НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 № 2-2599/2023

УИД № 66RS0005-01-2023-000823-95

Дело № 88-20808/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 28 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-2599/2023 по иску Журавлевой Юлии Сергеевны к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» об индексации заработной платы,

по кассационной жалобе Журавлевой Юлии Сергеевны на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Журавлева Ю.С. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее - ГКУ СО «Управление автомобильных дорог») о возложении обязанности проиндексировать заработную плату за 2021, 2022 гг., выплатить сумму индексации за 2021, 2022 гг.

В обоснование требований указала на то, что с 17 мая 2017 года состоит с ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в трудовых отношениях в качестве начальника планово-экономической службы. Соглашением сторон ей установлена оплата труда в виде должностного оклада, доплат и надбавок стимулирующего характера в соответствии с действующими у работодателя локальными актами. В нарушение требований трудового законодательства работодатель в 2021, 2022 гг. не произвел повышение уровня реального содержания заработной платы и ее покупательской способности, чем нарушил право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за труд.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17 мая 2023 года в удовлетворении иска Журавлевой Ю.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 сентября 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17 мая 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными. Указывает на то, что после восстановления на работе дополнительное соглашение к трудовому договору в 2021 году не заключалось. Кроме того, во всех приказах начальника Управления содержится ссылка не ежегодные указы Губернатора об увеличении (индексации) размера окладов месячного содержания государственных гражданских служащих, при этом в области приняты постановления Правительства об индексации заработной платы сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений, которыми определен размер индексации. Указывает, что сотрудники учреждений не относятся к сотрудникам, исполняющим обязанности государственной службы. В материалы дела приобщены приказы 22 сентября 2021 года № 88/ЗП об утверждении штатного расписания, что не касается индексации заработной платы. Таким образом, индексация в 2021 году не проведена, в 2022 году не без должных оснований (не является государственным служащим, по постановлению Правительства Свердловской области другой срок). При этом во внутренних документах ни срок, ни отсылка к основаниям не определена, дополнительное соглашение не подписано.

Истец Журавлева Ю.С., представитель ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судами установлено и из материалов дела следует, что с 17 мая 2017 года Журавлева Ю.С. состоит в трудовых отношениях с ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в должности начальника планово-экономической службы.

При приеме на работу трудовые отношения с истцом оформлены надлежащим образом, с работником в письменной форме на неопределенный срок заключен трудовой договор от 15 мая 2017 года № 563. По соглашению сторон истцу установлен оклад в размере 28 185 руб. в месяц, стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.д.) в соответствии с действующими у работодателя локальными актами.

Дополнительным соглашением от 25 сентября 2017 года № 1 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563 Журавлевой Ю.С. с 01 октября 2017 года установлен должностной оклад в размере 29 313 руб. в месяц.

Дополнительным соглашением от 28 сентября 2018 года № 2 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563 Журавлевой Ю.С. с 01 октября 2018 года установлен должностной оклад в размере 30 486 руб. в месяц.

Дополнительным соглашением от 28 сентября 2019 года № 3 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563 Журавлевой Ю.С. с 01 октября 2019 года установлен должностной оклад в размере 31 797 руб. в месяц.

Дополнительным соглашением от 01 октября 2020 года № 4 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563 Журавлевой Ю.С. с 01 октября 2020 года установлен должностной оклад в размере 32 751 руб. в месяц.

От подписания дополнительного соглашения от 01 октября 2021 года № 5 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563, которым предусмотрено увеличение с 01 октября 2021 года должностного оклада до 33 963 руб. в месяц, Журавлева Ю.С. отказалась, о чем работодателем 01 октября 2021 года составлен соответствующий комиссионный акт.

Дополнительным соглашением от 21 июля 2022 года № 6 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563 Журавлевой Ю.С. с 01 августа 2022 года установлен должностной оклад в размере 35 322 руб. в месяц.

Из представленных работодателем штатных расписаний ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» за период с 2017 по 2022 годы следует, что оклад по замещаемой Журавлевой Ю.С. должности начальника планово-экономической службы составлял: с 01 октября 2017 года - 29 313 руб. в месяц, 01 октября 2018 года - 30 486 руб. в месяц, 01 октября 2019 года - 31 797 руб. в месяц, 01 октября 2020 года - 32 751 руб. в месяц, 01 октября 2021 года - 33 963 руб. в месяц, 01 августа 2022 года - 35 322 руб. в месяц.

Как следует из расчетных листков за 2021, 2022 гг., начисление заработной платы Журавлевой Ю.С. производилось исходя из должностного оклада, установленного дополнительными соглашениями от 01 октября 2020 года № 4, 01 октября 2021 года № 5, 21 июля 2022 года № 6 к трудовому договору от 15 мая 2017 года № 563, пропорционально фактически отработанному времени (с 01 октября 2020 года - 32 751 руб. в месяц, 01 октября 2021 года - 33 963 руб. в месяц, 01 августа 2022 года - 35 322 руб. в месяц).

Обстоятельства начисления и выплаты вознаграждения за труд в размерах, отраженных в расчетных листках за 2021,2022 гг., Журавлевой Ю.С. по существу не оспаривались.

ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» является государственным казенным учреждением Свердловской области, лишено права самостоятельного определения механизма осуществления индексации.

В соответствии с Уставом ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» создано Указом Губернатора Свердловской области от 14 июля 2011 года № 666-уг, учредителем учреждения является Свердловская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Финансирование учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, порядок составления, утверждения и ведения которой устанавливается главным распорядителем бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств через лицевые счета в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Свердловской области от 25 октября 2018 года № 748-ПП утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области в сфере транспорта и дорожной деятельности (далее - Положение).

Согласно пункту 6 Положения фонд оплаты труда работников формируется на календарный год, исходя из объема ассигнований областного бюджета на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Фонд оплаты труда работников государственных казенных учреждений Свердловской области формируется на календарный год, исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций государственного казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств областного бюджета в части оплаты труда работников указанного учреждения.

Такими нормативными актами, устанавливающими индексацию заработной платы работникам государственных казенных учреждений Свердловской области, в спорный период являлись приказы Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, изданные в соответствии с Областным законом от 24 декабря 1996 года № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области», с учетом Указов Губернатора Свердловской области.

Увеличение окладов всем работникам ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» произведено в соответствии с Указами Губернатора Свердловской области от 30 сентября 2021 года № 569-УГ, от 07 июля 2022 года № 302-УГ «Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Свердловской области», а также приказами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 28 сентября 2021 года № 368, 14 июля 2022 года № 235.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1, части 1 статьи 8, части 3 статьи 11, статей 134, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 6, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пришел к выводу о том, что ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» надлежащим образом исполнило обязанность по повышению уровня реального содержания заработной платы, подлежащей выплате Журавлевой Ю.С. в спорные 2021, 2022 гг.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что увеличение окладов истцу осуществлялось работодателем именно в рамках индексации в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательской способности.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание действующее правовое регулирование, организационно-правовую форму работодателя, установленный порядок финансирования учреждения, принимая во внимание фактическое ежегодное увеличение окладов истца, в отсутствие при этом каких-либо доказательств изменения трудовой функции либо увеличения объема работ, суды при разрешении спора пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по повышению уровня реального содержания заработной платы за спорный период работодателем выполнена.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судами сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов нижестоящих инстанций, аналогичные доводы являлись предметом исследования и оценки судами, их необоснованность отражена в судебных постановлениях с указанием соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлевой Юлии Сергеевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи