НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Шарыповского городского суда (Красноярский край) от 07.12.2016 № 11-41/2016

Дело № 11-41/2016

Мировой судья

судебного участка № 164 в г. Шарыпово

Превер С.О.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

суда апелляционной инстанции

07 декабря 2016 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,

с участием ст. помощника Шарыповского межрайонного прокурора Степанова П.А., представителя ответчика Управления образованием администрации г. Шарыпово - Широченковой Ю.Ю. (по доверенности № 03/16 от 15.01.2016 года), представителей третьих лиц: Центра бухгалтерского учёта и технического обслуживания Управления образованием города Шарыпово Маслодуда И.П. (по приказу № 02/л от 10.01.2013 года), Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золушка» Михайловой Ю.Я. (по приказу № 21-л от 15.08.2013 года), Администрации г. Шарыпово Литвиненко Н.П. (по доверенности от 27.10.2015 года),

при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кастрон И.В. и несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению образованием администрации г. Шарыпово Красноярского края о взыскании компенсации части платы взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении,

по апелляционным жалобам представителей ответчика Управления образованием администрации г. Шарыпово Красноярского края - Широченковой Ю.Ю., третьего лица на стороне ответчика, - Администрации г. Шарыпово Красноярского края – Литвиненко Н.П. на решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11 марта 2016 года по делу № 2-39/2016, которым постановлено: «Удовлетворить исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора. Взыскать с Управления образованием администрации г. Шарыпово в пользу Кастрон И.В. компенсацию части платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении - 50 процентов размера внесенной ею родительской платы в сумме 739 рублей 35 копеек»,-

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах истца на к ответчику о взыскании компенсации части выплаты, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, обосновывая свои требования тем, что Кастрон И.В. является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещающего Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Золушка», который является её вторым ребёнком. Согласно ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% на первого ребёнка, не менее 50% на второго ребёнка, не менее 70% размера на третьего ребёнка и последующих детей. В соответствии со ст. 15 Закона Красноярского края от 26.06.2014 «Об образовании в Красноярском крае» компенсация родительской платы выплачивается по месту жительства или месту пребывания одного из родителей (законных представителей) через отделения почтовой связи или российские кредитные организации. Порядок обращения за получением компенсации родительской платы, а еже порядок её выплаты устанавливаются Правительством края. Согласно п.п. 2, 4, 5, указанного Порядка, утверждённого Постановлением правительства Красноярского от 25.11.2014 N 561-п за компенсацией один из родителей детей обращается в образовательную организацию, которую посещает ребёнок, с момента зачисления ребёнка в данную организацию и его отчисления с заявлением и прилагаемыми к нему копиями документов. Законом Красноярского края от 29.03.2007 № 22-6015 органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Распоряжением администрации г. Шарыпово № 68 от 27.01.2010 на Управление образования администрации г. Шарыпово возложены обязанности по исполнению указанных полномочий. ФИО2 посещал Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Золушка», его мать Кастрон И.В. вносила плату за содержание ребёнка в детском саду, в т.ч. и в период отсутствия лицензии у МДОУ, однако компенсация родительской платы, внесённой в период осуществления деятельности в отсутствие лицензии согласно сведениям Управления образованием администрации города Шарыпово за период с января по июнь 2015 года в размере 739 рублей 35 копеек Кастрон И.В. не выплачена до настоящего времени, что нарушает её права.

Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с данным решением, представитель ответчика Управления образованием администрации г. Шарыпово - Широченкова Ю.Ю. (по доверенности) обратилась с апелляционной жалобой в суд, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. Обосновывая жалобу тем, что согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. До 03 августа 2015 г. в МАДОУ № 6 «Золушка», в виду отсутствия лицензии на право осуществления образовательной деятельности, не реализовывалась образовательная программа дошкольного образования. В штатном расписании МАДОУ № 6 «Золушка» от 01.01.2015 г. отсутствовала должность «воспитатель», уход и просмотр за детьми осуществлялся младшими воспитателями. Согласно Муниципального задания МАДОУ № 6 «Золушка» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: содержание (присмотр и уход, создание условий) детей планировалось с 4 квартала 2014 года; наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и реализация образовательной программы дошкольного образования планировалось на 3 квартал 2015 года; предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования планировалось с 3 квартала 2015 года. Следовательно, МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» до 3 августа 2015 года не имело статуса образовательной организации. Кастрон И.В. вносила плату за присмотр и уход в МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка». Право на получение компенсации родительской платы у Кастрон И.В. в период с 1 января 2015 года по 03 августа 2015 года не возникло, так как условия, продиктованные ст. 65 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и 4 Порядка обращения за получением компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, и ее выплаты, не соблюдены.

