НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.10.2021 № 2-504/2021

УИД 86RS0001-01-2021-000296-95

Дело № 88-15291/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 26 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Карповой О.Н., Грудновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-504/2021 по иску Крылова Сергея Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения и действий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов,

по кассационной жалобе Крылова Сергея Сергеевича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., Крылова С.С., его представителя Рудик О.С., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Крылов С.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО - Югре), в котором просил признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по ХМАО - Югре (далее также – комиссия) от 23 декабря 2020 г. в части вывода о нарушении Крыловым С.С. требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при замещении на условиях трудового договора должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганснефтегаз» (далее - ООО «РН-Юганснефтегаз»); признать незаконными действия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по ХМАО - Югре, выразившихся в решении от 23 декабря 2020 г. об отказе в даче согласия Крылову С.С. на замещение должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз».

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 9 октября 2012 г. по 13 декабря 2019 г. занимал ряд должностей в Управлении Росреестра по ХМАО - Югре, последняя должность государственного гражданского служащего - начальник отдела ведения ЕГРН. 13 октября 2019 г. действие служебного контракта прекращено по инициативе истца. 16 декабря 2019 г. между ООО «РН-Югранскнефтегаз» и истцом заключен трудовой договор, по которому последний принят на работу на должность начальника сектора подготовки и сопровождения договоров реализации отдела реализации собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз». 9 января 2020 г. переведен в отдел регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» на должность главного специалиста. 11 сентября 2020 г. переведен на должность заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз». 8 декабря 2020 г. обратился в комиссию с заявлением о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации ООО «РН-Юганскнефтегаз». Комиссией истцу отказано в замещении должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в связи с тем, что истец осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении указанного юридического лица, работа в ООО «РН-Юганскнефтегаз» повышает вероятность возникновения конфликта интересов, способна привести к причинению вреда законным интересам ООО «РН-Юганскскнефтегаз», Управления Росреестра ХМАО - Югры, государства, так как истец может вступать в отношения с бывшими коллегами при исполнении Росреестром ХМАО - Югры функций по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного реестра мониторинга земель, а также по исправлению ошибок в сведениях ЕГРН.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2021 г., в удовлетворении исковых требований Крылову С.С. отказано.

В кассационной жалобе истец Крылов С.С. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.

От ООО «РН-Юганскнефтегаз» поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором третье лицо просит жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения по кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом от 2 апреля 2018 г. №192-к-л/с Крылов С.С. назначен на должность начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО - Югре.

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (пункт 1). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 5).

Согласно Положению об Управлении Росреестра по ХМАО - Югре (Приложение № 76 к приказу Росреестра от 23 января 2017 г. № П/0027) Управление является территориальным органом Росреестра, осуществляющим, в частности, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции в сфере геодезии и картографии, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра (пункт 1). Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (пункт 2). Управление реализует, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах; кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы, присвоение реестровых номеров границ; федеральный государственный надзор в области землеустройства; контроль за деятельностью территориальных отделов Управления, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории субъекта Российской Федерации; присвоение объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации записям о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (пункт 7).

Согласно Положению об отделе ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО - Югре (Приложение № 8 к приказу Управления Росреестра по ХМАО - Югре от 1 марта 2017 г. № П-0044) данный отдел является структурным подразделением аппарата Управления, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Управления и территориальными отделами. В пределах компетенции осуществляет необходимое взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями (пункту 1, 5). Основными задачами отдела являются, в частности: организация и проведение работ по верификации сведений ЕГРН; оказание государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН; ведение ЕГРН и дел правоустанавливающих документов (пункт 8). Отдел исполняет следующие основные функции: обеспечение координации, контроля и сопровождения работ по верификации данных ЕГРН; осуществление контроля ведения ЕГРН и дел правоустанавливающих документов; обеспечение обработки запросов о предоставлении сведений из ЕГРН, выдача ключей доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРН, предоставление общедоступных сведения и сведений ограниченного доступа; обеспечение предоставления сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН (пункт 9). Отдел возглавляет начальник, который распределяет обязанности между гражданскими служащими отдела, дает им поручения и контролирует их выполнение; вносит предложения о назначении на должность, перемещении, отстранении и освобождении от должности гражданских служащих отдела, о наложении дисциплинарных взысканий, о поощрении и награждении; организует планирование работы отдела и контролирует выполнение плановых мероприятий; рассматривает поступившие в отдел документы, организует работу по подготовке проектов ответов и принимает решения по ним, обеспечивает процесс согласования проектов ответов и их направление для подписания руководством Управления (пункты 13, 15).

Как следует из должностного регламента начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО - Югре, данная должность относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители» (пункт 1).

Начальник отдела, исходя из задач и функций, определенных положением об отделе, обязан: планировать, организовывать работу отдела, распределять обязанности между сотрудниками отдела, давать им поручения, осуществлять непосредственное руководство деятельностью отдела, обеспечивать решение возложенных на отдел задач, контролировать исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений; в рамках оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав осуществляет: возврат прилагаемых к заявлению о государственному кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии установленных оснований; формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН; организовывать контроль и проведение работ по верификации данных ЕГРН в части реализации контрольных, регулирующих и других управленческих полномочий в данной сфере; организовывать контроль и проведение работ по ведению ЕГРН; осуществлять методическое обеспечение и координацию деятельности территориальных отделов в сфере, находящейся в компетенции отдела; осуществлять информационное взаимодействие с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; осуществлять рассмотрение обращений, заявлений, и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела; по поручению руководителя Управления организовывать и участвовать в проверках деятельности структурных подразделений Управления; осуществлять подготовку для руководства Управления аналитических, информационных, справочных и иных материалов по проблемам реализации государственной политики в сфере верификации ЕГРН, ведения ЕГРН, вносить предложения по их разрешению; разрабатывать совместно с другими структурными подразделениями Управления проекты приказов и распоряжений руководителя Управления по вопросам организации управления структурными подразделениями; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отделе; несет персональную ответственность за состоянием антикоррупционной работы в отделе; обеспечивает режим конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов (пункт 4.4.). Осуществляет реализацию полномочий Управления по всем направлениям деятельности: несет ответственность за обеспечение режима конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов; при выполнении возложенных функций взаимодействует на уровне муниципального образования, в том числе с заинтересованными территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, а также гражданами (пункт 4.5.). Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 4.7.). Начальник отдела несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4.8.).

При исполнении служебных обязанностей начальник отдела вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам: осуществления работ по ведению ЕГРН, касающихся деятельности отдела; контроля за осуществлением работ по исправлению технических ошибок в ЕГРН; организация контроля за проведением работ по включению в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества, в т.ч. полноты и качества вносимых сведений; рассмотрения обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела (пункт 8).

При исполнении служебных обязанностей начальник отдела обязан самостоятельно принимать решения по вопросам обеспечения решения возложенных на отдел задач и по другим вопросам, отнесенным к компетенции отдела (пункт 9).

13 декабря 2019 г. служебный контракт с Крыловым С.С. расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности, уволен с федеральной государственной службы по инициативе государственного гражданского служащего.

