УИД 74RS0015-01-2023-001146-45
Дело № 88-4028/2024
мотивированное определение
изготовлено 29 февраля 2024 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 20 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-947/2023 по иску Усмонова Мухамеджона Мамадалиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о назначении пенсии,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усмонов М.М. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения от 17 августа 2023 года № 544544/23 об отказе в установлении пенсии; включении в страховой стаж периодов работы на территории Республики Узбекистан с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари», с 01 апреля 1996 года по 01 июня 1996 года в малом предприятии «Муборак», с 09 сентября 1996 года по 11 апреля 1997 года в Ташкент-сигнализация блока дистанции, с 09 июля 1997 года по 14 октября 1997 года в ХСК производственном объединении «Узбекрезинотехника», с 09 февраля 1998 года по 10 июня 1998 года в Ангреском ГОРОНо; включении периода работы с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» в специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; назначении трудовой пенсии досрочно с даты обращения за её назначением 02 августа 2023 года; взыскании судебных расходов в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований Усмонов М.М. сослался на то, что решением от 17 августа 2023 года № 544544/23 ОСФР по Челябинской области незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового и специального стажа. В стаж не включены периоды его работы на территории Республики Узбекистан. Считает указанное решение незаконным.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является правомерным, поскольку согласно Федеральному закону от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» учет страхового стажа, приобретенного на территории государств - участников Соглашения, осуществляется по законодательству Российской Федерации; руководствуясь частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Решением Еманжелинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2023 года Усмонову М.М. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение ОСФР по Челябинской области от 17 августа 2023 года № 544544/23 об отказе в установлении пенсии Усмонову М.М.; на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность по включению в страховой стаж Усмонова М.М. периодов работы с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари», с 01 апреля 1996 года по 01 июня 1996 года в малом предприятии «Муборак» Республики Узбекистан, с 09 сентября 1996 года по 11 апреля 1997 года в Ташкент-сигнализация блока дистанции Республики Узбекистан, с 09 июля 1997 года по 14 октября 1997 года в ХСК производственном объединении «Узбекрезинотехника» Республики Узбекистан, с 09 февраля 1998 года по 10 июня 1998 года в Ангреском ГОРОНо Республики Узбекистан, в специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари»; назначению досрочной страховой пенсии по старости Усмонову М.М. по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 августа 2023 года; с ОСФР по Челябинской области в пользу Усмонова М.М. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм международного права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с применением судом апелляционной инстанции Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку оно прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Усмонов М.М. обратился с заявлением о назначении пенсии 03 августа 2023 года, то есть после денонсации Соглашения от 13 марта 1992 года, в связи с чем учет страхового стажа, приобретенного на территории государств - участников Соглашения, осуществляется по законодательству Российской Федерации, то есть в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Истец Усмонов М.М. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемого судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Усмонов М.М., <данные изъяты>, являющейся гражданином Российской Федерации с 2010 года, 03 августа 2023 года обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
17 августа 2023 года ОСФР по Челябинской области принято решение об отказе в назначении Усмонову М.М. досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового и специального стажа. В страховой стаж засчитаны периоды работы общей продолжительностью 20 лет 07 месяцев 11 дней (при требуемой - 25 лет), в специальный стаж в качестве рабочих локомотивных бригад - 08 лет 02 месяца 13 дней (при требуемой - 12 лет 06 мес.).
ОСФР по Челябинской области в страховой стаж не засчитаны периоды работы на территории Республики Узбекистан: с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари», с 01 апреля 1996 года по 01 июня 1996 года в малом предприятии «Муборак», с 09 сентября 1996 года по 11 апреля 1997 года в Ташкент-сигнализация блока дистанции, с 09 июля 1997 года по 14 октября 1997 года в ХСК производственном объединении «Узбекрезинотехника», с 09 февраля 1998 года по 10 июня 1998 года в Ангреском ГОРОНо. В специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитан период работы с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года в Ташкентской дистанции пути акционерного общества «Узбекистон темир йуллари».
Указанные периоды работы Усмонова М.М. подтверждены записями трудовой книжки и архивными справками от 17 мая 2022 года № 4 и № 7, актами от 17 февраля 2023 года и от 15 февраля 2023 года, выданными акционерным обществом «Узбекистон темир йуллари». В справках и акте отражено, что в период с 09 июля 1991 года по 16 октября 1995 года Усмонов М.М. работал в качестве монтера пути магистральной железной дороги, был занят на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов, указанный период включается в Список № 3, часть I, раздел XXIX, подраздел 1, пункт «а».
В решении об отказе в установлении пенсии от 17 августа 2023 года № 544544/23 указано, что периоды работы на территории Республики Узбекистан не засчитаны в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к выводу об отсутствии оснований для включения оспариваемых периодов в страховой и специальный стаж, поскольку за истца работодателями не уплачены страховые взносы, а заключенное ранее Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» денонсировано.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, исходил из того, что Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.
Судом апелляционной инстанции сделаны выводы о подтверждении совокупностью представленных истцом документов о факте и условиях его работы на территории Республики Узбекистан всех условий для включения периодов в страховой и специальный стаж в соответствии с нормами Соглашения 13 марта 1992 года и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указав, что необходимость подтверждения уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации отсутствует.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции с учетом следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовало до 01 января 2023 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В статье 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому и специальному стажу. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Указанное Соглашение от 13 марта 1992 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан с 01 января 2023 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Учитывая изложенные нормы, решение вопроса о зачете времени работы на территории Республики Узбекистан после 12 марта 1992 года в страховой и специальный стаж истца возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Республики Узбекистан или специального закона.
Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в настоящее время не заключен.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года не может применяться в отношении пенсионного обеспечения Усмонова М.М., поскольку Республика Узбекистан не является стороной, его заключившей.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям неверно применены нормы материального права, а именно: нормы Соглашения от 13 марта 1992 года после его денонсации Российской Федерацией с 01 января 2023 года; нормы Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года к периодам работы в Республике Узбекистан, которая указанное Соглашение не заключала; нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о порядке включения периодов работы за пределами Российской Федерации в страховой стаж при отсутствии каких-либо международных договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, регулирующих данный вопрос.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение требованиям статей 195 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного постановления не соответствует, оно подлежит отмене. Поскольку судом первой инстанции нормы материального права при разрешении настоящего спора применены верно, то решение суда подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 03 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи