НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2020 № 88-132/20

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-132/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

14.01.2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Шайдуллина Р.Р.,

судей Семёнцева С.А., Арзамасовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18.04.2019 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.07.2019 г. по гражданскому делу № 2-4/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, администрации сельского поселения Ургалинский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу об установлении границ земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о характерных точках границ земельного участка, определении общей площади земельного участка, определении общей площади единого землепользования.

Заслушав доклад судьи Семёнцева С.А., проверив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, администрации сельского поселения Ургалинский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении границ земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о характерных точках границ земельного участка, определении общей площади земельного участка, определении общей площади единого землепользования.

В обоснование исковых требований истец указал, что в 1999 году между ним и Комитетом по управлению собственностью Белокатайского района Республики Башкортостан заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (для размещения прудового хозяйства). Пруд на земельном участке им построен, но документы тех лет сохранены только за 2001 год. С 2003 года на земельный участок заключен новый договор аренды. ФИО1 пользуется участком более 15 лет. Однако на часть участка, а именно <данные изъяты> кв.м., которые входят в большую часть плотины, которую он построил, и большую часть пруда, заявляет свои права Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, ссылаясь на то, что часть участка на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.12.2008 г. № 1508-р относится к землям лесного фонда. Между тем постановление вышло после заключения договора аренды, и в нем идет речь о земельных участках, на которых расположены леса. Границы арендуемого им земельного участка и смежного с ним, на который претендует Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, определены условно. Согласно межевому плану, изготовленному в соответствии с требованиями Управления Росреестра по Республике Башкортостан, границы спорного земельного участка определены, участок не имеет наложения на земли лесного фонда, не имеет смежные с ним границы. Однако регистрация прав на арендуемый земельный участок ему была вновь приостановлена в связи с пересечением границ с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец не может зарегистрировать свои права на арендуемый земельный участок. Он неоднократно обращался в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан с заявлением об установлении границ по их фактическому расположению, но положительного ответа не получил. Добровольно данный спор разрешить невозможно.

Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18.04.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.07.2019 г. исковые требования ФИО1 к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, администрации сельского поселения Ургалинский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу об установлении границ земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о характерных точках границ земельного участка, определении общей площади земельного участка, определении общей площади единого землепользования удовлетворены частично. Судом признаны реестровой ошибкой и постановлено исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Установлена смежная граница земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам: Обозначение характерных точек: № Н11 (согласно межевого плана от 15.09.2017г.) X - 754874,19, Y - 2374003,98; № 12 (согласно экспертизе) Х -754906,05, Y- 2374021,31; № 11 (согласно экспертизе) X - 754896,43, Y- 2374056,84; № 10 (согласно экспертизе) X- 754893,01, Y - 2374087,32; № 9 (согласно экспертизе) X - 754895,06, Y - 2374123,45; № 8 (согласно экспертизе) X - 754904,49, Y - 2374175,91; № 7 (согласно экспертизе) X - 754895,88, Y - 2374213,77. Исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от точки Н11 (согласно межевого плана от 15.09.2017г.) до точки Н8 (согласно межевого плана от 15.09.2017г.), находящиеся между точками 97 (Х - 754898,22; Y - 2374235) и 98 (Х - 754873,95; Y - 2374000,07). Также внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. С ФИО1 в пользу ООО «Ассоциация судебных экспертов и оценщиков Республики Башкортостан» взысканы расходы на проведение землеустроительной экспертизы в размере 70000 руб.

В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан просит вышеуказанные судебные постановления отменить, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Указывает, что экспертиза проводилась без учета картографических материалов лесоустройства Белокатайского лесничества. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 20.03.2007 г., то есть позже постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который поставлен на кадастровый учет 01.11.2006 г. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> территориально находится в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к землям лесного фонда, он был поставлен на кадастровый учет с нарушением лесного и земельного законодательства. Кроме того, в материалы дела истцом не представлены доказательства существования границ спорного участка в приведенных в иске координатах, судами не исследованы правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный истцу. Также судами не учтено, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 г. №154 «О переводе земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в категорию земель лесного фонда», распоряжением № 1508-р от 03.12.2008 г. часть спорного земельного участка входит в границы участка государственного лесного фонда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до судебного заседания не поступало.

В соответствии со статьей 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 20.03.2007 г. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенный вид использования для размещения пруда; границы земельного участка не установлены.

Земельный участок был предоставлен ФИО1 Комитетом по управлению собственностью Белокатайского района по договору аренды 25.08.2004 г. № 6, на основании постановления главы администрации Белокатайского района Республики Башкортостан от 25.08.2004 г. № 239 сроком с 23.08.2004 г. по 22.08.2024 г.

На данном земельном участке истец возвел пруд и эксплуатирует в настоящее время.

В свою очередь, Российская Федерация является собственником земельного участка с условным номером <данные изъяты>, категория земель - земли лесного фонда, для лесоводства, лесозаготовки, оказания услуг в области лесоводства, общей площадью <данные изъяты> га, границы которого не определены, поставлен на учет 01.04.2007 г. в составе земель участка с кадастровым номером <данные изъяты> (единое землепользование, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности 04 АБ 589285 от 02.02.2009 г.)

Актом осмотра данного земельного участка от 25.09.2014 г. установлено, что границы участка имеют наложение на участок с кадастровым номером <данные изъяты>, находящимся в пользовании ФИО1

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 г. № 154 «О переводе земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в категорию земель лесного фонда», распоряжением № 1508-р от 03.12.2008 г. часть спорного земельного участка входит в границы государственного лесного фонда.

