НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2023 № 2-127/2023

УИД 74RS0032-01-2022-008340-50

№ 88-19397/2023

Мотивированное определение

изготовлено 24 ноября 2023 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 16 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Зеленовой Е.Ф., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2023 по иску Панковой Любови Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о назначении страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на нее от истца Панковой Л.Ф., выслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сениной Т.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Арутюнян А.А., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Панкова Л.Ф. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным и отмене решения от 26 ноября 2021 года № 359072/21, возложении обязанности в течение 7 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в страховой стаж периоды:

- с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года обучения в СПТУ № 11 г. Рудный;

- с 13 марта 1992 года по 01 апреля 1996 года работы в Республике Казахстан в АО «Соколовский подземный рудник» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты;

- с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года работы в Республике Казахстан в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты;

включить в специальный стаж на соответствующих видах работ периоды:

- с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года обучения в СПТУ № 11 г. Рудный;

- с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года работы в Соколовско-Сорбайском горно-обогатительном комбинате в Соколовском подземном руднике в качестве машиниста конвейера на шахтной поверхности;

- с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года в качестве машиниста подъемных машин на шахтной поверхности;

- с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года работы в АО «Соколовский подземный рудник» в качестве машиниста подъемных машин;

- с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года работы в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты;

признать право на назначение страховой пенсии по старости с 26 мая 2021 года;

взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размер 300 руб.

В обоснование иска указала, что, обратившись в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, ей было отказано в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью 20 лет, стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 6 лет и величины ИПК в размере 21, так как спорные периоды работы не были включены в общий и специальный страховой стаж по причине их выполнения за пределами Российской Федерации. Считает данный отказ незаконным.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 11 мая 2023 года, исковые требования Панковой Любови Федоровны удовлетворены частично: признано незаконным и отменено решение ОПФР по Челябинской области от 26 ноября 2021 года № 359072/21 (в т.ч. решение с изменениями и дополнениями на 21 ноября 2022 года), в части отказа в назначении Панковой Любови Федоровны страховой пенсии по старости; отказа во включении в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периодов работы в р. Казахстан: в АО «Соколовский подземный рудник» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 13 марта 1992 года по 01 апреля 1996 года; в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года; отказа во включении в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ: периода обучения в СПТУ № 11 г. Рудный с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года, работы в Соколовско-Сорбайском горно-обогатительном комбинате в Соколовском подземном руднике с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года в качестве машиниста конвейера на шахтной поверхности, с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года в качестве машиниста подъемных машин на шахтной поверхности, работы в АО «Соколовский подземный рудник» с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года в качестве машиниста подземных машин на поверхности шахты, работы в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 1997 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность в течение 7 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периоды работы в Республике Казахстан в АО «Соколовский подземный рудник» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 13 марта 1992 года по 01 апреля 1996 года; в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года; включить в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ (по Списку № 2) период обучения в СПТУ № 11 г. Рудный с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года, работу в Соколовско-Сорбайском горно-обогатительном комбинате в Соколовском подземном руднике с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года в качестве машиниста конвейера на шахтной поверхности, с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года в качестве машиниста подъемных машин на шахтной поверхности; работу в АО «Соколовский подземный рудник» с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года в качестве машиниста подземных машин, работу в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 1997 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты, и назначить Панковой Любови Федоровне страховую пенсию по старости с 26 мая 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Панковой Любови Федоровны отказано.

В пользу Панковой Любови Федоровны с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2023 года, решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 мая 2023 года изменено в части признания незаконным и отмены решения ОПФР по Челябинской области от 26 ноября 2021 года № 359072/21 (в т.ч. решения с изменениями и дополнениями на 21 ноября 2022 года) об отказе во включении в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периодов работы в Республике Казахстан в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года; отказа во включении в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ работы в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 июня 1996 года по 31 декабря 1997 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты; возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периоды работы в Республике Казахстан: в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года; включить в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ (по Списку № 2): период работы в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 1997 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты, принято в данной части новое решение, которым признано незаконным ОПФР по Челябинской области от 26 ноября 2021 года № 359072/21 (в т.ч. решение с изменениями и дополнениями на 21 ноября 2022 года), в части отказа во включении в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периодов работы в Республике Казахстан: в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в должности машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 2020 года; отказа во включении в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ: в качестве машиниста подземных машин на поверхности шахты, работы в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 2012 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой стаж Панковой Любови Федоровны периоды работы в Республике Казахстан: в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 2020 года; включить в специальный стаж Панковой Любови Федоровны на соответствующих видах работ (по Списку № 2): работу в шахте «Соколовская» АО «ССГПО» с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 2012 года в качестве машиниста подъемных машин на поверхности шахты.

Это же решение дополнено указанием на основания назначения пенсии Панковой Любови Федоровны по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В остальной части это же решение оставлено без изменения

В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

В возражениях на кассационную жалобу Панкова Л.Ф. просит оставить ее без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась лично истец Панкова Л.Ф., сведения о причинах неявки не представила. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 мая 2021 года Панкова Л.Ф., <данные изъяты> года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Пенсионного фонда от 26 ноября 2021 года № 359072/21 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого страхового стажа, требуемого стажа на соответствующих видах работ, и требуемой величины ИПК.

В страховой стаж не засчитаны период обучения с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года, работы с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года в с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года, с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года, с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 1997 года; в специальный стаж не были засчитаны период обучения с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года, работы с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года, с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года, с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года, с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года, так как в указанные периоды Панкова Л.Ф. не проживала на территории Российской Федерации и по состоянию на 31 декабря 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»); после 01 января 1998 года законодательством Республики Казахстан не предусмотрено льготного пенсионного обеспечения, соответственно, отсутствует признак схожести законодательства двух государств, являющихся обязательными для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации.

По результатам проверки вынесено новое решение от 26 ноября 2021 года № 359072/21 (с изменениями и дополнениями на 21 ноября 2022 года) об отказе Панковой Л.Ф. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого страхового стажа, требуемого стажа на соответствующих видах работ, величины ИПК.

Указанным решением в общий страховой стаж Панковой Л.Ф. ответчиком добровольно учтены следующие спорные периоды:

обучения в СПТУ № 11 г. Рудный с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года;

работы в Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате в Соколовском подземном руднике с 22 июля 1986 года по 01 апреля 1991 года;

работы в Арендном предприятии «Соколовский подземный рудник» с 02 апреля 1991 года по 12 марта 1992 года.

Продолжительность страхового стажа истца указанным решением определена 08 лет 05 месяцев 11 дней, стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2- отсутствует, ИПК – 9,087.

Панкова Л.Ф. зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, является гражданином Российской Федерации, о чем ей выдан паспорт 19 декабря 2019 года.

Также установлено, что Панкова Л.Ф. работает на территории Республики Казахстан. Как следует из удостоверения личности истца на территории Республики Казахстан, регистрационного свидетельства она зарегистрирована в указанной республике в качестве нерезидента налогоплательщика.

Согласно копии трудовой книжки Панковой Л.Ф., она не имеет трудового стажа на территории Российской Федерации. При этом, все записи о спорных периодах обучения, работы в представленной трудовой книжке отражены.

Имеющиеся в деле справки работодателей, трудовой договор и дополнительные соглашения к нему, штатные расписания, архивные справки согласуются с записями в трудовой книжке истца.

Из указанных справок, а также ответа Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» следует, что за период работы Панковой Л.Ф. выплачивалась заработная плата, работодателем производились соответствующие перечисления обязательных пенсионных взносов.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в ее специальный стаж периодов работы с 22 июля 1986 года по 11 июня 1990 года в качестве машиниста конвейера на шахтной поверхности, с 12 июня 1990 года по 01 апреля 1991 года в качестве машиниста подъемных машин на шахтной поверхности, с 02 апреля 1991 года по 01 апреля 1996 года в качестве машиниста подземных машин, с 02 апреля 1996 года по 31 декабря 1997 года в качестве машиниста подъёмных машин, а также периода обучения с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, исходил из того, что представленные документы подтверждают выполнение истцом работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, а после окончания обучения она сразу трудоустроилась на работу, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (машинист конвейера).

Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы после 01 января 1998 года, суд первой инстанции указал, что в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Соответственно, в специальный стаж истца не подлежат включению спорные периоды ее работы с 01 января 1998 года по 25 мая 2021 года.

Разрешая требования о включении спорных периодов работы в страховой стаж, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, исходил из того, что поскольку спорные периоды учебы и работы истца до 01 января 1998 года были включены судом в специальный стаж Панковой Л.Ф., соответственно, данные периоды работы также подлежат включению и в страховой стаж истца. Спорные периоды работы Панковой Л.Ф. на территории Республики Казахстан в период до 01 января 2002 года подлежат включению в её общий страховой стаж вне зависимости от уплаты страховых взносов, поскольку факт действительной работы Панковой в эти спорные периоды подтверждается материалами дела. Между тем, в связи с добровольным включением ОСФР по Челябинской области периода обучения с 01 сентября 1983 года по 20 июля 1986 года и работы с 22 июля 1986 года по 01 апреля 1991 года и с 02 апреля 1991 года по 12 марта 1992 года в страховой стаж истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе во включении в страховой стаж истца периода обучения.

При этом как указал суд первой инстанции периоды работы Панковой в Республике Казахстан с 13 марта 1992 года по 01 апреля 1996 года, с 02 апреля 1996 года по 25 мая 2021 года подлежит включению в страховой стаж, поскольку факт осуществления трудовой деятельности подтверждается документально, в спорные периоды времени с 01 января 2002 года работодателем за работника Панкову Л.Ф. осуществлялись необходимые отчисления в соответствующие социальные фонды Республики Казахстан.

Разрешая требование Панковой Л.Ф. о назначении ей страховой пенсии по старости с 26 мая 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что истец достигла возраста 52 года на дату обращения в территориальный орган ПФР (26 мая 2021 года), при этом с учетом включения судом спорных периодов работы в общий и страховой стаж, Панкова Л.Ф. имеет общий страховой стаж более 20 лет и специальный стаж (на соответствующих видах работ) по Списку № 2 более 6 лет. Соответственно, у нее имеется совокупность всех необходимых условий для назначения ей пенсии с 26 мая 2021 года (с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд), поскольку на данную дату право на льготное пенсионное обеспечение у Панковой Л.Ф. фактически имелось.

Разрешая вопрос о возможности назначения Панковой пенсии по законодательству Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из положений части 4 статьи 3 «Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза» (заключено в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года), согласно которому трудящемуся (члену семьи) не может быть отказано в назначении и выплате пенсии на основании местожительства на территории другого государства-члена, если иное не установлено настоящим Соглашением. Указанной нормой закона установлен запрет на отказ в назначении пенсии по мотиву постоянного проживания на территории иного государства – члена, факт работы в настоящее время на территории Республики Казахстан (являющейся государством – членом Соглашения) не должен влиять на возможность назначения ей пенсии на территории Российской Федерации, поскольку Панкова Л.Ф. не является получателем пенсии в Республике Казахстан.

Суд первой инстанции признал обоснованным требование истца о возложении на Пенсионный фонд обязанности в течение 7 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в страховой и специальный стаж названные выше спорные периоды учебы, работы, а также назначить пенсию, полагая данный срок достаточным для выполнения необходимых действий.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что законодательством регламентирована компенсация морального вреда за личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, деловая репутация), нарушение которых ответчиком не допущено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, за исключением выводов суда об отказе во включении в специальный стаж периодов работы после 01 января 1998 года, о включении в страховой стаж периодов ее работы на территории Республики Казахстан после 01 января 2021 года, в части возложения на ОСФР по Челябинской области обязанности исполнить решение в течение 7 календарных дней с момента вступления его в законную силу.

Не соглашаясь с решением суда о включении в страховой стаж Панковой Л.Ф. периодов ее работы на территории Республики Казахстан после 01 января 2021 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года. С учетом положений Соглашения 20 декабря 2019 года оснований для включения в страховой стаж истца периодов после 01 января 2021 года не имелось.

Установив из справки от 30 октября 2019 года АО «Соколовско-Сарбайское горно - обогатительное производственное объединение», подтверждающей выполнение истцом работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, что после 31 декабря 1997 года Панкова Л.Ф. также продолжила выполнять работы в качестве машиниста подъемных машин с полным рабочим днем на шахтной поверхности. Работы производились постоянно, полный рабочий день, при полной рабочей неделе. Код профессии 2010100а-14021, что предусмотрено Списком № 2 от 1991 года. В справке отражено, что оплата труда соответствовала работе во вредных и тяжелых условиях труда, к основному отпуску предоставлялись дополнительные дни, а также перечислены документы, на основании которых была выдана указанная справка. Факт оплаты страховых взносов работодателем в период после 01 января 2002 года подтвержден ответом Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан». При этом в Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий», которое в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. Сторона ответчика в суде апелляционной инстанции признала, что включение в специальный стаж работы истца после 31 декабря 1997 года повлияет на размер ее пенсии, руководствуясь частью 1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости выхода за пределы доводов апелляционной жалобы с вынесением решения о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж Панковой Л.Ф. по Списку № 2 период с 01 января 1998 года по 31 декабря 2012 года.

Отказывая во включении периодов работы после 31 декабря 2012 года суд апелляционной инстанции указал на то, что с 01 января 2013 года дополнительные тарифы не оплачивались.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии права на назначение досрочной пенсии по старости, суд апелляционной инстанции указал, что из предполагаемого расчета стажа, ИПК, с учетом включения спорных периодов, а также с учетом сведений о заработке Панковой Л.Ф., продолжительности стажа и размера ИПК у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 26 мая 2021 года. Суд апелляционной инстанции дополнил решение суда указанием на основание назначения пенсии Панковой Л.Ф. на пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не применимы положения части 4 статьи 3 Соглашения 2019 года суд апелляционной инстанции признал обоснованными, указав, что в данном случае истцу должна быть назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако применение указанных положений Соглашения не привело к неправильному разрешению спора в заявленной части.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).

Согласно статье 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

В соответствии со Списком № 2 от 1991 года разделом I «Горные работы» подразделом 1а «Открытые горные работы и работы на поверхности шахт, рудников» правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются машинисты конвейеров (код позиции 2010100а-13777), машинисты подъемных машин (код позиции 2010100а-14021), а разделом II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» подразделом «а» - машинисты конвейеров (код позиции 2030000а-13777).

Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу пункта 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вопреки доводам кассационной жалобы, до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01 января 2021 года.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Довод кассационной жалобы о том, что Панкова Л.Ф. в настоящее время работает на территории Республики Казахстан. Осуществление постоянной трудовой деятельности предполагает постоянное проживание гражданина на территории страны трудоустройства, в связи с чем полагает, что законных оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ гражданину, проживающему и работающему на территории другого государства - члена не имеется, отклоняется, поскольку при наличии у гражданина Российской Федерации права на назначение пенсии и стажа, требуемой продолжительности, такому лицу пенсия должна быть назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Панкова Л.Ф. является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована на территории Российской Федерации, и в данном случае пенсия ей должна быть назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о том, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан. Между тем в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в специальный стаж истца для определения ее права на такую пенсию на территории Российской Федерации не могут быть включены спорные периоды работы после 01 января 1998 года, не основан на законе. Специальный стаж истца включается по законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем при разрешении требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж суд апелляционной инстанции не учел, что периоды отвлечения от работы не подлежат включению в специальный стаж.

Включение периодов отвлечения от работы, к которым относятся периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, периоды простоя, в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрено.

Нахождение работника в отпуске без сохранения заработной платы, в простое не подпадает под основания включения периодов работы в специальный стаж. В течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы, в период простоя работник не выполняет трудовые функции, за выполнение которых установлено специальное льготное пенсионное обеспечение, потому оснований для включения таких периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не имеется.

При разрешении требований о включении спорных периодов в специальный стаж суды не установили и не проверили, имелись ли у истца в спорные периоды отвлечения от работы. Если названные периоды имелись, то суду следовало выяснить, повлияет ли их исключение из специального стажа на право Панковой Л.Ф. на получение пенсии и на размер пенсии.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда в той, части которой были включены периоды отвлечения от работы, а также отменяя решение суда и включая в специальный стаж периоды работы истца оставил без внимания и надлежащей правовой оценки справку, уточняющую льготный характер работы от 30 октября 2019 года № 653, в которой содержится информация об отвлечениях Панковой Л.Ф. от работы – отпуск без сохранения заработной платы с 23 августа 1996 года по 30 сентября 1997 года, простои: 1994 год (31 день), 1995 год (1 день), 1998 год (21 день) (л.д. 27 том 1).

При таких обстоятельствах, нельзя признать правомерными выводы суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж истца периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и простоев, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2023 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.

Председательствующий

Судьи