УИД 16RS0046-01-2023-004675-32
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2041/2024 - (88-31121/2023)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
8 февраля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.,
Судей Бросовой Н.В., Петровой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-4231/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет страховой пенсии по старости. Свои требования истица мотивировала тем, что на основании решения ОСФР по РТ от 13 января 2023 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях и состоит на учете в Клиентской службе (на правах отдела) г. Байконур ОСФР по РТ. ФИО1 определен размер пенсии, исходя из размера общего стажа, который на 1 января 2002 года составил 5 лет 8 месяцев 13 дней. При этом при исчислении продолжительности страхового стажа ответчик отказался зачесть в стаж истицы период её службы в органах Министерства внутренних дел Республики Казахстан в г. Байконур (г. Ленинске) (далее – МВД Республики Казахстан) (6 лет 6 месяцев 24 дня), располагавшихся на территории комплекса «Байконур», в период с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года (далее - спорный период). Отказ во включении в страховой стаж спорного периода привело к нарушению пенсионных прав истицы, существенно сократив размер причитающийся ей страховой пенсии по старости. ФИО1 просила суд возложить на ОСФР по РТ обязанность внести изменение в решение о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости от 13 января 2023 года, включив в страховой стаж период работы с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в органах внутренних дел Республики Казахстан, и произвести соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд возложил на ОСФР по РТ обязанность включить период службы с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в органах внутренних дел МВД Республики Казахстан в страховой стаж ФИО1 и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента начисления.
ОСФР по РТ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Представитель ОСФР по РТ – ФИО2 направила в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Истец ФИО1 направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие и письменные возражения на кассационную жалобу.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданином Российской Федерации, 2 января 2023 года истица обратилась в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях.
Решением ОСФР по РТ от 13 января 2023 года ФИО1 с 2 января 2023 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ФИО1 состоит на учете в Клиентской службе (на правах отдела) г. Байконур ОСФР по РТ.
Размер пенсии установлен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при этом учтены следующие показатели: общий трудовой стаж, подтвержденный документально, составляющий по состоянию на 1 января 2002 года - 5 лет 8 месяцев 13 дней, в том числе фактический трудовой стаж до 1 января 1991, составляющий 1 полный год, что соответствует валоризации расчетного пенсионного капитала на 11%: период работы с 12 сентября 1989 года по 16 сентября 1993 года (04-00-05); период работы с 24 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01-08-08).
Продолжительность стажа после 1 января 2002 года в расчете пенсии не участвует, поскольку пенсионные права после указанной даты формируются за счет страховых взносов, начисленных работодателем на пенсию работника.
Отношение среднемесячной заработной платы за период работы с 1 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года к среднемесячному заработку в стране за этот же период, составляющее максимальную величину 1,2. Сумма страховых взносов, перечисленная на индивидуальный лицевой счет после 1 января 2002 года до 31 декабря 2014 года - 1 171 855,28 руб. Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее - ИПК) за работу после 2015 года - 61,693.
Размер страховой пенсии по старости с 2 января 2023 года составляет 27 367,56 руб. (19 800,23 руб. - страховая пенсия с учетом вышеуказанных данных о трудовой и иной деятельности плюс фиксированная выплата - 7 567, 33 руб.).
В трудовой книжке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указана следующая трудовая деятельность: с 12 сентября 1989 года по 16 сентября 1993 года - техник в войсковой части 62010, с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года проходила службу в органах МВД Республики Казахстан, с 24 апреля 2000 года по 31 марта 2011 года работала в городской Администрации г. Байконура на различных должностях, с 1 апреля 2011 года по настоящее время работает в отделе по отселению граждан Администрации г. Байконур.
Согласно послужному списку ФИО1 весь период её службы в органах МВД Республики Казахстан (с сентября 1983 года по 14 апреля 2000 года) проходил в г. Байконур (г. Ленинск).
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания №3650 от 22 декабря 2017 года и №3407 от 18 ноября 2022 года, ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания в г. Байконуре с 22 декабря 2017 года по 10 ноября 2025 года.
Вышеуказанные доказательства в их совокупности прямо указывают на то, что с сентября 1983 года по настоящее время ФИО1 постоянно проживает в г. Байконур и в силу требований части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации г. Байконур является постоянным местом жительства истицы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы истицы, имевший место до 1 января 2002 года за пределами Российской Федерации, на территории г. Байконур подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, поскольку прекращение действия с 1 января 2023 года в отношениях между Российской Федерацией и другими участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, не влияет на действие Соглашения от 27 апреля 1996 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выражая несогласие с постановленными судебными актами, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что не включение в страховой стаж ФИО1 спорного периода является правомерным, поскольку правовые основания для включения в стаж периодов службы в органах внутренних дел других государств отсутствуют, поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен учет периодов службы в органах внутренних дел Российской Федерации, спорные периоды прохождения истицей службы в органах внутренних дел Республики Казахстан могут быть учтены только при назначении пенсии по законодательству указанного государства.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
«Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ, действие Соглашения в отношениях Российской Федерации с другими участниками прекращено с 1 января 2023 года.
С 1 января 2021 года вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - членов Евразийского экономического союза урегулированы Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года), которое вступило в силу с 1 января 2021 года, и которое подписано, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
При этом в статье 12 данного Соглашения от 20 декабря 2019 года предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения - до 27 апреля 1996 года.
Вопросы пенсионного обеспечения жителей г. Байконур урегулированы Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года с учетом Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года.
Согласно статье 1 Соглашение от 27 апреля 1996 года распространяется на граждан Российской Федерации, граждан Республики Казахстан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, в том числе детей, которые постоянно проживают в г. Байконур.
Также Соглашением от 27 апреля 1996 года установлено, что обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение жителей города Байконур осуществляется по нормам законодательства Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 10 Соглашения, указанное соглашение остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.
Согласно статье 17 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, проживание и работа людей в условиях особого режима подлежат общей социальной компенсации, которая включает в себя повышенный уровень обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы по оплате труда, государственному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 20 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, исчисление трудового стажа гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, работающим в учреждениях, организациях и на предприятиях комплекса «Байконур», осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с сохранением существующих для города Байконур льгот. По желанию гражданина Республики Казахстан исчисление указанного трудового стажа работы может осуществляться соответствующими органами Республики Казахстан по законодательству Республики Казахстан.
Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» от 23 декабря 1995 года установлено, что город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Как правомерно указано судами предыдущих инстанций трудовая деятельность ФИО1 в период с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в МВД Республики Казахстан на территории г. Байконур подлежит зачету в страховой стаж на основании пункта 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года, согласно которому пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. А денонсация Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года не влияет на определение круга лиц, трудовой стаж которых учитывается для установления права на пенсию в рамках специального пенсионного обеспечения жителей города Байконур, урегулированного Соглашением от 27 апреля 1996 года.
Иные доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
И.И. Петрова