ФИО1 с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка заказал межевой план, который 15.09.2017 г. изготовило ООО «Ресурс+», с указанием уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно межевого плана по состоянию на 15.09.2017 г. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (2) (пруд), имеющий координаты X 754902,36 Y 2374020,99 (точка н 5), X 754897,23 Y 2374110,99 (точка н 6), X 754905,24 Y 2374212,60 (точка н 7), X 754895,88 Y 2374213,77 (точка н8), X 754851,51 Y 2374219,26 (точка н 9), X 754862,85 Y 2373997,14 (точка н 10), X 754874,19 Y 2374003,98 (точка н 11), X 754902,36 Y 2374020,99 (точка н 5) имеет наложение со смежным земельным участком, границы которого условны, в точках н 11, н 5, н 6, н 7, н 8. Граница земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекает водную поверхность пруда, то есть часть пруда расположена на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

ФИО1 поданы документы на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Уведомлением от 13.11.2017 г. ФИО1 сообщено о приостановлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан регистрационных действий в отношении земельного участка с указанием на то, что отсутствуют документы, свидетельствующие о согласовании границ со смежными землепользователями.

Судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Ассоциация судебных экспертов и оценщиков Республики Башкортостан».

Заключением эксперта установлено следующее: фактические смежные границы земельных участков <данные изъяты> и <данные изъяты> не соответствуют пространственным данным (координатам) выписки из ЕГРН, выданным Федеральным информационным ресурсом № 999/2019/253924517 от 01.04.2019 г. Фактические границы второго контура (нумерация контура согласно межевого плана от 15.09.2017г.) земельного участка <данные изъяты> накладываются на границы по данным ЕГРН земельного участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Площадь наложения <данные изъяты> кв.м. Общая площадь по фактическим границам второго контура земельного участка <данные изъяты> равна <данные изъяты> кв.м. Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> используется в соответствии со своим видом разрешенного использования «Для размещения пруда» и учитывая, что земельный участок находится в пользовании/в аренде более 15 лет (первое межевое дело было 2003 г.) эксперт пришел к выводу, что данное несоответствие (наложение) возникло в результате реестровой ошибки, которая выражается в ошибочных пространственных (координатных) данных, содержащихся в ЕГРН. Для решения данного несоответствия эксперт предлагает применить каталог координат фактических границ второго контура земельного участка <данные изъяты> в межевом плане на уточнение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с одновременным уточнением части границ единого землепользования <данные изъяты> (обособленный участок <данные изъяты>). Выводы: фактические (смежные с земельным участком <данные изъяты>) границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав Единого землепользования с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> сведениям Единого государственного реестра недвижимости не соответствуют. Данное несоответствие является реестровой ошибкой. Для исправления выявленной реестровой ошибки эксперт предлагает применить каталог координат фактических границ второго контура земельного участка <данные изъяты> в межевом плане на уточнение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с одновременным уточнением части границ единого землепользования <данные изъяты> (обособленный участок <данные изъяты>). В случае исправления выявленных ошибок (то есть после уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с одновременным уточнением части границ единого землепользования <данные изъяты> (обособленный участок <данные изъяты>)), границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>), установленные в межевом плане от 15.09.2017 г., пересекать границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> входящего в состав единого землепользования не будут.

Частично удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции руководствовался положениями статей 6, 11.1, 36, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 39, 40 Федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности», статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости», статей 22, 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», принимая во внимание наличие ранее вынесенных судебных актов по спорам между теми же сторонами, и, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы ООО «Ассоциация судебных экспертов и оценщиков Республики Башкортостан», пришел к обоснованному выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> накладываются по данным ЕГРН на границы земельного участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>); фактически (смежные с земельным участком <данные изъяты>) границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав Единого землепользования с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> сведениям Единого государственного реестра недвижимости не соответствуют, что является реестровой ошибкой, установив границы смежных земельных участков по варианту, предложенному экспертом, установив наличие оснований для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, дав надлежащую и всестороннюю оценку доводам апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, которые являются аналогичными доводам кассационной жалобы Министерства. Оснований для иной оценки данных доводов судом кассационной инстанции не имеется. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.

Как обоснованно отметила судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, ссылка заявителя на производство судебной экспертизы без учета первичных картографических материалов лесоустройства Белокатайского лесничества, является несостоятельной, поскольку передача истцу земельного участка в аренду произошло задолго до перевода земель из сельскохозяйственных в земли лесного фонда, в связи с чем ссылка на то, что судами не было учтено отнесение земельного участка истца к землям лесного фонда также является несостоятельной.

Довод кассационной жалобы о том, что истцом не предоставлено доказательств существования границ земельного участка в приведенных в иске координатах, судом не были исследованы правоустанавливающие документы истца на земельный участок также не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку проведенной по делу судебной экспертизой была определена смежная граница земельных участков, арендуемого истцом и принадлежащего Российской Федерации, факт владения истцом арендуемым земельным участком не оспорен ответчиками, подтвержден вступившими в законную силу судебными актами, имеющимися в деле.

Доводы о том, что судами не было учтено указание эксперта на необходимость уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что нарушает права Российской Федерации, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан как уполномоченный орган в области лесных отношений не лишено возможности осуществить уточнение границ данного земельного участка в установленном законом порядке.

Иные доводы кассационной жалобы также не являются основанием для удовлетворения кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, которым им дана надлежащая всесторонняя оценка с учетом материалов дела.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другими.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18.04.2019 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.07.2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Р.Р. Шайдуллин

Судьи С.А.Семёнцев

Л.В. Арзамасова