16 декабря 2019 г. истец был принят на работу в ООО «РН-Юганскнефтегаз» на должность начальника сектора подготовки и сопровождения договоров реализации отдела реализации собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Приказом ООО «РН-Юганскнефтегаз» от 10 сентября 2020 г. № 16467 Крылов С.С. переведен на должность заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Согласно должностной инструкции заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», утвержденной 24 августа 2020 г., предназначением должности является представление и защита интересов Компании/Общества во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, их территориальных органах и подразделениях, учреждениях, организациях, предприятиях, агентствах и их филиалах, в т.ч. в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальных органах по вопросам, связанным с государственной регистрацией наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества (в том числе на незавершенные строительством объекты) и сделок с ними, включая, но, не ограничивая, действия по государственной регистрации договоров ипотеки, аренды и иных договоров подлежащих государственной регистрации, а также дополнительных соглашений к ним, погашения регистрационной записи об ипотеке, а также получения необходимых документов для государственного кадастрового/технического учета объектов недвижимости, поддержание в актуальном состоянии сведения ЕГРН о зарегистрированных правах Компании/Общества на объекты недвижимости, расположенные в ХМАО - Югре (пункт 1.1.). Определен уровень должностного взаимодействия в подразделении, с другими подразделениями - руководители и специалисты структурных подразделений Общества, Компании, предприятий сервисного блока и сторонние организации. В частности, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальные органы (пункт 2). Функции: обеспечивает прямое руководство отделом, принятие решений в рамках компетенции, своевременное исполнение задач, поставленных руководством, согласно установленным срокам. Распределяет и ставит задачи (на период отсутствия начальника отдела) (пункт 3.1.); организовывает взаимодействие в рамках компетенции со специалистами/руководством Компании/Общества, муниципальными и государственными учреждениями, юридическими лицами. Проводит переговоры, рабочие встречи, совещания и иные сопутствующие выполнению задач действия (пункт 3.2.); на основании соответствующей доверенности представляет и защищает интересы Компании/Общества в органах/подразделениях Росреестра в отношении объектов недвижимого имущества как по подтверждению/прекращению прав, государственного кадастрового учета, так и в части сопровождения объектов в рамках проводимой верификации/гармонизации данных ЕГРН (пункт 3.3.); обеспечивает реализацию процедур и требований, содержащихся в локальных нормативных документах Общества и Компании, введенных в действие в Обществе, в части возложенных на Отдел (пункт 3.7.); контролирует своевременное формирование пакетов документов на объекты недвижимости, необходимые для представления в Росреестр, для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения, ограничения прав на объекты недвижимого имущества и соответствующего внесения записей (изменений) в ЕГРН (пункт 3.9.); контролирует своевременное получение зарегистрированных экземпляров договоров, выписок из ЕГРН об объекте недвижимости, выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписок из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений из ЕГРН (пункт 3.10.); организовывает своевременный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности Компании/Общества на основании выданной доверенности, на объекты недвижимого имущества, поступившие на баланс Компании/Общества от реорганизованных юридических лиц, правопреемником которых является Компания/Общество (пункт 3.11.); контролирует формирование бюджетов и платежей по государственной пошлине за регистрацию права собственности и своевременную сдачу отчетности по использованию пошлины за государственную регистрацию прав собственности объектов Компании/Общества (пункт 3.12.); взаимодействует с организациями по вопросам постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, а также снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении объектов недвижимости Компании/Общества (в том числе объекты незавершенного строительства) (пункт 3.13.); организовывает и контролирует подачу пакетов документов на постановку на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав собственности Компании/Общества, снятие с государственного кадастрового учета и (или) прекращение права собственности, внесение изменений и исправление технических, реестровых ошибок в ЕГРН по объектам недвижимого имущества с получением результата в виде выписки из ЕГРН, с правом подписания соответствующих заявление (пункт 3.16.); организовывает своевременную подготовку и контроль при формировании и корректировке графика регистрации права собственности на объекты недвижимости Компании на основании выданной доверенности (пункт 3.17.); контролирует и согласовывает предоставление оригиналов, копий правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости Компании/Общества по запросам уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.23.).

8 декабря 2020 г. Крылов С.С. обратился в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по ХМАО - Югре для получения согласия на замещение должности начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственностью ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Решением комиссии от 23 декабря 2020 г. Крылову С.С. отказано в замещении должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в связи с нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Не согласившись с таким решением, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 3, частью 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», исходил из доказанности того, что истец занимал у ответчика государственную гражданскую должность, которая относилась к ведущей группе должностей категории «руководители», при осуществлении своих обязанностей истец неоднократно взаимодействовал с ООО «РН-Юганскнефтегаз» по вопросам, относящимся к его компетенции, замещение должности заместителя начальника отдела регистрации права собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», должностные обязанности по которой напрямую связаны с государственной регистрацией прав собственности на объекты недвижимости общества на территории ХМАО - Югры, которая осуществляется Управлением Росреестра по ХМАО - Югре, что может повлечь за собой конфликт интересов и повлиять в дальнейшем на исполнение обязанностей гражданских служащих Управления Росреестра по ХМАО - Югре, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемое решение комиссии соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, процедура принятия оспариваемого решения соблюдена, решение принято компетентной комиссией.

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что рассмотрение обращений ООО «РН-Юганскнефтегаз» и взаимодействие с ним не сводилось лишь к формальной работе – техническим действиям работников отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН по безусловному удовлетворению всех обращений ООО «РН-Юганскнефтегаз». При замещении истцом должности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО - Югре в его должностные обязанности по смыслу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» входили отдельные функции государственного (административного) управления в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз». Замещение истцом должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» создает предпосылки возникновения конфликта интересов, в связи с наличием у истца возможности повлиять на своих бывших подчиненных - сотрудников отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН, а также на сотрудников территориальных отделов Управления Росреестра по ХМАО - Югре при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в интересах ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1).

Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (часть 1.1.).

В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (статья 3).

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3.1. статьи 17).

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (приложение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943) контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в частности, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы; в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 2). Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, являются: 1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается; 3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Период, в течение которого действуют установленные ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года. В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства; 4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы (пункт 4). Соответствующее обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы, является основанием для проведения заседания комиссии (пункт 8). В ходе подготовки мотивированного заключения комиссии рекомендуется: проанализировать функции государственного, муниципального (административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, по каким вопросам деятельности данной организации были приняты решения государственным (муниципальным) служащим (например, в области регистрации имущества и сделок с ним). Установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. Особое внимание необходимо уделять связям гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего с организацией (имущественным, корпоративным или иным отношениям), с которой он заключает трудовой (гражданско-правовой) договор, учитывая возможность получения необоснованных выгод и преимуществ в качестве компенсации за решения, принятые им в отношении данной организации в период прохождения государственной (муниципальной) службы (пункт 19).

Порядок формирования и организации деятельности Комиссии территориального органа Росреестра определен Положением о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов (приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 января 2019 г. № П/0001).

Положением предусмотрено, что персональный состав комиссии утверждается приказом территориального органа Росреестра, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения (пункт 5).

Основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в кадровое подразделение (либо должностному лицу территориального органа Росреестра, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обращение гражданина, замещавшего в территориальном органе Росреестра должность гражданской службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утвержден приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. № П/87) о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (подпункт «б» пункта 13).

В кадровом подразделении осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (пункт 15).

По итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ (пункт 30).

Установив, что на истца распространялась обязанность по соблюдению положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также, не усмотрев нарушения процедуры принятия оспариваемого решения, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения Комиссии.

Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, правильно применены нормы материального права к соответствующим обстоятельствам дела.

Обращаясь с кассационной жалобой, Крылов С.С. указывает на то, что замещение им на условиях трудового договора должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» не нарушает положения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и не приводит к конфликту интересов, комиссией не исследован вопрос трудоустройства истца в ООО «РН-Юганскнефтегаз», не дана оценка фактам трудоустройства на конкурентной основе, фактам проверки службой безопасности ООО «РН-Юганскнефтегаз» истца, его документов и родственников, факта прохождения тестирования на соответствие занимаемой должности, факта установления должностного оклада при трудоустройстве в соответствии со штатным расписанием.

Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку пунктом 30 Положения о комиссии предусмотрено основание для отказа в замещении должности в коммерческой организации - установление факта того, что отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности. Данный факт комиссией достоверно установлен и истцом не оспаривается.

Доводы кассационной жалобы о том, что суды не дали оценку его доводам о том, что оснований для рассмотрения его заявления у комиссии не имелось, учитывая, что ранее его работодатель направлял ответчику уведомление о принятии истца на работу, возражений от ответчика не поступило, также не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений.

Как следует из положений статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность бывшего государственного служащего получить согласие комиссии на работу в коммерческой организации в течение двух лет после увольнения с государственной службы является самостоятельной и не зависит от выполнения работодателем при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с таким гражданином в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что суды не дали оценку доводам истца о незаконном составе комиссии, обжалуемые судебные постановления содержат выводы о компетентности комиссии, принимавшей решение по заявлению истца.

Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что существенных нарушений порядка и сроков проведения заседания комиссии, рассмотрения обращения истца и оформления его результатов, влекущих незаконность принятого комиссией решения, не установлено. Состав комиссии соответствует утвержденному приказом Управления Росреестра по ХМАО - Югре от 4 марта 2020 г., который не был в установленном порядке оспорен или признан незаконным.

Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, также не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.

Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о наличии оснований для удовлетворения иска по существу повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Крылова Сергея Сергеевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи