НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2023 № 2-6398/2022

УИД 66RS0004-01-2022-005699-54

Дело № 88-12277/2023

мотивированное определение

составлено 26 июля 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 18 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Жуковой Н.А., Грудновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6398/2022 по иску Николаева Александра Евгеньевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 о признании незаконным решения об отказе во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности

по кассационной жалобе Николаева Александра Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Николаев А.Е. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 (далее - Управление), в котором просил признать незаконным решение от 31 мая 2022 года № 174/05/2022-ВТ об отказе во включении Николаева А.Е. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»; возложении обязанности включить истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование иска указал, что решением Управления от 31 мая 2022 года № 174/05/2022-ВТ ему отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с тем, что представленные документы не подтверждают наличие у него трудового (страхового) стажа не менее 25 лет. С данным отказом он не согласен. Полагал, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку отвечает всем предъявляемым законом критериям: является гражданином Российской Федерации, с 27 июля 2010 года зарегистрирован и проживает на территории Свердловской области, 29 августа 2012 года приказом ФСБ России № 858-лс награжден медалью «За отличие в военной службе 2 степени», имеет общий трудовой (страховой) стаж 26 лет 00 месяцев 15 дней.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований Николаеву А.Е. отказано.

Определением Свердловского областного суда от 30 марта 2023 года произведена замена третьего лица Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области его правопреемником – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.

В кассационной жалобе истец Николаев А.Е. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 3 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Николаев А.Е. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации: по призыву в период с 14 мая 1997 года по 29 апреля 1998 года, по контракту в период с 30 апреля 1998 года по 13 декабря 2016 года.

Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 926-ЛС Николаев А.Е. награжден медалью «За отличие в военной службе» III степени, приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 29 августа 2012 года № 858-ЛС – медалью «За отличие в военной службе» II степени.

27 мая 2022 года истец обратился в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно представленным истцом сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Николаева А.Е. стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, составил 24 года 08 месяцев 02 дня.

В период с 01 января 2022 года по 25 мая 2022 года Николаевым А.Е., осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, 32 448 руб., 8 611 руб. 25 коп., 8 611 руб. 25 коп., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 4 383 руб.

Решением начальника Управления от 31 мая 2022 года № 174/05/2022-ВТ Николаеву А.Е. отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием права.

В письме начальника Управления от 03 июня 2022 года № 04/1995 указано, что представленные Николаевым А.Е. документы подтверждают, что выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 07 месяцев 27 дней, что менее 20 лет, а трудовой (страховой) стаж по состоянию на 01 апреля 2022 года составил 24 года 08 месяцев 04 дня, что менее требуемого трудового (страхового) стажа 25 лет.

Согласно ответу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области Николаеву А.Е. с 14 декабря 2016 года назначена пенсия за выслугу лет, при этом в выслугу 23 лет на пенсию были засчитаны следующие периоды: 09 июля 1991 года – 14 июня 1996 года - студент Уральского государственного университета, 14 мая 1997 года – 13 декабря 2016 года - военная служба в Министерстве обороны Российской Федерации, ФСБ России.

В ответе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области указало, что у Николаева А.Е. страховой стаж, имеющийся на индивидуальном лицевом счете, по состоянию на 31 декабря 2021 года составил 24 года 08 месяцев 02 дня: с 18 декабря 1996 года по 29 апреля 1997 года, обычные условия, 00 лет 04 месяца 12 дней; с 14 мая 1997 года по 29 апреля 1997 года служба в армии по призыву, 00 лет 11 месяцев 16 дней; с 30 апреля 1998 года по 13 декабря 2016 года военная служба (не по призыву), 18 лет 07 месяцев 14 дней; с 10 апреля 2017 года по 10 апреля 2017 года, обычные условия (ИП), 00 лет 00 месяцев 01 день; с 13 апреля 2017 года по 31 декабря 2021 года, обычные условия (ИП), 04 года 08 месяцев 19 дней.

Согласно ответу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 17 ноября 2022 года № 11-26/213 за период с 01 января 2022 года по 25 мая 2022 года Николаевым А.Е. были уплачены денежные средства - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 32 448 руб. (10 января 2022 года), 8 611 руб. 25 коп. (05 марта 2022 года), 8 611 руб. 25 коп. (17 мая 2022 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 2 191 руб. 50 коп. (05 марта 2022 года), 2 191 руб. 50 коп. (17 мая 2022 года).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ, исходил из того, что у истца отсутствует совокупность необходимых условий для присвоения звания «Ветеран труда», в частности, необходимая продолжительность страхового стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин, или выслуга лет, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет, в календарном исчислении 20 лет.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал на правильное применение судом части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. Принимая во внимание, что на дату обращения с заявлением к ответчику истец уже являлся получателем пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что периоды службы, в том числе и по призыву, учтенные в стаж при назначении пенсии за выслугу лет, не могут учитываться в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Звание «Ветеран труда» предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения, в том числе в статью 7 Федерального закона «О ветеранах», которые вступили в силу с 01 июля 2016 года, и установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.

Так, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» изложен в следующей редакции: «2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.».

Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года №190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативным правовым актом Свердловской области, издаваемым Губернатором Свердловской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ, (далее – Положение) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 29 сентября 2016 года № 600 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», знаками отличия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», являются: медаль ФСБ России «За отличие в военной службе» II или I степени; медаль ФСБ России «За отличие в труде»; Почетная грамота ФСБ России.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

Пунктом «а» статьи 1 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 данного Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В силу части 2 статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление от 22 сентября 1993 года № 941) установлены периоды службы и работы, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий.

Пунктом 2 этого же Постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Пунктом 3 Постановления от 22 сентября 1993 года № 941 предусмотрены случаи зачета периодов службы в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы на льготных условиях.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее в редакции, действующей на 27 мая 2022 года) (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 данного Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в статьях 2, 10, 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Применительно к настоящему спору для присвоения истцу звания «Ветеран труда» необходима совокупность условий: факт награждения ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года; на момент обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 20 лет в календарном исчислении.

Приведенные нормы материального права в их совокупности судами применены не верно, вследствие чего не установлено, возникло ли у истца право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судами правильно установлено, что у истца имеется ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».

При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что у Николаева А.Е. отсутствует страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, а также отсутствует выслуга лет в календарном исчислении 20 лет.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами судов, поскольку они не соответствуют приведенным нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Так из ответа Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области следует, что выслуга лет Николаева А.Е., дающая основание для назначения ему с 14 декабря 2016 года пенсии за выслугу лет составляет 23 года, в которую вошли период службы с 14 мая 1997 года по 13 декабря 2016 года в календарном исчислении и половина периода обучения с 09 июля 1991 года по 14 июня 1996 года, таким образом, выслуга лет 23 года определена не в льготном исчислении и составляет более 20 лет.

Вместе с тем, как установлено судами, при подаче заявления о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», истцом в Управление была предоставлена справка о том, что выслуга лет у него составляет 19 лет 7 месяцев, следовательно, ответчик на основании представленных истцом документов не мог самостоятельно определить наличие у истца выслуги лет свыше 20 лет.

Также суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов об отсутствии у истца на момент подачи заявления трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет.

Как ранее указано, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитывается период прохождения военной службы, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Утверждение судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения в трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии и дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», периода прохождения военной службы со ссылкой на часть 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» является неправомерным, поскольку в настоящем случае речь идет о наличии у истца права на присвоение звания «Ветеран труда», а не о праве истца на назначение страховой пенсии по старости.

Частью 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» урегулированы вопросы исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, когда в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Данная норма в исключение из общего правила, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», о включении периода военной службы в страховой стаж, регламентирует вопросы одновременного назначения гражданину двух пенсий: по Закону от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и по Федеральному закону «О страховых пенсиях», поэтому она не подлежит применению для определения трудового (страхового) стажа, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда».

Исключение из трудового стажа, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», у военнослужащих. получающих пенсию по выслуге лет, но не имеющих продолжительности военной службы в календарном исчислении 20 лет, поставит их в неравное положение с военнослужащими, не получающими пенсию за выслугу лет, которым период военной службы на основании пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» включается в страховой стаж наравне с периодами работы.

Нельзя согласиться и с выводом судов о правомерном не включении в страховой стаж истца периода осуществления им предпринимательской деятельности с 01 января 2022 года по 25 мая 2022 года.

В соответствии с пунктом 3 Положения лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства заявление о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно пункту 4 данного Положения лицо, подавшее заявление, может представить документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (трудовая книжка или копия трудовой книжки, заверенная работодателем, или справка, выданная работодателем, подтверждающая наличие трудового (страхового) стажа, или основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, предусмотренная статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или справка военного комиссариата, воинской части, содержащая сведения о периоде прохождения военной службы, или документы финансовых органов об уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, или справка архивного учреждения), по собственной инициативе.

Таким образом, при подаче заявления могут быть предоставлены документы финансовых органов об уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, подтверждающие трудовой (страховой) стаж.

Как следует из материалов дела, при обращении истца 27 мая 2022 года в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», им были предоставлены квитанции об уплате страховых взносов от 05 марта 2022 года в размере 8 611 руб. 25 коп. и от 17 мая 2022 года в размере 8 611 руб. 25 коп.

Между тем, при принятии решения об отказе истцу во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», ответчиком данные документы не учтены, из уведомления начальника Управления от 03 июня 2022 года № 04/1995 следует, что при принятии решения учитывались лишь сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01 апреля 2022 года.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 5, 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении указываются: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части.

Указанные нормы процессуального права судами первой и апелляционной инстанции надлежаще не применены, не дана оценка имеющимся в материалах дела квитанциям об уплате страховых взносов, не установлено за какие периоды деятельности индивидуального предпринимателя уплачены эти страховые взносы, давали ли они право на включение периода с 01 января 2022 года по 27 мая 2022 года в страховой стаж истца, а также какова общая продолжительности трудового (страхового) стажа истца и достигла ли она 25 лет на день подачи истцом заявления о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца необходимой продолжительности страхового стажа для определения права истца на присвоение звания «Ветерана труда» основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что в процессе судебного заседания 24 октября 2022 года суд отказался предоставить истцу возможность дать объяснения по существу в рамках статьи 174 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению. Из протокола судебного заседания суда первой инстанции от 24 октября 2022 года усматривается, что истец давал объяснения по делу, заявлял ходатайства, участвовал в исследовании доказательств и в прениях.

Доводы жалобы истца о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившиеся в отказе исследовать находящиеся в материалах гражданского дела доказательства, подтверждающие позицию истца по всем пунктам апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.

Согласно части 3 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств.

Из разъяснений, изложенных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что суд апелляционной инстанции вправе отказать в удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, об оглашении имеющихся в деле доказательств с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, доводов апелляционных жалобы, представления, содержания обжалуемой части решения суда, наличия в действиях лица, заявившего ходатайство, злоупотребления своими процессуальными правами.

Как следует из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 19 апреля 2023 года, ходатайство истца об исследовании имеющихся в деле доказательств разрешено судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в его удовлетворении отказано, поскольку мотивированных доводов о необходимости исследования документов, указанных в апелляционной жалобе, не приведено. Все листы дела, на которые ссылается истец, подробно изложены в его письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемые постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права, судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.

Необходимости в рассмотрении дела в ином составе судей вопреки доводам кассационной инстанции судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 апреля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи