полномочий Совета.

Поскольку выборы Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области второго созыва признаны состоявшимися 13 сентября 2020 года, Совет депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области первого созыва сложил свои полномочия, а Павлова Р.К. уволена с 14 сентября 2020 года в связи с истечением срока трудового договора.

Доводы жалобы о том, что контрактом, заключенным с Павловой Р.К., предусмотрен пятилетний срок ее полномочий опровергаются положениями пункта 3 контракта от 4 марта 2016 года, которым прямо предусмотрено назначение председателя контрольно-счетной палаты на срок полномочий Совета депутатов Абдулинского городского округа Оренбургской области.

Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.

Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде апелляционной инстанции, указанным доводам дана оценка в судебных постановлениях. Судебная коллегия с данной оценкой соглашается, оснований для иных выводов и иной оценки обстоятельств дела не имеется.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы Павловой Р.К.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от
18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павловой Р.К. - без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Юрова

Судьи А.Н.Плеханов

Т.Т.Кизирбозунц

Определение04.06.2021