УИД 16MS0012-01-2023-000836-39
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5820/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 октября 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу главного инспектора отдела по контролю за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палаты г. Казани ФИО на вступившее в законную силу решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по Вахитовскому судебному району г. Казани от 12 апреля 2023 года директор МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» (далее также учреждение) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2023 года постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Вахитовскому судебному району г. Казани от 12 апреля 2023 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, главный инспектор отдела по контролю за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палаты г. Казани ФИО, должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении и иные материалы на рассмотрение судье, просит отменить решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2023 года.
ФИО2, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений не представила.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что главным инспектором отдела по контролю за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Казани 15 марта 2023 года в отношении директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в оплате 29 декабря 2022 года расходов, произведенных с нарушением целевого бюджетного финансирования и утвержденной сметы на цели, не соответствующие целям получения указанных средств, а именно: расходов на уплату НДФЛ со сверх нормативных суточных, удержанного при выплате заработной платы в сумме 1 000 рублей.
По данным обстоятельствам ФИО2 была привлечена постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.
Судья районного суда с постановлением мирового судьи не согласился и отменил его с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
При этом судья районного суда исходил из того, что в должностные обязанности главного бухгалтера МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» входят функции по контролю за расходованием денежных средств, организации учета доходов и расходов, в то время, как должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и мировым судьей при рассмотрении дела не указано, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение директором МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2 ее должностных обязанностей.
Однако с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что на основании приказа директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2 от 8 декабря 2022 года №, директор и заместитель директора учреждения ФИО2 и ФИО1 направлены в командировку в <адрес> (Казахстан). Вышеуказанным сотрудникам выплачены суточные за 4 дня командировки в размере 13939,2 рублей на человека; согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации сверхнормативные суточные составили 13939,2 рублей - 10000 рублей (2500 рублей *4 дня) = 3939,2 рублей. НДФЛ со сверхнормативных суточных исчислен в размере 3939,2 рублей – 13% = 513 рублей с каждого сотрудника или в общей сумме 1000 рублей.
Расходы на уплату НДФЛ со сверхнормативных суточных в сумме 1000 рублей произведены за счет средств, предусмотренных по подстатье <данные изъяты> (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№), тогда как должны были удерживаться по подстатье <данные изъяты> при выплате заработной платы данным работникам. Согласно бюджетной смете учреждения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и расшифровке расходов к ней на 2022 год по подстатье <данные изъяты> расходы на вышеуказанные цели не предусмотрены.
Факт нецелевого использования бюджетных средств, выразившийся в оплате 29 декабря 2022 года расходов, произведенных с нарушением целевого бюджетного финансирования и утвержденной сметы на цели, не соответствующие целям получения указанных средств, а именно: расходов на уплату НДФЛ со сверх нормативных суточных, удержанного при выплате заработной платы в сумме 1000 рублей, выявлен должностным лицом Контрольно-счетной палаты г. Казани в рамках проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» за 2021-2022 годы, что зафиксировано в акте проверки от 13 марта 2023 года.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В качестве субъектов административной ответственности положения статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают должностных и юридических лиц.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за вышеуказанные правонарушения, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Аппарата Исполнительного комитета г. Казани от 26 августа 2016 года № З007р ФИО2 назначена на должность директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани».
В материалах дела имеется трудовой договор с руководителем МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» от 15 ноября 2017 года, заключенный с ФИО2, согласно которого руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляет текущее руководство его деятельностью (пункт 6); руководитель обязан обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения; соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; обеспечивать организацию административно-хозяйственной, финансовой деятельности учреждения; обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, в том числе по своевременной и в полном объеме уплате всех установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов.
Должностной инструкцией директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» установлено, что директор руководит в соответствии с действующим законодательством финансово-экономической деятельностью учреждения, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества учреждения, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности (пункт 1.2); обеспечивает соблюдение законности в деятельности учреждения и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений (пункт 1.10).
Таким образом, директор МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани», является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в должностные обязанности которого входят, в том числе функции по непосредственному контролю за целевым расходованием денежных средств.
Как следует из материалов дела, бюджетная смета МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена директором ФИО2; заявка на оплату расходов от 28 декабря 2022 года № на уплату НДФЛ со сверхнормативных суточных в сумме 1000 рублей за счет средств, предусмотренных по подстатье <данные изъяты>, подписана в том числе директором учреждения ФИО2
Принимая решение о прекращении производства по делу, судья районного суда должностные обязанности директора учреждения, являющегося должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не проверил.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были.
Указанные выше нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного акта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы главного инспектора отдела по контролю за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палаты г. Казани ФИО в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2023 года подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд г. Казани.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу главного инспектора отдела по контролю за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палаты г. Казани ФИО удовлетворить.
Решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 1 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Комитет по развитию туризма г. Казани» ФИО2, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд г. Казани.
Судья Н.В. Волынчук