Представитель третьего лица Администрации г.Шарыпово - Литвиненко Н.П. обратилась с апелляционной жалобой в суд, в которой просила решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11.03.10.2016 года по гражданскому делу № 2-39/2016 отменить полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы ссылается на то, что исходя из положений статей 2, 10 и 91 Федерального закона "Об образовании", штатных расписаний МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» от 01.01.2015 г., от 03.08.2015 г., Муниципального задания МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» общеразвивающего вида» на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов, должностной инструкции младшего воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 6 «Золушка», утв. 15.10.2014 г., следует, что МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» в спорный период, не относилось к образовательным организациям, поскольку, не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности. Удовлетворяя исковые требования, мировой судья фактически самостоятельно установил порядок компенсации родительской платы, взыскав компенсацию родительской платы игнорируя факт отсутствия лицензии у МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка», нормативно установленный порядок принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о выплате (об отказе в выплате) компенсации, не применив при разрешении спора нормы права, закрепленные в пунктах 4, 5 Постановления Правительства Красноярского края от 25.11.2014 N 561-п "О выплате компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Красноярского края". Вынося обжалуемое решение о взыскании с Управления образованием Администрации г. Шарыпово в пользу Кастрон И.В. компенсации части платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, мировой судья вышел за пределы своих полномочий, фактически подменив уполномоченный орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о выплате (об отказе в выплате) компенсации.

При рассмотрении апелляционной жалобы, представитель ответчика Управления образованием администрации г. Шарыпово - Широченкова Ю.Ю. (полномочия проверены) доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, а также пояснила, что исполнение данного решения будет осуществляться ответчиком за счет собственных средств бюджета муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края», так как исполнение решений мирового судьи за счет средств краевых субвенций невозможно, что подтверждается исполнением решения суда по аналогичному гражданскому делу. 05.10.2015 г. мировым судьей судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края вынесено решение по аналогичному гражданскому делу о взыскании в пользу ФИО14 компенсации части родительской платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, в размере 70 процентов размера внесенной родительской платы в размере 3 808 рублей. Управлением образования подана апелляционная жалоба в Шарыповский городской суд на решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 05.10.2016 по делу . 21.01.2016 г. Управление образованием направлено письмо в Министерство образования Красноярского края с просьбой подтвердить, что планирование и финансирование компенсации родителям (законным представителям) для МАДОУ № 6 «Золушка» осуществлялось с 03.08.2015 г. Министерством образования направлено письмо от 26.01.2016 г. , в котором указано, что компенсация предоставляется органам местного самоуправления при посещении детьми образовательных организаций, имеющих лицензию на указанную образовательную деятельность. Министерством образования расчет общего объема компенсации родителям производится в целом по муниципальному образованию, исходя из планового количества детей, посещающих образовательные организации, ведущие образовательную деятельность, а не для каждой образовательной организации. 02.02.2016 г. определением суда апелляционной инстанции решение мирового судьи оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, определение вступило в законную силу. 22.03.2016 г. Управлением образования получено постановление о возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства от 09.03.2016 г., о взыскании компенсации части платы, взимаемой за содержание ребенка в размере 3 808,00 рублей в пользу взыскателя ФИО14, на основании исполнительного листа № от 29.02.2016, выданного мировым судьей судебного участка № 164 в г. Шарыпово по делу от 02.02.2016. 21.04.2016 г. Управлением образования получено предупреждение Межрайонного ОСП по г. Шарыпово и Шарыповскому району о привлечении руководителя организации к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда. 22.04.2016 г. Управлением образованием направлено письмо в Министерство образования, в котором описаны все события, связанные с судебным разбирательством и исполнительным производством по делу о взыскании компенсации части родительской платы в пользу ФИО14 и просьба разрешить использовать средства, выделенные муниципальному образованию «город Шарыпово Красноярского края» на выплату компенсации, для целевого использования финансовых средств. Данное письмо осталось без ответа. В целях исполнения решения суда, Управлением образования, в соответствии с исполнительным листом № от 29.02.2016 г., произведена выплата компенсации части родительской платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, на расчетный счет ФИО14 в размере 3 808 рублей 00 копеек за счет средств доходов бюджета муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края», что подтверждается платежным поручением от 22.06.2016 г. .

При рассмотрении жалобы судом апелляционной инстанции представитель третьего лица Администрации г.Шарыпово - Литвиненко Н.П. (полномочия проверены) доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, а также пояснила, что в силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06,10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно части 7 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи (компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Из резолютивной части обжалуемого решения мирового судьи следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, во исполнение судебного акта, являемся расходным обязательством муниципального образования города Шарыпово. Исполнение такового решения суда осуществимо только за счет собственных средств бюджета муниципального образования города Шарыпово, посредством нарушения предписаний вышеуказанных норм права. Данное обстоятельство находит свое подтверждение в ситуации, связанной с исполнением решения суда по аналогичному делу, рассмотренному Мировым судьей судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярском) краю Превер CO., от 05.10.2015. при которой невозможность исполнения решения суда за счет субвенций бюджета Красноярского края на исполнение государственных полномочий повлекла использование собственных средств бюджета города Шарыпово на эти цели. Тогда как, исходя из справки Финансового управления Администрации города Шарыпово от 07.12.2016. , использование собственных средств бюджета города Шарыпово на исполнение решения Шарыповского городского суда по делу от 05.10.2015. на выплату компенсации части платы, взимаемой за содержание в дошкольном образовательном учреждении осуществлено главным распорядителем средств бюджета города Управлением образования Администрации города Шарыпово, с нарушением требований части 3 статьи 136 БК РФ, согласно которой муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности {части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Истец Кастрон И.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, уважительных причин неявки в суд не представила, отложить судебное заседание не просила.

Старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Степанов П.С. с апелляционными жалобами не согласился, просил решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11.03.2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители третьих лиц на стороне ответчика (полномочия проверены), - Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золушка» - Михайлова Ю.Я., Центра бухгалтерского учёта и технического обслуживания Управления образованием города Шарыпово - Маслодуда И.П., поддержали доводы апелляционных жалоб и просили отменить решение мирового судьи, считая его незаконным.

Представители третьих лиц Министерства образования Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

Представитель Министерства образования Красноярского края – Юманов М.Ю. (по доверенности от 13.01.2016 г. № 75-128) представил письменный отзыв по апелляционным жалобам, в котором просил решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11 марта 2016 года по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора к Управлению образованием администрации г. Шарыпово о взыскании компенсации части платы, взимаемой за содержание детей в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 6 «Золушка» отменить, как незаконное, принять по указанному гражданскому делу новое решение об отказе Шарыповскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку решение мирового судьи не соответствует правовым актам, а именно: части 2 статьи 64, статье 65, части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункту 4 Порядка обращения за получением компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, и ее выплаты, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 25.11.2014 № 561-п «О выплате компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Красноярского края».

Проверив материалы дела и решение мирового судьи, с учетом доводов апелляционных жалоб согласно ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела, факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06,10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 29.03.2007 N 22-6015 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по выплате компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования" государственными полномочиями по выплате компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

Согласно пункта и) статьи 4 вышеуказанного закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных настоящим Законом государственных полномочий в рамках своей компетенции обеспечивают выполнение нормативных правовых актов края по вопросам осуществления государственных полномочий.

Согласно статье 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация.

Частью 6 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ, определено, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Частью 2 статьи 64 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В соответствие с ч. 2 ст. 15 Закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае" в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация (далее - компенсация родительской платы) на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы, на второго ребенка - в размере 50 процентов размера такой платы, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера такой платы.

Как следует из пунктов 17, 18 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

При этом согласно статье 91 указанного Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Кроме того, абзацем третьим пункта 4 Порядка обращения за получением компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, и ее выплаты, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 25.11.2014 № 561-п «О выплате компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Красноярского края», предусмотрено, что образовательные организации до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была внесена родительская плата за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления копию лицензии па осуществление образовательной деятельности в случае, если она не была представлена ранее.

Государственной программой Красноярского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №508-п, в рамках исполнения мероприятий которой обеспечивается, в том числе выплата родителям (законным представителям) компенсации части платы за присмотр и уход за детьми, финансирование таких выплат, в случае отсутствия у дошкольной образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не предусмотрено.

В соответствии с частью 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.08.2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица: Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение «Детский сад № 6 «Золушка». Данное юридическое лицо поставлено на учет в налоговом органе по месту его нахождения МИ ФНС России № 12 по Красноярскому краю.

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Управления образованием администрации города Шарыпово № 237 от 26.07.2013 года Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение «Детский сад № 6 «Золушка» создано муниципальным образованием городом Шарыпово Красноярского края в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и постановлением Администрации города Шарыпово от 15.07.2013 года № 157 «О создании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Золушка» для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере обеспечения воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создания условий для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Распоряжением Администрации города Шарыпово от 27.01.2010 года № 68 Управление образованием Администрации г.Шарыпово определено уполномоченным органом местного самоуправления осуществляющим выплату компенсации родительской платы за содержание ребенка в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Из свидетельств о рождении следует, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать у детей указана ФИО4 (фамилия присвоена после заключения брака с ФИО5 – свидетельство ).

16 декабря 2014 года Кастрон И.В. обратилась с заявлением к заведующей МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» Михайловой Ю.Я. о назначении ей компенсации части родительской платы за содержание ребенка ФИО2 в размере 50 % внесенной ею родительской платы.

Решением Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 11.10.2005 г. № 2-4 «Об установлении родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» установлена плата, взимаемая с родителей за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 870 рублей в месяц, с 01 апреля 2015 года – 1090 рублей в месяц.

Согласно сведениям Управления образованием Администрации города Шарыпово, за посещение ФИО2 ДОУ начислено и истцом Кастрон И.В. уплачено за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2015 года – 1 478 рублей 7 копеек. ФИО2 является вторым ребенком истца, следовательно, 50 % от указанной суммы составляет 739 рублей 35 копеек.

Как следует из штатного расписания от 01 января 2015 г., в МАДОУ № 6 «Золушка» отсутствовала должность «воспитатель», уход и просмотр за детьми осуществлялся младшими воспитателями.

Согласно Муниципальному заданию МАДОУ № 6 «Золушка» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: содержание (присмотр и уход, создание условий) детей планировалось с 4 квартала 2014 года; наличие лицензии, на право ведения образовательной деятельности и реализация образовательной программы дошкольного образования, планировалось на 3 квартал 2015 года; предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования планировалось с 3 квартала 2015 года.

Из должностной инструкции усматривается, что младший воспитатель МАДОУ № 6 «Золушка» относится к категории вспомогательного персонала и выполняет следующие функции: своевременная уборка закрепленных за ним помещений, оборудования и инвентаря, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм; сохранение и укрепление здоровья детей; оказание помощи воспитателю в работе с детьми.

21 января 2016 года, Управлением образованием Администрации города Шарыпово направлено письмо (исходящий номер 268 уо) в Министерство образования Красноярского края с просьбой, подтвердить, что планирование и финансирование компенсации родителям (законным представителям) для МАДОУ № 6 «Золушка» осуществлялось с 03 августа 2015 года.

В ответе Министерства образования от 26.01.2016 г. № 79-724 указано, что компенсация предоставляется органам местного самоуправления при посещении детьми образовательных организаций, имеющих лицензию на указанную образовательную деятельность. Министерством образования расчет общего объема компенсации родителям производится в целом по муниципальному образованию исходя из планового количества детей, посещающих образовательные организации, ведущие образовательную деятельность, а не для каждой образовательной организации.

Определением Шарыповского городского суда от 14 сентября 2016 года было приостановлено производство по апелляционным жалобам Управления образованием администрации г. Шарыпово, Администрации города Шарыпово на решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11 марта 2016 года, до рассмотрения кассационной жалобы представителя Администрации г. Шарыпово – Литвиненко Н.П. на решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 05.10.2015 года и апелляционное определение Шарыповского городского суда от 02.02.2016 года в Красноярском краевом суде по гражданскому делу .

Исходя из справки Финансового управления Администрации города Шарыпово от 07.12.2016. № 523, муниципальное образование город Шарыпово является дотационной территорией, доля налоговых и неналоговых поступлений (собственных доходов) в структуре доходов бюджета на протяжении ряда лет, в том числе и 2014-2016 годы, составляет не более 25%, межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней - 75%, использование собственных средств бюджета города Шарыпово на исполнение Решения суда по делу от 05.10.2015 на выплату компенсации части платы, взымаемой за содержание в дошкольном образовательном учреждении по исполнительному листу ВС от 29.02.2016 года, осуществлено главным распорядителем средств бюджета города Управлением образованием Администрации города Шарыпово, с нарушением требований части 3 статьи 136 БК РФ,

Таким образом, принимая вышеприведенные правовые нормы, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности у дошкольных образовательных учреждений, посещение детьми данные образовательные организации, не реализующие образовательную программу дошкольного образования, лишает родителей, внесших плату за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, права получить компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми, установленной органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом при рассмотрении апелляционных жалоб установлено, что МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка» до 03 августа 2015 года не имело статуса образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. Истец Кастрон И.В. вносила плату за присмотр и уход за сыном ФИО2 в МАДОУ «Детский сад № 6 «Золушка», не реализующее образовательную программу дошкольного образования. В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии законных оснований у истца Кастрон И.В. на получение компенсации части родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком истца - ФИО2 за период с января 2015 года по июнь 2015 года.

При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение нельзя признать законным, доводы апелляционных жалоб заслуживают внимание, решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции:

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционные жалобы представителей ответчика Управления образованием администрации г. Шарыпово Красноярского края - Широченковой Ю.Ю., третьего лица на стороне ответчика, - Администрации г. Шарыпово Красноярского края – Литвиненко Н.П. на решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11 марта 2016 года по делу № 2-39/2016, удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № 164 в г. Шарыпово Красноярского края от 11 марта 2016 года по гражданскому делу № 2-39/2016 по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кастрон И.В. и несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению образованием администрации города Шарыпово Красноярского края о взыскании компенсации части платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Кастрон И.В. и несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению образованием администрации города Шарыпово Красноярского края, - отказать.

Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение суда может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в Президиум Красноярского краевого суда в течение шести месяцев со дня вынесения определения.

Резолютивная часть апелляционного определения объявлена 07 декабря 2016 года.

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2016 года.

Председательствующий: